В социально-гуманитарном исследовании

Необходимым условием и обязательным компонентом научно-иссле­довательской деятельности является рефлексия. В настоящее время понятие рефлексии употребляется, с одной стороны, как процесс осмысления чего-либо при помощи изучения и сравнения, с другой – как принцип человеческого мышления, направляющий его на осмысление и осознание собственных форм и предпосылок, «благодаря чему становится возможным присвоение познанного». Ра­циональный смысл рефлексии в научном познании связывается с осознанием скрытых, неявных предпосылок научного знания.

В социально-гуманитарном исследовании рефлексия приобретает особое значение в рамках деятельностного подхода, различные варианты которого в отечественной философской традиции разрабатывались такими отечественными философами, как В.А. Лекторский, М.К. Мамардашвили, В.С. Швырев, Г.П. Щедровицкий, Э.Г. Юдин. Сегодня деятельностный подход, по мнению В.А. Лекторского, нуждается в переосмыслении. Современная деятельностная теории, пишет он, по-видимому, должна включать ряд моментов, в частности, момент трансформации внешнего предмета или ситуации и момент коммуни­кации. Кроме того, надо исходить из того, что эта теория деятельности неотделима от соот­ветствующих речевых актов, которые вплетены в реальные практические действия и сами в свою очередь рассматриваются как действия (ком­муникация как действие, как создание, порождение).

В настоящее время бессмысленны претензии на создание некоей «единой теории деятельности». Возможны попытки создания разных вариантов деятельностной теории, в том числе и для объяснения социально-гуманитарного познания. В основе одного из них может лежать представление об социально-гуманитарном по­знании как конструктивной творческой деятельности по воспроизводству социальной реальности в научном сознании, обусловленной социокультурным и эпистемологическим контекстами, методологической пози­цией субъекта познания, а также используемыми научно-исследовательскими средст­вами. В таком понимании социально-гуманитарного познания рефлексия в нем связана с преодолением представлений, отождествляющих содержание социально-гуманитарного знания с социальной реальностью.

Синтезируя различные подходы к пониманию рефлексии, можно утверждать, что в социально-гуманитарном познании она направлена, с одной стороны, на осмысление ученым своих собственных исследовательских действий (внутренняя рефлексия), с другой – на осмысление исследовательских действий самого ученого, представляя собой как бы рефлексию над рефлексией (внешняя рефлексия).

Внутренняя рефлексия связана с формированием сознательных конструктивных установок ученого в конкретном научном исследовании. Внутренняя рефлексия, будучи проявлением рационального характера познавательной деятельности, связана с вы­явлением условий постановки научной проблемы и ее осознанием, определением цели и задач исследования, выбор методологических его оснований, поиском методов решения конкретных исследовательских задач. Как таковая, внутренняя рефлексия неотчуждаема от практической научной проблемной ситуации, в рамках кото­рой она возникает (см. схему 2).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: