Профессиональная культура исследователя

Понятие «профессиональная культура исследователя» еще не имеет должного научного осмысления, и не вошло в категориальный аппарат методологии социально-гуманитарных наук. Родовым по отношению к понятию «профессиональная культура исследователя» выступает понятие «профессиональная культура», качественными характеристиками которой выступают «профессионализм» и «культура личности».

Культура личности – это своеобразный интегративный показатель уровня социально значимых качеств личности в их гармонии и целостности относительно разносторонней структуры деятельности. Профессиональное в культуре является результатом общественного разделения труда, его логическим про­должением, требующим для своего осуществления специаль­ных знаний, умений и навыков, а, следовательно, и специального образова­ния. Это придает профессиональной культуре бинарный характер: с одной стороны, общий показатель развитости культуры личности – это мера разносторонней и универсальной творческой активно­сти; с другой стороны, показатель профессионализма – это мера владения специализи­рованным содержанием системы знаний, продуктивными средствами и спо­собами решения профессиональных задач.

Представления о содержании профессиональной культуры исследователя и ее роли в социально-гуманитарном познании зависят в первую очередь от методологического ракурса ее рассмотрения, от понимания того, что такое культура вообще.

В современных дискурсивных практиках понятию культуры приписывают различные значения и смыслы, особенно в тех случаях, когда речь идет об операционализации этого понятия в соответствии со спецификой контекста его использования и характером познавательных задач.

В современном научном тезаурусе существует множество «узких» и «широких», аналитических и синтетических определений понятия «культура», содержание которых обусловливается разными методологическими ориентирами.

В аналитических определениях культуры упор обычно дела­ется или на ее предметном содержании, или на ее функциональ­ной стороне. В первом случае культура интерпретируется как совокупность значимых символов, идей, ценностей, обычаев, верований, тради­ций, норм и правил поведения, посредством которых люди организуют свою жизнедеятельность и которые влияют на восприятие действительности отдельным человеком или группой лиц. Во втором случае культура рассматривается как процесс развития сущностных сил человека и способностей в ходе его сознательной деятельности по производству, распределению и потреблению определенных ценностей.

В синтетических определениях внимание акцентируется на том, что культура – это сложный общественный феномен, охва­тывающий различные стороны духовной жизнедеятельности об­щества и творческой самореализации человека. Это – социально-гуманитарни развивающаяся система созданных человеком мате­риальных и духовных ценностей; норм, способов организации поведения и общения; процесс творческой деятельности чело­века; самовыражение человеческого духа в мире искусственных объектов и «заученного» поведения.

Теоретические истоки этих определений культуры можно найти в работах А.Л. Кребера, Т. Парсонса, Б. Малиновского, П.А. Сорокина и других исследователей. Так. А.Л. Кребер считал, что «культура может быть определена как все виды деятельности и не физиологические ре­зультаты (продукты) человеческих особей, не являющиеся безусловно рефлекторными или инстинктивными. Это далее означает, выражаясь языком биологии и физиологии, что культура состоит из условно-реф­лекторных и приобретенных обучением видов деятельности (а также их произведенным продуктом)».

Т. Парсонс полагал, что культура со­стоит моделей (patterns), относящихся к поведению и к ре­зультатам (продуктам) человеческой деятельности, моделей, которые могут наследоваться, т.е. переходить от поколения к поколению неза­висимо от биологических генов.

Для Б. Малиновского культура – это главным образом «инструментальная система (an instrumental apparatus), посредством которой человек ставит себя в наилучшую позицию для того, чтобы решать конкретные и специфические задачи, возникающие перед ним в окружающей среде в процессе удовлетворения им своих потребностей». При этом Б. Малиновский отмечает, что культура состоит из объектов, деятельностей и позиций, существующих как средства для достижения определенной цели. «Такие деятельности, позиции и объекты организованы вокруг важных и жизненно необходимых задач в институции – такие, как семья, клан или род, местная община, племя, и организованные со­общества для экономической, политической, юридической и воспитательной деятельности». С динамической точки зрения, т.е. при рассмотрении типов деятельности культура может анализиро­ваться по таким аспектам, как образование, социальное устройство, экономика, системы знания, верований и морали, а также способы ху­дожественной деятельности.

У П.А. Сорокина культура – это «совокупность значений, ценностей и норм, которыми владеют взаимодействующие лица, и совокупность носителей, которые объективируют, социализируют и раскрывают эти значения».

В настоящее время в науке доминируют несколько подходов к пониманию культуры: функционалистский, аксиологический, коммуникативный, деятельностный. Функционалистское понимание культуры связано с представлением о культуре как подсистеме общества, которая связана с воспроизводством и производством ценностей, выполняющих функцию духовной интеграции и мобилизации общества, а также нормативной регуляции общественных отношений. В рамках аксиологического подхода культура рассматривается как сложная иерархия идеалов и смыслов. В русле коммуникативного подхода культура рассматривается как символическая форма общения между людьми («тексты и унаследован­ные символы»). Деятельностный подход трактует культуру как технологию воспроизводства и производ­ства человеческого общества, духовный код жизнедеятель­ности людей, основу творческой индивидуальной активнос­ти, адаптации и самодетерминации личности или как результат жизнедеятельности – совокупность материальных и духовных ценностей, созданных людьми.

Профессиональную культуру исследователя целесообразно рассматривать в русле деятельностного подхода в качестве метапрограммы научно-исследовательской деятельности, которая делает эту деятельность целостной и упорядоченной и придает ей субъектно-проектный характер.

Современная профессиональная культура исследования формируется в русле процессов гуманизации социально-гуманитарных наук, которые связаны с производством, трансляцией и хранением новых социально-гуманитарных знаний.

Поскольку сущность гуманизма состоит в отношении к человеку как высшей ценности, то гуманизация науки связана прежде всего с утверждением соответствующих ценностных ориентиров в содержании, формах и методах профессиональной деятельности ученого. В этом плане гуманизацию социальных и гуманитарных наук можно рассматривать как процесс совершенствования самой сферы науки с целью создания условий, наиболее отвечающих самореализации и увеличению творческого потенциала научных работников.

Однако сущность гуманизма состоит не в только в отношении к человеку как высшей ценности, но в понимании человека как креативно-деятельностной личности. В рамках такого концепта гуманизация социально-гуманитарных наук предполагает формирование особого типа ученного, который является не просто творческой личностью (это ясно a priori, поскольку научное исследование – это всегда творческая деятельность, направленная на получение новых знаний), а личностью креативной, способной к индивидуальной самореализации в научно-исследовательской деятельности. Поэтому речь идет о таком типе ученого, который способен быть субъектным в производстве новых социально-гуманитарных знаний. Эта субъектность проявляется в свободе научного творчества, которая выражается в том, что ученый, преодолевая «методологический прессинг» путем самоутверждения и самоактуатизации, становится «автономным исследователем» и присваивает себе право и выбирать методологические основания своей профессиональной деятельности, и создавать личностно-ориентированные картины изучаемой реальности.

Такой автономный ученый» не только воспринимает профессиональную научно-исследовательскую культуру, но и противостоит ей, ставя себя по отношению к ней в позицию «вненаходимости». Его научная деятельность начинает носить проектно-конструктивный характер, а изучаемая действительность становится такой, какой ее определяет сам исследователь.

В связи с этим профессиональная культура исследователя носит проектный, концептуально-дизайнерский характер, моделирующий представления об эффективных идеях научно-исследовательской деятельности и путях их реализации на практике. Проектный характер профессиональной культуры исследователя как метапрограммы научно-исследовательской деятельности проявляется в способности ученого самостоятельно определять цель своей профессиональной деятельности, планировать пути ее достижения, анализировать и оценивать результаты.

В профессиональной культуре исследователя можно выделить такие ее компоненты, как профессиональное мышление, профессиональная компетентность и профессиональное мастерство (см. схему 1).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: