Тема № 2. «Классы психических эмоциональных состояний: эмоции, чувства, аффекты. Сходства и различия эмоций, чувств и аффектов»

Научные определения таких понятий как: «чувствительность» [6] «физическое состояние», «физиологическое состояние», «физиопсихическое состояние», «психическое состояние», [7] «психическое эмоциональное состояние», «психический процесс», [8] «психический эмоциональный процесс», «психическая деятельность». [9] Трактовка собственно эмоций как одного из основных параметров (качеств) личности. Характеристика эмоций как психического явления. [10]

Эмоции в качестве психического явления (психического феномена). [11] Эмоции в качестве простых психических процессов импульсивной регуляции поведения, субъективных состояний человека и животных, связанных с оценкой значимости для индивида действующих на него внешних или внутренних раздражителей и выражающиеся, прежде всего, в форме непосредственных переживаний удовольствия или неудовольствия, радости или печали, страха, гнева и т.д. и пр. Эмоции как процесс и как состояние. Эмоции в качестве непрерывного психического процесса, состоящего из отдельных психических состояний. Причинно-следственная природа психических эмоциональных состояний. Взаимодетерминация и взаимопереходы (термины А.Н. Леонтьева) эмоциональных психических состояний. Причинно-следственная характеристика динамики и взаимопереходов психических эмоциональных состояний. Обусловленность психических эмоциональных состояний деятельностью и общением субъекта.

Динамика психического функционирования эмоций. Основополагающие нервно-психические аспекты проявлений и выражения эмоциональных состояний личности. Концепция В. Вундта. «Схема» протекания психических эмоциональных состояний по В. Вундту. Многообразие эмоций и чувств Вильгельм Вундт символически изобразил посредством геометрического (графического) построения основных форм направленности эмоций и чувств. Сделал он это в системе трёх нервно-эмоциональных «измерений» принципиально возможной выраженности внутренних и внешних проявлений эмоций и чувств человека. 1. Возбуждение/Успокоение (ось ординат – ось Х); 2. Удовольствие/Неудовольствие (ось абсцисс – ось У); 3. Напряжение/Разрешение (Разрядка) – (ось Z).

Эмоции (стенические и астенические), [12] чувства и аффекты в качестве базовых классов психических эмоциональных состояний.

Определение чувств как психического явления. [13] Чувства как устойчивые эмоциональные отношения человека к явлениям действительности, познавательно отражающие значение и смысл этих явлений в связи с его потребностями и мотивами. Чувства как высший продукт развития эмоциональных процессов индивида в общественных условиях. Утверждение о том, что порождаемые миром объективных явлений, то есть имеющие строго причинно-обусловленную природу, чувства так или иначе субъективны, поскольку одни и те же явления и процессы для разных людей могут иметь различное значение.

Аффекты как особый вид эмоциональных реакций. [14] Аффект как непатологическая дезориентация сознания, вызванная внезапным сверхсильным эмоциональным воздействием при неспособности лица найти адекватный выход из острой ситуации. Физиопсихическая специфика аффектов и аффективных реакций. Аффект как форма эмоций, представляющая собой бурную, чаще всего кратковременную эмоцию. Физиологические и психологические характеристики аффектов. Аффекты в качестве реакций, сопряжённых с выраженными двигательными и органическими проявлениями, приводящих к затормаживанию или нарушению всех других психических процессов, в особенности познавательных процессов. Функциональное понимание аффективных явлений по Э. Клапареду. Концепции А.Н. Леонтьева и А.Р. Лурия. Аффективные следы. Подчёркивание того, что на основе пережитых аффектов формируются особые аффективные комплексы (страх, гнев), которые могут запускаться при столкновении даже с отдельными элементами ситуации, спровоцировавшей аффект первоначально, без достаточного осознавания вызвавших аффективную реакцию причин. Диагностика аффективных следов. Методы свободных ассоциаций и сопряжённых моторных реакций по А.Р. Лурия.

Сходства и различия эмоций, чувств и аффектов.

Контрольные вопросы и вопросы к семинару по теме № 2:

1. Что такое «физическое», «физиологическое» и «физиопсихическое» состояние?

2. Что такое «психическое состояние», «психическое эмоциональное состояние», «психический процесс», «психический эмоциональный процесс»?

3. Эмоции как психический феномен: явление, процесс, состояние. Раскройте смысл и значение эмоций как психического явления. Опишите эмоции в качестве психического процесса, состоящего из сменяющихся психических состояний.

4. Охарактеризуйте разные аспекты причинно-следственной природы психических эмоциональных состояний.

5. Проясните основополагающие психические динамические измерения протекания эмоциональных состояний по В. Вундту.

6. Раскройте специфику чувств и осветите их сущностные особенности сравнительно с эмоциями.

7. Объясните эмоции, чувства и аффекты в качестве основных элементов эмоционально-чувственной сферы.

8. Осветите аффекты как особый вид эмоциональных реакций. Какова физиопсихическая специфика аффектов и аффективных реакций?

9. Каковы физиологические и психологические характеристики аффектов? Объясните функциональное понимание аффективных явлений по Э. Клапареду.

10. Опишите аффекты в качестве специфического вида эмоционального реагирования. Осветите в данном смысловом контексте научные концепции А.Н. Леонтьева и А.Р. Лурия.

11. Что такое «аффективный след»? Каким образом осуществляется диагностика аффективных следов? Расскажите о методах свободных ассоциаций и сопряженных моторных реакций по А.Р. Лурия.

12. Каковы сходства и различия эмоций, чувств и аффектов?

Рекомендуемая по теме № 2 базовая литература:

1. Бойко В.В. Энергия эмоций. – 2-е изд., доп. и перераб. – СПб.: Питер, 2004.

2. Василюк Ф.Е. Психология переживания. Анализ преодоле­ния критических ситуаций. – М.: МГУ, 1984.

3. Донцов Д.А. Психология эмоций. – М.: СГА, 2007.

4. Донцова М.В. Психология личности. – Тула: ТГПУ, 2009.

5. Донцов Д.А., Сенкевич Л.В, Турчан О.В. Общая психология: учебно-методическое пособие / ФГБОУ ВПО ГКА им. Маймонида. – М.: Человек, 2012.

6. Изард К. Психология эмоций. – СПб.: Питер, 2000.

7. Ильин Е.П. Эмоции и чувства. – СПб.: Питер, 2002.

8. Куликов Л.В. Психология настроения. – СПб.: СПбГУ, 1997.

9. Куликов Л.В. Эмоциональная устойчивость личности. – СПб.: СПбГУ, 2008.

10. Психология личности в трудах зарубежных психологов. Под ред. Реана А.А. – СПб., 2000.

11. Психические состояния: Хрестоматия / сост. Л.В. Куликов. – СПб.: СПбГУ, 2000.

12. Психология личности в трудах отечественных психологов: Хрестоматия / сост. Л.В. Куликов. – СПб.: Питер, 2009.

13. Психология мотивации и эмоций. Хрестоматия. Под. ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, М.В. Фаликман. – М.: Че-Ро, 2002.

14. Психология эмоций. Хрестоматия. Под. ред. Вилюнаса В.К. – СПб.: Питер, 2006.

15. Фрейджер Р., Фейдимен Д. Личность. Теории, упражнения, эксперименты. – СПб.: Прайм-Еврознак, 2006.

16. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. – СПб.: Питер, 2002.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: