Пример выполнения практической работы № 2

Произвести расчёт косозубой передачи редуктора, если мощность на ведущем валу P1 = 14,5 кВт, угловая скорость ведущего вала ω1 = 115 рад/с, передаточное число редуктора u = 3,15. Материал шестерни и колеса - сталь 40ХН, термообработка шестерни - улучшение и закалка ТВЧ, колеса - улучшение.

Решение

1. Вращающие моменты на валу шестерни и колеса:

T1 = Нм,

Т2 = Т1 · u ·η = 126 · 3,15 · 0,97 = 385 Нм.

2. Принимаем для шестерни термообработку - улучшение поковки и закалка ТВЧ до твёрдости HRC1 =48...53, HRC1cp=50, для колеса – улучшение поковки НВ2 = 269...302, НВ2ср. = 285.

Допускаемые контактные напряжения для шестерни и колеса:

н]1 = Н/мм2

н]2 = Н/мм2

Расчётное допускаемое напряжение:

н] = 0,45([σн]1 +[ σн]2) = 0,45(913+557) = 662 Н/мм2.

Проверяем выполнение условия [σн] ≤ 1,23[σн]2:

662 ≤ 1,23 · 557 = 685 - условие выполняется.

Принимаем допускаемые напряжения на изгиб для шестерни и колеса:

F]1 = 400 Н/мм2,

F]2 = Н/мм2.

3. Принимаем расчётные коэффициенты. Выбираем ψα= 0,4, тогда

Ψd = 0,5Ψα (u + 1) = 0,5 · 0,4 ·(3,15 + 1) = 0,8 и КНβ = 1,05.

Определяем межосевое расстояние:

αw = 43 · (3,15+1) · = 110 мм.

Принимаем по стандарту αw = 112 мм.

4. Определяем модуль зацепления:

m= (0,01…0,02) · 112 = 1,12…2,24 мм.

Принимаем m =2 мм.

5. Принимаем угол наклона зубьев β = 12°.

6. Суммарное число зубьев

ZΣ = = 109,6.

Принимаем ZΣ = 109.

Фактический угол наклона зубьев Cosβ = = 0,9732; β=13018.

7. Фактическое передаточное число u' = 83/26 = 3,19.

Отклонение от заданного значения ((3,19 – 3,15)/3,15) 100% = 1,3% < 2%.

8. Основные геометрические размеры шестерни и колеса:

а) диаметры делительных окружностей

d1 = mz1/Cosβ=2·26/0,9732=53,43 мм,

d2 = mz2/Cosβ=2·83/0,9732=170,57 мм;

б) фактическое межосевое расстояние

αw' = (d1 + d2)/2 = (53,43 + 170,57)/2 = 112 мм;

в) диаметры вершин зубьев

da1=d1+2m=53,43+2·2=57,43 мм,

da2=d2+2m=170,57+2·2=174,57 мм;

г) ширина венца колеса и шестерни

b2 = ψα·αw = 0,4 · 112 = 44,8 (принимаем b2 = 45 мм),

b1 = b2 + 5 = 50 мм.

9. Силы в зацеплении:

а) окружная Ft = 2 · T2/d2= 2 · 385 · 103/170,57 = 4514 Н;

б) радиальная Fr = Ft tg200/Cosβ = 4514 · tg200/Cosβ = 1688 Н;

в) осевая Fa = Ft tgβ = 4514 tgβ = 1067 Н.

10. Окружная скорость: v = ω1d1/2 = 115 · 53,43/2·103 = 3,1 м/с.

Назначаем 8-ю степень точности.

11. Уточняем коэффициент ширины венца колеса:

Ψd=b2/d1=45/53,43 = 0,84.

Тогда КHβ = 1,06; КНα = 1,1; KHv = 1,03.

12. Контактные напряжения рабочих поверхностей зубьев:

σH=376· =647<[σH]=662 МПа.

Условие прочности выполняется.

Недогрузка ·100%=2,3%.

13. Вычисляем эквивалентные числа зубьев и определяем коэффициенты формы зуба шестерни и колеса:

zv1 = z1/Cos3β = 26/Cos3β = 28, YF1 = 3,84;

zv2 = z2/Cos3β = 83/Cos3β = 90, YF2 = 3,605.

14. Определяем для шестерни и колеса отношение

F]1/YF1 = 400/3,84 = 104,2,

F]2/YF2 = 293/3,605 = 81,3.

Так как 81,3<104,2, то расчёт на изгиб ведём по колесу.

15. Определяем напряжения на изгиб:

σF = ≤ [σF];

K = 1,13; KFv= 1,1; K = 0,92;

Yβ = 1 - β/140 = 1 – 13,3/140 = 0,905;

σF = =187 МПа < [σF2]=293 МПа.

Условие прочности на изгиб выполняется.

Таблица 2.6

Варианты заданий для практической работы № 2

Р1 ω1 u Вид передачи | Материал Термообработка
  2.5     Прямозубая   Улучшение  
      2.5 Прямозубая   нормализация
  3.5   3.15 Прямозубая   улучшение
        Прямозубая 40Х улучшение
  4.5     Прямозубая 40ХН" улучшение
        Косозубая 40Х азотирование
      2.5 Косозубая 45Х улучшение
      3.15 Косозубая 40ХН закалка
        Косозубая 35ХМ улучшение
        Косозубая 35ХМ закалка
        Шевронная 40ХНМА улучшение
      2.5 Шевронная 35ХГСА улучшение
      3.15 Шевронная 35ХГСА закалка
        Шевронная 20Х цементация
        Шевронная 38ХМЮА азотирование

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: