ИНСТРУКЦИЯ. Внимательно читайте каждую группу показаний (предложений, утверждений) и выбирайте каждый раз из них наиболее подходящий Вам вариант ответа (отмечайте цифру наиболее подходящего варианта ответа).
№1 | Моё настроение сейчас не более подавлено (печально), чем обычно. | |
Моё настроение, пожалуй, более подавлено (печально), чем обычно. | ||
Моё настроение заметно более подавлено (печально), чем обычно. | ||
Моё настроение намного более подавлено (печально), чем обычно. | ||
№2 | Я чувствую, что у меня нет тоскливого (траурного) настроения. | |
У меня иногда бывает тоскливое (траурное) настроение. | ||
У меня часто бывает тоскливое (траурное) настроение. | ||
Тоскливое (траурное) настроение бывает у меня постоянно. | ||
№3 | Я не чувствую себя так, будто я остался(лась) без чего-то очень важного для меня. | |
У меня иногда бывает такое чувство, будто я остался(лась) без чего-то очень важного для меня. | ||
У меня часто бывает такое чувство, будто я остался(лась) без чего-то очень важного для меня. | ||
Я постоянно чувствую себя так, будто я остался(лась) без чего-то очень важного для меня. | ||
№4 | У меня не бывает чувства, будто моя жизнь зашла в тупик. | |
У меня иногда бывает такое чувство, будто моя жизнь зашла в тупик. | ||
У меня часто бывает такое чувство, будто моя жизнь зашла в тупик. | ||
Я постоянно чувствую себя так, будто моя жизнь зашла в тупик. | ||
№5 | У меня не бывает чувства, будто я состарился(лась) | |
У меня иногда бывает такое чувство, будто я состарился(лась) | ||
У меня часто бывает такое чувство, будто я состарился(лась) | ||
Я постоянно чувствую себя так, будто я состарился(лась) | ||
№6 | У меня не бывает состояний, когда на душе очень тяжело | |
У меня иногда бывает состояние, когда на душе очень тяжело | ||
У меня часто бывает состояние, когда на душе очень тяжело | ||
Я постоянно нахожусь в таком состоянии, когда на душе очень тяжело | ||
№7 | Я чувствую себя спокойно за своё будущее, как обычно. | |
Пожалуй, будущее беспокоит меня больше, чем обычно | ||
Будущее беспокоит меня значительно больше, чем обычно | ||
Будущее беспокоит меня намного больше, чем обычно | ||
№8 | В своём прошлом я вижу плохого не больше, чем обычно | |
В своём прошлом я вижу плохого несколько больше, чем обычно | ||
В своём прошлом я вижу плохого значительно больше, чем обычно | ||
В своём прошлом я вижу намного больше плохого, чем обычно | ||
№9 | Надежд на лучшее у меня не меньше, чем обычно | |
Надежд на лучшее у меня несколько меньше, чем обычно | ||
Надежд на лучшее у меня значительно меньше, чем обычно | ||
Надежд на лучшее у меня намного меньше, чем обычно | ||
№10 | Я боязлив(а) не более обычного | |
Я боязлив(а) несколько более обычного | ||
Я боязлив(а) значительно более обычного | ||
Я боязлив(а) намного более обычного | ||
№11 | Хорошее меня радует, как и прежде | |
Я чувствую, что хорошее меня радует несколько меньше прежнего | ||
Я чувствую, что хорошее меня радует значительно меньше прежнего | ||
Я чувствую, что хорошее меня радует намного меньше прежнего | ||
№12 | У меня нет чувства, что моя жизнь бессмысленна | |
У меня иногда бывает такое чувство, что моя жизнь бессмысленна | ||
У меня часто бывает такое чувство, что моя жизнь бессмысленна | ||
Я постоянно чувствую себя так, будто моя жизнь бессмысленна | ||
№13 | Я обидчив(а) не больше, чем обычно | |
Пожалуй, я несколько более обидчив(а), чем обычно | ||
Я обидчив(а) значительно больше, чем обычно | ||
Я обидчив(а) намного больше, чем обычно | ||
№14 | Я получаю удовольствие от приятного, как и раньше | |
Я получаю удовольствие от приятного несколько меньше, чем раньше | ||
Я получаю удовольствие от приятного значительно меньше, чем раньше | ||
Я не получаю теперь удовольствие от приятного | ||
№15 | Обычно я не чувствую вины, если нет на это причины | |
Иногда я чувствую себя так, будто в чём-то я виноват(а) | ||
Я часто чувствую себя так, будто в чём-то я виноват(а) | ||
Я постоянно чувствую себя так, будто в чём-то я виноват(а) | ||
№16 | Если что-то у меня не так, я виню себя за это не больше обычного | |
Если что-то у меня не так, я виню себя за это несколько больше обычного | ||
Если что-то у меня не так, я виню себя за это значительно больше обычного | ||
Если что-то у меня не так, я виню себя за это намного больше обычного | ||
№17 | Обычно у меня не бывает ненависти к себе | |
Иногда бывает, что я ненавижу себя | ||
Часто бывает так, что я себя ненавижу | ||
Я постоянно чувствую, что я ненавижу себя | ||
№18 | У меня не бывает чувства, будто я погряз(ла) в грехах | |
У меня иногда теперь бывает такое чувство, будто я погряз(ла) в грехах | ||
У меня часто бывает теперь такое чувство, будто я погряз(ла) в грехах | ||
Чувство, будто я погряз(ла) в грехах, у меня теперь не проходит | ||
№19 | Я виню себя за проступки других не больше обычного | |
Я виню себя за проступки других несколько больше обычного | ||
Я виню себя за проступки других значительно больше обычного | ||
Я виню себя за проступки других намного больше обычного | ||
№20 | Состояние, когда всё кажется бессмысленным, у меня обычно не бывает | |
Иногда у меня бывает такое состояние, когда всё кажется бессмысленным | ||
У меня часто бывает теперь такое состояние, когда всё кажется бессмысленным | ||
Состояние, когда всё кажется бессмысленным, у меня теперь не проходит | ||
№21 | Чувства, что я заслужил(а) кару, у меня не бывает | |
Теперь иногда у меня бывает чувство, что я заслужил(а) кару | ||
У меня часто бывает теперь чувство, что я заслужил(а) кару | ||
Чувство, что я заслужил(а) кару, у меня теперь практически не проходит | ||
№22 | Я вижу в себе не меньше хорошего, чем прежде | |
Я вижу в себе несколько меньше хорошего, чем прежде | ||
Я вижу в себе значительно меньше хорошего, чем прежде | ||
Я вижу в себе намного меньше хорошего, чем прежде | ||
№23 | Обычно я думаю, что во мне плохого не больше, чем в других | |
Иногда я думаю, что во мне плохого больше, чем в других | ||
Часто я думаю, что во мне плохого больше, чем в других | ||
Постоянно я думаю, что во мне плохого больше, чем в других | ||
№24 | Желания умереть у меня не бывает | |
Желание умереть у меня иногда бывает | ||
Желание умереть у меня бывает теперь часто | ||
Желание умереть теперь постоянное моё желание | ||
№25 | Я не плачу | |
Я иногда плачу | ||
Я плачу часто | ||
Я хочу плакать, но слёз у меня уже нет | ||
№26 | Я не чувствую, что раздражителен(а) | |
Я раздражителен(а) несколько больше обычного | ||
Я раздражителен(а) значительно больше обычного | ||
Я раздражителен(а) намного больше обычного | ||
№27 | У меня не бывает состояний, когда я не чувствую своих эмоций | |
Иногда у меня бывает такое состояние, что я не чувствую своих эмоций | ||
У меня часто бывает такое состояние, что я не чувствую своих эмоций | ||
У меня теперь не проходит состояние, когда я не чувствую своих эмоций | ||
№28 | Моя умственная активность никак не изменилась | |
Я чувствую теперь какую-то неясность в своих мыслях | ||
Я чувствую теперь, что я сильно «отупел(а)», («в голове мало мыслей») | ||
Я совсем ни о чём теперь не думаю («голова пустая») | ||
№29 | Я не потерял(а) интерес к другим людям | |
Я чувствую, что мой прежний интерес к людям несколько уменьшился | ||
Я чувствую, что мой прежний интерес к людям намного уменьшился | ||
Я чувствую, что мой прежний интерес к людям совсем пропал («я никого не хочу видеть») | ||
№30 | Я принимаю решения, как и обычно | |
Мне труднее принимать решения, чем обычно | ||
Мне намного труднее принимать решения, чем обычно | ||
Я уже не могу сам(а) принимать никаких решений | ||
№31 | Я не менее привлекателен(а), чем обычно | |
Пожалуй, я несколько менее привлекателен(а), чем обычно | ||
Я значительно менее привлекателен(а), чем обычно | ||
Я чувствую, что я выгляжу теперь просто безобразно | ||
№32 | Я могу работать, как обычно | |
Мне несколько труднее работать, чем обычно | ||
Мне значительно труднее работать, чем обычно | ||
Я совсем не могу теперь работать («всё валится из рук») | ||
№33 | Я сплю не хуже, чем обычно | |
Я сплю несколько хуже, чем обычно | ||
Я сплю значительно хуже, чем обычно | ||
Теперь я почти совсем не сплю | ||
№34 | Я устаю не больше, чем обычно | |
Я устаю несколько больше, чем обычно | ||
Я устаю значительно больше, чем обычно | ||
У меня уже нет никаких сил что-то делать | ||
№35 | Мой аппетит не хуже обычного | |
Мой аппетит несколько хуже обычного | ||
Мой аппетит значительно хуже обычного | ||
Аппетита у меня теперь совсем нет | ||
№36 | Мой вес остаётся неизменным | |
Я немного похудел(а) в последнее время | ||
Я заметно похудел(а) в последнее время | ||
В последнее время я очень похудел(а) | ||
№37 | Я дорожу своим здоровьем, как и обычно | |
Я дорожу своим здоровьем меньше, чем обычно | ||
Я дорожу своим здоровьем значительно меньше, чем обычно | ||
Я совсем не дорожу теперь своим здоровьем | ||
№38 | Я интересуюсь сексом как и прежде | |
Я несколько меньше интересуюсь сексом чем прежде | ||
Я интересуюсь сексом значительно меньше, чем прежде | ||
Я полностью потерял(а) интерес к сексу | ||
№39 | Я не чувствую, что моё «Я» как-то изменилось | |
Теперь я чувствую, что моё «Я» несколько изменилось | ||
Теперь я чувствую, что моё «Я» значительно изменилось | ||
Моё «Я» так изменилось, что теперь я не узнаю себя сам(а) | ||
№40 | Я чувствую боль, как и обычно | |
Я чувствую боль сильнее, чем обычно | ||
Я чувствую боль слабее, чем обычно | ||
Я почти не чувствую теперь боли | ||
№41 | Некоторые расстройства (сухость во рту, сердцебиение, запоры, удушье) у меня бывают не чаще, чем обычно | |
Некоторые расстройства (сухость во рту, сердцебиение, запоры, удушье) у меня бывают несколько чаще, чем обычно | ||
Некоторые расстройства (сухость во рту, сердцебиение, запоры, удушье) у меня бывают значительно чаще, чем обычно | ||
Некоторые расстройства (сухость во рту, сердцебиение, запоры, удушье) у меня бывают намного чаще, чем обычно | ||
№42 | Утром моё настроение обычно не хуже, чем к ночи | |
Утром моё настроение обычно несколько хуже, чем к ночи | ||
Утром моё настроение обычно значительно хуже, чем к ночи | ||
Утром моё настроение обычно намного хуже, чем к ночи | ||
№43 | У меня не бывает спадов настроения весной (осенью) | |
Однажды у меня был спад настроения весной (осенью) | ||
У меня два или три раза были спады настроения весной (осенью) | ||
У меня много раз были спады настроения весной (осенью) | ||
№44 | Плохое настроение у меня бывает, но это длится недолго | |
Подавленное настроение у меня может длиться по целой неделе, а подчас, и до целого месяца | ||
Подавленное настроение у меня может длиться многими месяцами, иногда, – по полгода | ||
Подавленное настроение у меня может длиться до года, и, даже, больше |
ОБРАБОТКА ДАННЫХ. Определяется сумма отмеченных номеров ответов, которые, одновременно, являются баллами.
|
|
|
|
|
|
|
|
ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ДАННЫХ.
1-9 баллов – депрессия практически отсутствует;
10-24 баллов – депрессия совсем незначительна, минимальна;
25-44 баллов – лёгкая депрессия;
45-67 баллов – умеренная (средняя) депрессия;
68-87 баллов – выраженная депрессия;
88 и более баллов – глубокая депрессия.
ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕПРЕССИВНЫХ СОСТОЯНИЙ.
АПАТИЯ, – это состояние безучастности, равнодушия, полной индифферентности к происходящему, к окружающим, к своему положению, к прошлому, к перспективам на будущее. Апатия – это преходящее (кратковременное) или стойкое (долговременное) тотальное «выпадение» как высших (социальных) чувств, так и существенное «приглушение» ситуативных эмоций.
ГИПОТИМИЯ (сниженное настроение), – это аффективная подавленность в виде опечаленности, тоскливости, переживания потери, утраты, безысходности, разочарования, обречённости, ослабления привязанности к жизни. Положительные эмоции при этом поверхностны, истощаемы, могут быть практически полностью подавлены.
ДИСФОРИЯ (от греч. dysphoreo – «плохо переношу», «несу плохое, дурное»), – это мрачность, озлобленность, враждебность, угрюмое настроение с ворчливостью, брюзжанием, недовольством, неприязненным отношением к окружающим, вспышками раздражения, гнева, ярости, которая может сопровождаться агрессией и разрушительными действиями.
РАСТЕРЯННОСТЬ, – это острое чувство потерянности, неумения, беспомощности, непонимания самых простых жизненных ситуаций и изменений своего психического состояния. При ярко выраженной растерянности типичны сверхизменчивость настроения, неустойчивость внимания, вопрошающее выражение лица, позы и жесты крайне озадаченного и неуверенного человека.
ТРЕВОГА, – это неясное, непонятное самому человеку чувство растущей опасности, предчувствия катастрофы, при сильной выраженности, – напряжённое ожидание трагического исхода. В состоянии большой тревоги, эмоциональная негативная энергия человека действует на него самого столь мощно, что возникают своеобразные физические ощущения: «внутри всё сжалось в комок, напряглось, натянулось как струна, вот-вот порвётся, лопнет...». Тревога сопровождается двигательным возбуждением, тревожными возгласами, оттенками панических интонаций, утрированными выразительными пантомимическими актами.
СТРАХ, – это отрицательное, так называемое разлит о е, сильно угнетённое или паническое эмоциональное состояние. Страх психологически невольно переносится человеком на все окружающие обстоятельства и проецирующееся на всё в окружающем. Страх может быть связан с определёнными негативными ситуациями, объектами, лицами. Страх выражается переживанием опасности, непосредственной угрозы жизни, здоровью, благополучию, престижу. Страх может сопровождаться своеобразными физическими ощущениями: «внутри всё похолодело, оборвалось», «сковало грудь» и т.п.
[1] «Нейротизм» – термин предложен Г. Айзенком. Нейротизм – это эмоциональная устойчивость/неустойчивость (её степень), эмоциональная стабильность/нестабильность, вернее, уровень таковой. Проявления нейротизма связаны с показателями лабильности (подвижности) нервной системы.
[2] Термин «дискретность» обозначает в своем философско-психологическом понятийном значении следующее. Дискретность это выражение общего (например, присущих всем эмоций) через частное (например, через индивидуальные психические особенности переживания), которое, при этом, обладает некоторыми специфическими характеристиками (в данном случае - смысл (зависящий от личностного эмоционального опыта), вкладываемый личностью в то или иное переживание)). Дискретность также это прерывность (смена психических эмоциональных состояний) и непрерывность (перманентность, постоянство, непрекращаемость) чего-либо (в данном случае - психического эмоционального процесса (мы помним, что непрерывный психический эмоциональный процесс состоит, в каждый момент времени, из отдельных эмоциональных психических состояний)).
[3] «Психотизм» – термин Г. Айзенка. Психотизм – это склонность к асоциальному (противоправному) поведению, склонность к вычурности, неадекватности эмоциональных реакций, склонность к высокой конфликтности, к неконтактности, к эгоцентричности, к эгоистичности, к равнодушию. Подобного рода проявления есть у всех людей, - все дело в том, насколько эти склонности выражены.
[4] РАЗВЁРНУТОЕ СМЫСЛОВОЕ СОДЕРЖАНИЕ ЛЕКЦИЙ, КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ, ВОПРОСЫ К СЕМИНАРАМ И РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА ПО ВСЕЙ ТЕМАТИКЕ ДИСЦИПЛИНЫ.
[5] «Нейротизм» (термин Г. Айзенка) – эмоциональная устойчивость/неустойчивость личности. Термин характеризует эмоциональную стабильность/нестабильность личности. Данное явление связано с параметрами лабильности (подвижности) нервной системы.
[6] Чувствительность: 1) общая способность к ощущению; чувствительность появляется в филогенезе, когда живые организмы начинают реагировать на факторы окружающей среды, выполняющие сигнальную функцию по отношению к имеющим прямое биологическое значение воздействиям; 2) в дифференциальной психологии и характерологии – повышенная готовность к аффективным реакциям; 3) в психофизике – величина, обратно пропорциональная порогу ощущения. Соответственно различают абсолютную и дифференциальную (разностную) чувствительность. Классификация видов чувствительности совпадает с существующими классификациями ощущений.
[7] Психические состояния – это целостные проявления личности, они характеризуют активность личности: творческое вдохновение и утомление, подъём и спад настроения, уверенность и сомнения в своих силах и пр. Примеры психических состояний: сосредоточение внимания, страх, тревожность, мотивационный конфликт и пр. Психические состояния всегда причинно обусловлены, имеют временный характер, служат фоном, на котором протекает психическая деятельность человека, и несут на себе отпечаток личности человека. Психические состояния обязательно имеют эмоционально-чувственную компоненту, более того, она выступает в качестве базовой фактически в любом психическом состоянии. Психические состояния, например, стресс, фрустрация, аффект, – практически повсеместно эмоциональны по своей природе, и имеют место, преимущественно, в эмоционально-чувственной сфере психики личности.
[8] Психические процессы – это формы психического системного отражения окружающей действительности, активного взаимодействия с нею и формирования личностного отношения к ней, осуществляющиеся человеком в ходе психической познавательной, эмоциональной, волевой и мотивационной деятельности. Эти процессы происходят не только по отношению к внешней действительности, но и по отношению к собственному внутреннему миру, содержание которого и составляют данные процессы. Под «внешней действительностью» мы понимаем, в данном смысловом контексте, природную среду, социальную среду, информационную среду, психологическое содержание других людей, окружающих субъекта, составляющих его микросоциум. Через психические процессы человек познаёт себя и окружающий мир. Течение психических процессов обусловлено условиями жизнедеятельности человека, конкретными задачами и требованиями деятельности, выполняемой человеком, и объективно имеющимися социальными условиями и ситуациями его взаимодействия с другими людьми. Психические процессы человека делятся на четыре вида: 1) Познавательные, - ощущение, восприятие, внимание, память, воображение, мышление и речь.; 2) Эмоциональные, - эмоции, чувства, аффекты; 3) Волевые, - воля, волевые действия и 4) Мотивационные, - мотивация и мотивы.
[9] Психическая деятельность – это базовая форма внутренней психологической жизнедеятельности человека, это активность его внутреннего мира, это полиаспектное движение его психической интрасреды. Главным параметром психической деятельности человека, её интегральной единицей, является интрасубъектное, мотивационное, эмоционально-когнитивное переживание-отношение к собственному внутреннему миру и к окружающей среде. Выделяется познавательная, эмоциональная, волевая и мотивационная психическая интрадеятельность. Таким образом, психическая деятельность осуществляется в рамках познавательной, эмоционально-чувственной, волевой и мотивационной сфер психики личности. Виды психической деятельности. 1. Познавательная психическая деятельность – формирует знания об окружающем мире и о себе в этом мире. 2. Эмоциональная психическая деятельность – выражает внутреннее отношение человека к тому или иному познанию, явлению, феномену, объекту, предмету, субъекту. 3. Волевая психическая деятельность – активное долговременное воздействие на окружающий мир; во внутреннем плане, - это волевая сознательная регуляция психической активности и поведения. 4. Мотивационная психическая деятельность отображает собою осознание каждым человеком в процессе жизни наиболее важных для него устремлений, желаний, побуждений, т.е. – актуальной мотивации. Мотивация в целом, как квинтэссенция психической активности, задаёт направления жизнедеятельности и цели деятельности для каждой личности.
[10] Понятие «явление» включает в себя понятие «процесс» и понятие «состояние». Эмоции представляют собой психический эмоциональный процесс, состоящий из перетекающих друг в друга психических эмоциональных состояний. Психические эмоциональные состояния изменяются под воздействием интрапсихической деятельности личности и в силу внешних влияний на личность.
[11] Эмоции (от лат. emovere – волновать, возбуждать и от фр. emotion – волнение, возбуждение) – это особый класс психических процессов и состояний человека и животных, связанных с инстинктами, потребностями, мотивами и отражающих в форме непосредственного переживания эмоциональных состояний, – например, удовлетворения, радости, страха и т.д., – значимость действующих на индивида явлений и ситуаций и значение их для потребностного осуществления его жизнедеятельности. Сопровождая практически любые проявления активности субъекта, эмоции служат одним из главных механизмов внутренней регуляции психической деятельности и поведения, направленных на удовлетворение актуальных потребностей.
[12] «Стена» - сила (греч.). «Стенические/астенические», - наименования эмоций относительно их влияния на организм. Стенические эмоции тонизируют, повышают активность организма, астенические – тормозят, понижают активность организма.
[13] Чувства (англ. sentiments) – это процессы внутренней регуляции деятельности человека, отражающие смысл (значение для процесса его жизнедеятельности), который имеют для него реальные или абстрактные, конкретные или обобщённые объекты. Выделяется множество видов, форм и проявлений чувств. Например, чувство собственной неполноценности – это вариант глубоко заниженной самооценки, представление о собственной неспособности к выполнению тех или иных социальных функций, о своей моральной, личной или социальной ущербности, не соответствующее реально высоким способностям индивида.
[14] Аффекты, аффект (от лат. affectus – душевное волнение, страсть) – сильное и относительно кратковременное эмоциональное переживание, сопровождаемое резко выраженными психическими и поведенческими проявлениями. Аффекты развиваются в критических для индивидуальности условиях и возникают при неспособности субъекта найти адекватный выход из опасных, резко негативных, чаще всего неожиданно возникающих, ситуаций.
[15] Психологические свойства – это присущие всем людям аспекты психики, имеющие свои устойчивые психические особенности в каждой конкретной личности. Психологические свойства, – это потребности, темперамент, характер, способности, эмоции, воля и мотивация. Психологические свойства личности понимаются сквозь призму базового качества любой личности, – психической активности, обусловливающей собой психическую деятельность.
[16] Невербальные средства общения: мимика, жестикуляция, пантомимика и т.д.
[17] На современном этапе психологи называют базальную тревожность личностной тревожностью, подразумевая, в основном, то смысловое содержание, которое вкладывала К. Хорни, не абсолютизируя, однако, тревожность как качество личности (в отличие от К. Хорни, придававшей ей исключительное значение). Наряду с этим современные психологи выделяют т.н. ситуативную или реактивную тревожность как другой полюс этого явления.
[18] Фрустрация (от лат. frustratio - обман, тщетное ожидание) — психическое состояние,вызванное неуспехом в удовлетворении потребности, желания.Состояние фрустрации сопровождается различными отрицательными переживаниями: разочарованием, раздражением, тревогой,отчаянием и др. Фрустрации возникают в ситуациях конфликта, когда, например, процесс реализации потребности наталкивается на непреодолимые или трудно преодолимые преграды. Высокий уровень фрустрированности личности приводит к дезорганизации деятельности и снижению ее эффективности. Возникновение фрустрации обусловлено не только объективной ситуацией, но зависит и от особенностей личности. Фрустрация у детей возникает в виде переживаемого «чувства крушения», когда целенаправленное действие наталкивается на препятствие. Причиной фрустрации может служить неудача в овладении предметом деятельности, неожиданный запрет со стороны взрослого и др. Часто испытываемые личностью психические эмоциональные состояния фрустрации ведут к формированию отрицательных черт поведения, к агрессивности, повышенной возбудимости, к комплексу неполноценности.
[19] Здесь: «генеральный» путь эмоционального развития личности.
[20] Термин «дискретность» обозначает в своем философско-психологическом понятийном значении следующее. Дискретность - выражение общего (например, присущих всем эмоций) через частное (например, через индивидуальные психические особенности переживания). Это общее, при этом, обладает некоторыми специфическими характеристиками (в данном случае это - смысл (зависящий от личностного эмоционального опыта), вкладываемый личностью в то или иное переживание)). Дискретность, так же, это прерывность, прерывистость (смена психических эмоциональных состояний) и непрерывность (перманентность, постоянство, непрекращаемость) чего-либо (в данном случае - психического эмоционального процесса (мы помним, что непрерывный психический эмоциональный процесс состоит, в каждый момент времени, из отдельных взаимодетерминационных эмоциональных психических состояний)).
[21] Куликов Л.В. Психология настроения. – СПб.: СПбГУ, 1997.
[22] « Психотизм» - термин Г. Айзенка. Психотизм – это склонность к асоциальному (противоправному) поведению, склонность к вычурности, неадекватности эмоциональных реакций, склонность к высокой конфликтности, к неконтактности, к эгоцентричности, к эгоистичности, к равнодушию. Подобного рода проявления есть практически у всех людей, - все дело в том, насколько ярко эти склонности выражены у конкретной личности.
[23] См. в Приложении № 2 настоящего пособия методику В.В. Бойко, диагностически раскрывающую синдром эмоционального выгорания, состоящий из целого ряда симптомов, включающий в себя три фазы (напряжение, резистенция, истощение) и представляющий собою комплексный деятельностный феномен системы профессий «человек-человек».
[24] Все нижеследующие методики рекомендуется использовать для психодиагностики работников (сотрудников) сферы (области) деятельности «человек – человек».
[25] Источник: Ильин Е.П. Эмоции и чувства. – СПб.: Питер, 2002.
[26] Дифференциальный – разный, разделительный, различительный, – относящийся к тому, что отличает один предмет, одно явление от другого или делит, расчленяет некоторое целое (например, эмоции) на части (в данном случае – на отдельные эмоции).
[27] Источник: Романова Е.С. Психодиагностика: Учебное пособие. - СПб.: Питер, 2005.
[28] Источник: Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие. Редактор-составитель Райгородский Д.Я. - Самара: Бахрах-М, 2011.
[29] Невротик – это человек, страдающий неврозом или проявляющий невротичность (повышенную эмоциональность и физическую возбудимость, импульсивность, тревожность) в своём поведении. Характерной чертой невротиков является осознание своего недуга и желание избавиться от него. При легких формах невроза, невротику могут отчасти помочь близкие ему люди. Однако, без профессиональной помощи психиатра, психолога-консультанта более или менее сложные формы невроза не поддаются терапии.
[30] Социальное - относящееся к обществу, возникшее под влиянием происходящих в обществе процессов. Фрустрация (от лат. frustratio - обман, тщетное ожидание) — психическое состояние,вызванное неуспехом в удовлетворении потребности, желания.Состояние фрустрации сопровождается различными отрицательными переживаниями: разочарованием, раздражением, тревогой,отчаянием и др. Фрустрации возникают в ситуациях конфликта, когда, например, процесс реализации потребности наталкивается на непреодолимые или трудно преодолимые преграды. Высокий уровень фрустрированности личности приводит к дезорганизации деятельности и снижению ее эффективности. Возникновение фрустрации обусловлено не только объективной ситуацией, но зависит и от особенностей личности. Фрустрация у детей возникает в виде переживаемого «чувства крушения», когда целенаправленное действие наталкивается на препятствие. Причиной фрустрации может служить неудача в овладении предметом деятельности, неожиданный запрет со стороны взрослого и др. Часто испытываемые личностью психические эмоциональные состояния фрустрации ведут к формированию отрицательных черт поведения, к агрессивности, повышенной возбудимости, к комплексу неполноценности.
[31] Источник: Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие. Редактор-составитель Райгородский Д.Я. - Самара: Бахрах-М, 2011.
[32] Источник: Ильин Е.П. Эмоции и чувства. – СПб.: Питер, 2002.
[33] Источник: Ильин Е.П. Эмоции и чувства. – СПб.: Питер, 2002.
[34] Источник: Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие. Редактор-составитель Райгородский Д.Я. - Самара: Бахрах-М, 2011.
[35] "Ре" – «приставка», в научных психологических терминах обозначающая одну из следующих идей (предпосылок, смыслов, значений): 1. Возобновление, восстановление или повторение чего-либо, например, действия, мысли, переживания. 2. Противоположное направление или противодействие чему-либо, кому-либо, например, - "реакция" (ответная), "реабилитация" (восстановление, - противодействие дезадаптации), "ресоциализация" ("повторная" социализация). В данном случае, термин "резистенция" предполагает собою, по своему значению и смыслу: а) новое (повторное) переживание, "возобновление" (увеличение силы и частоты, - в определенных классах социальных ситуаций) психотравмирующих эмоций; б) существенное ужесточение (по отношению к субъекту деятельности) окружающих социальных (профессиональных) условий; в) изменение (трансформацию) эмоционально-чувственной сферы субъекта под влиянием (воздействием) социальной ситуации и своих негативных (отрицательных) переживаний (невротических эмоций и чувств).
[36] Источник: Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие. Редактор-составитель Райгородский Д.Я. - Самара: Бахрах-М, 2011.
[37] Источник: Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие. Редактор-составитель Райгородский Д.Я. - Самара: Бахрах-М, 2011.
[38] Источник: Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие. Редактор-составитель Райгородский Д.Я. - Самара: Бахрах-М, 2011.
[39] Источник: Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие. Редактор-составитель Райгородский Д.Я. - Самара: Бахрах-М, 2011.
[40] Экзогенный (от греч. exo – вне, снаружи + genez – рождающийся, рождённый) – происходящий от причин, лежащих вне организма.
[41] Эндогенный (от греч. endon – внутри + genez – рождающийся, рождённый) – происходящий от причин, лежащих внутри организма.
[42] Источник: Свенцицкий А.Л. Краткий психологический словарь. – М..: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008.
[43] Источник: Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие. Редактор-составитель Райгородский Д.Я. - Самара: Бахрах-М, 2011.