Профессиональная культура исследователя

Мышление на­чинается там, где возникает проблема, которая требует определения возможных способов ее решения и выбора одного из этих спосбов как основы принятия решения по преодоления неопределенности. Для подлинно культурного в логическом отношении ума появление «противоречия» – это сигнал появления пробле­мы, неразрешимой с помощью уже известных, уже заштампованных интел­лектуальных действий, сигнал для включения мышления в собственном смысле этого слова как самостоятельного исследования («осмысливания») предмета, в выражении которого это противоречие возникло.

Тем самым профессиональное мышление исследователя всегда оказывается вплетенным в специфику его профессиональной предметной дея­тельности, поскольку на уровне мышления конструктивная деятельность субъекта получает наиболее полное выраже­ние. Поэтому профессиональное мышление исследователя всегда предметно и конструктивно, оно направлено на получение новых научных знаний в процессе научно-исследовательской деятельности. В качестве мыслительных конструктов, организующих научно-исследовательскую деятельность, выступают теоретические знания о том, что такое научное исследования и как оно осуществляется.

В целом профессиональное мыш­ление как компонент профессиональной культуры исследователя, обеспечивает, с одной стороны, организационно-методологические основания профессиональной деятельности исследователя, с другой стороны, – выбор ценностных ориентации этой деятельности, в том числе и этического характера. В этом плане профессиональное мышление исследователя должно быть критическим и рефлексивным.

Другим компонентом профессиональной культуры исследователя является его профессиональная компетентность. Иногда ее напрямую связывают с оценкой профессионализма научного работника. Однако профессиональная компетентность исследователя проявляется не только в результате и соответствующей оцен­ке его профессиональной деятельности, но и во взаимосвязи его профессионального мышления и профессиональной деятельности». В таком понимании профессиональной компетентности исследователя задействована вся глубина пространства его профессиональной культуры и охватывает тот диапазон деятельности научного работника, который позволяет судить о профессионализме как стороне профессиональной культуры в целом.

Между тем в реальной действительности можно встре­тить исследователей с достаточно высокой профессиональной теоретической подготовкой, но которые в своей профессиональной деятельности оказываются весьма далекими не то, что бы от совершенства, но и от нормативно-стандартных требований, предъявляемых к профессиональной научно-исследовательской деятельности. В этом плане профессио­нальная компетентность исследователя позволяет ему успешно и эффективно осуществлять научно-исследовательскую деятельность как в обычных услови­ях, так и в нестандартных ситуациях. Оп­ределяет, но это вовсе не значит, что профессиональная компетентность включает эту самую «конкретную дея­тельность».

Часто профессиональную компетентность исследователя связыва­ют с «доскональным знанием своего дела», при этом выделяя методоло­гические знания (представления о способах и принципах научно-исследовательской деятельности), теоре­тические (знания о конкретных моделях профессиональной деятельности и их возможных трансформациях), технологические (знания о средствах и алгоритмах профессиональной деятельности). Исходя из этого, можно сделать вывод, что профессиональная компетентность исследователя как компонент его профессиональной культуры обеспечивает когнитивные основания профессиональной деятельности, в единстве методологических, теоретических и технологических знаний, позволяя построить соответствующую им концепцию профессиональной деятельности.

Профессиональная компетентность исследователя распредмечивается в его профессиональных компетенциях, проявляющихся в способности применять профессиональные знания в конкретной научно-исследовательской деятельности. В связи с эти можно выделить следующие ключевые профессиональные компетенции исследователя в сфере социально-гуманитарных наук:

1. Знать, что такое научное социально-гуманитарное исследование, понимать его специфику и уметь на практике осуществлять научно-исследовательскую деятельность.

2. Знать принципы и понимать логику научного социально-гуманитарного исследования и в конкретной научно-исследовательской деятельности соблюдать эти принципы и логику.

3. Знать проблематику предшествующих научных поисков по теме конкретного научного исследования, осознавать степень ее научной разработанности, понимать существующие методологические подходы в изучении этой темы.

4. Осознавать, что научное социально-гуманитарное исследование должно всегда носить проблемный характер и понимать, что без постановки научной проблемы не может быть и самого научного исследования.

5. Знать способы постановки научных проблем в социально-гуманитарном познании, уметь ставить конкретные научные проблемы и в процессе научно-исследовательской деятельности находить наиболее эффективные способы их решения с помощью научных средств.

6. Понимать, что конкретное социально-гуманитарное исследование должно соответствовать определенным критериям (атрибутивным признакам) научности, принятым в данном научном сообществе, и осуществлять конкретные научные исследования в соответствии с этими признаками.

7. Осознавать, что результатом конкретного социально-гуманитарного исследования должно быть получение нового научного знания на основе репрезентативной источников информации с помощью надежных методологических средств научно-исследовательской деятельности.

8. Понимать особую роль рефлексии в научном познании и уметь осуществлять рефлексивную деятельность на разных этапах конкретного социально-гуманитарного исследования.

9. Разбираться в эпистемологической проблематике социально-гуманитарного познания и осуществлять научно-исследовательскую деятельность в соответствии с современными эпистемологическими реалиями.

10. Понимать метапарадигмы современного социально-гуманитарного познания и уметь их использовать в конкретной научно-исследовательской деятельности.

11. Понимать эвристический потенциал различных методологических подходов в современном социально-гуманитарном познании и уметь выбирать наиболее эффективные методологические средства для решения определенного класса исследовательских задач.

12. Разбираться в теоретическом арсенале современных социально-гуманитарных наук и уметь использовать методологический потенциал научных теорий в научно-исследовательской деятельности.

13. Знать когнитивные возможности и границы применения различных научно-исследовательских методов, в том числе и информационно-коммуникационных технологий, в социально-гуманитарных исследованиях.

14. Знать этические нормы научно-исследовательской деятельности, принятые в научном этосе, и соблюдать их при проведении конкретных социально-гуманитарных исследований.

Третьим компонентом профессиональной культуры исследования выступает профессиональное мастерство, в котором его профессиональное мышление и профессиональная компетентность находят непосредственное воплощения в реальной профессиональной деятельности. В профессиональном мастерство профессиональные знания и умения применять их в профессиональной деятельности сливаются с практическим опытом. На основе этого опыта собственно и формируется профессиональное мастерство исследователя как интегральный качественный особенностей профессионального мышления ученого, уровня его профессиональных знаний и компетенций, способности эффективно и качественно осуществлять конкретную научно-исследовательскую деятельность. Поэтому профессиональное мастерство исследователя, с одной стороны, базируется на нормативно-одобренном способе научно-исследовательской деятельности. Этот способ представляет собой «ремесленнический» компонент профессионального мастерство исследователя. В этом плане профессиональное мастерство исследователя носит технологизированный жарактер. С другой стороны, исследователь в процессе приобретения профессионального опыта постоянно «распредмечивает» нормативный способ научно-исследовательской деятельности, интериоризируя и пре­вращая его в индивидуальный способ профессиональной деятельности. Поэтому критерием оценки профессионального мастерства исследователя выступает прежде всего уровень креативности индивидуального способа научно-исследовательской деятельности.

Индивидуальное профессиональное мастерство в этом плане всегда уникально, но это не означает, что оно не может стать дос­тоянием профессиональной научно-исследовательской культуры в целом. Но речь при этом должна идти не о возможности трансляции или тиражирования индивидуального опыта научно-исследовательской деятельности, воплощенного в профессиональном мастерстве исследователя, а о том, что трансляции подлежит лишь «мысль, выведенная из опыта», но не са­м опыт научно-исследовательской деятельности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: