Методы исследования физической культуры как вида культуры

В процессе исследования физической культуры используются прак-

тически все методы гуманитарного цикла наук и многие методы медико-I биологического цикла.

Прежде всего, необходимо опираться па концепции философии, со-

временной теории культуры, культурологии, антропологии. Это поможет понять место физической культуры в качестве подсистемы метасистемы общей культуры, которая, в свою очередь, является подсистемой общества. Культурология и теория культуры являются методологической базой фи­зической культуры, теоретического обоснования принадлежности физиче­ской культуры к культуре общества и личности.


Традиционными методами исследования физической культуры как вида культуры являются историзм, актуализм, аналогия и сравнение, ана­лиз и обобщение литературных источников и наблюдение (включенное и не включенное), опрос (в виде бесед, интервью, анкетирования), экспери­мент, биологические, социологические, психологические методики, кон­тент-анализ и некоторые частные методы исследования, специфичные для конкретной спортивно-педагогической специальности.

Для обобщения эмпирической информации, полученной в процессе экспериментов, опроса, наблюдений, используются математические (ста­тистические) методы.

Наиболее общим методологическим приемом исследования физиче­ской культуры является системный подход. Под системой понимается не­кое множество взаимосвязанных элементов, представляющих собой цело­стность и единство.

Системный подход предполагает, прежде всего, определение систе­мообразующего фактора, который даст толчок к образованию системы. Таковыми чаще всего являются потребности общества или личности, ко­торые дают стимул для деятельности, реализующей эти потребности (на­пример, физкультурная деятельность).

Изучение физической культуры как системного социального объекта предполагает ее целостность, внутреннюю организованность, наличие со­ставляющих ее компонентов и связей. Системные свойства и системообра­зующие факторы этой системы раскрываются при анализе ее в историче­ском (генетическом и прогностическом), структурном (состав и строение) и функциональном аспектах.

Историческая плоскость анализа позволяет выяснить социальную природу, генетические связи с культурой и проследить процесс формиро­вания физической культуры в качестве компонента метасистемы «культу­ра». В процессе исторического развития физическая культура превращает­ся в самостоятельную систему, наряду с материальной и духовной культу­рой. В недрах физической культуры формируются и отпочковываются ее структурные элементы, каждый из которых может, в свою очередь, рас­сматриваться в качестве системы другого уровня.


Структурный анализ позволяет рассмотреть физическую культуру в

аспекте видов деятельности, составляющих культуру личности (трудовая,

познавательная, коммуникативная, ценностно-ориентационная, художест-
венная). В число системообразующих компонентов первого порядка сис-

темы «физической культура» входят: физическое воспитание, спорт, физи-
ческая рекреация и др., а второго порядка - наука, организация, подготовкакадров и т.п. Связи между компонентами внутри каждого порядка носят

координационный характер взаимовлияния и взаимодействия; а между

разнопорядковыми - связи субординационного характера подчинения.

Функциональный характер необходим постольку, поскольку струк-

тура отражает состояние системы только в статике. Функционирование же
есть способ бытия физической культуры, удовлетворения потребностей
общества в подготовке людей к жизни. Функции ее целесообразно рас­
смотреть в плане основных видов деятельности: преобразовательной, по-
знавательной, ценностно-ориентационной и коммуникативной.

При решении конкретных проблем управления физической культу­рой необходимо вырабатывать набор операционных понятий, отражающих специфику объекта управления. Значительную сложность представляет использование в сфере совершенствования форм и методов управления физической культурой методов системного подхода, успешно применяе­мых в других областях управления.

Известно, что исследование объекта как системы в методологиче-ском плане неотделимо от анализа условии его существования и от анализа среды системы. Поверхностный подход к характеристике объекта исследо­вания и его связей со средой, метасистемами не позволяет в полной мере использовать принципы программно-целевого управления и системного

подхода. Произвольное, теоретически не обоснованное использование содержательного моделирования приводит к оперированию многочисленными, далеко не безупречными схемами. Выводы, полученные на основе анализ такого рода схем-моделей, зачастую приводят не к решению, а к усложнению исследуемой проблемной ситуации.


Не меньше трудностей вызывает решение одной из главных проблем управления физической культурой - обоснование принципов и форм ее оп­тимального развития. Сложность выделения критерия оптимальности дея­тельности физкультурных организаций вызвана неполным совпадением, а порой и наличием конкурирующих целей ее подсистем.

Наконец следует отметить, что использование методов системного подхода затрудняется еще а тем, что до сих пор не проведен критический анализ существующей системы организации и управления сферой физиче­ской культуры. В современных условиях научное определение присущих этой системе проблем как в структурном, так и в функциональном аспек­тах позволит значительно повысить эффективность использования идей и методов системного подхода при решении проблем управления физиче­ской культурой.

В изменившихся условиях политических и социально-экономических отношений системный подход и одна из его форм - по-требностно-деятельностный подход позволяют составить представление о сущности, строении и функциях физической культуры как вида культуры, ее роли и значении в решении экологических и валеологических проблем. При этом использование в процессе исследования знаний в области кибер­нетики, телемеханики, компьютерных технологий в сборе, обработке и анализе материала открывает новые перспективы в определении ее роли и значения в жизни общества и личности.

Знания научных дисциплин, связанных с раскрытием биологической, психологической сущности человека, их интеграция в рамках теории фи­зической культуры как вида культуры и дифференциация их в структуре этой теории позволяют создать возможность для развития теории на более высоком научном уровне.

Построение процесса исследования физической культуры как рода культуры общества и личности

В настоящем пособии представлен общий, принципиальный план процесса исследования физической культуры как области специфической, социально-необходимой деятельности и вида культуры. Это не исключает,


а предполагает использование и других организационных форм и методов работы, связанных со спецификой конкретных исследований по спортив-нойспециализации или направленности деятельности (биологической, психолого-педагогической, рекреационной, реабилитационной и др.), на основе общего плана построения исследования, который состоит из не-скольких этапов.

Первым из них является определение проблемной ситуации и проблемы. Проблемы - «знания о незнании». Эта ситуация (положение, обстановка), которую необходимо решить, часто возникает при дефиците информации, необходимых средств и условий.

Определение актуальности проблемы, ее теоретической и практической значимости. Это - начало исследования, знание о потребностях и незнание о способах практической их реализации. Другими словами - выбор практических действий для решения задачи, проблемы.

Осмысление проблемы позволяет определить объект исследования, которым может быть конкретная область деятельности, процесс, а также предмет исследования - стороны объекта, его свойства, особенности. Проблему нельзя сочинить, ее надо определить. Это - достаточно сложно, но необходимо. Это - гносеологический аспект проблемы. Знание ограниче­но, а познание - без границ.

Определение этих начальных категорий процесса исследования предполагает изучение литературы, библиографический поиск, который позволяет создать первичное представление о степени разработанности

проблемы. Второй этап - определение цели, то есть нового уровня или масштаба знания о незнании, которое осуществляется в процессе анализа, изучения 1 проблемы а теоретическом, методологическом или практическом аспектах. Цель реализуется в процессе решения конкретных задач, «шагов» на пути к новому уровню знаний. Они могут носить теоретический или прак­тический характер, и определение поможет структурировать, организовать процесс исследования и его последовательность. Выбор методов исследо­вания, адекватных поставленным в нем задачам.


На основании определения цели и задач исследования выдвигается рабочая гипотеза, суть которой заключается в научном предположении на основании представления о степени разработки проблемы, о вероятных ре­зультатах (теоретических и практических) исследования «на выходе». Ги­потеза, по возможности, должна быть лаконичной, ясной для понимания и адекватной целям и задачам исследования.

Третий этап - разработка планов исследования по содержанию (структуре работы) и по срокам выполнения частных задач исследования (календарный план работы). В этих планах необходимо отразить теорети­ческие (библиографические, историографические) и экспериментальные разделы исследования (результаты опросов, наблюдений).

Разработка плана диссертации, ее структуры. В процессе исследова­ния этот план может меняться, корректироваться, но его основы разраба­тываются в данном разделе процесса исследования - определение новиз­ны, теоретической и практической значимости результатов исследования, его выводов и обобщений.

Четвертый этап - реализация планов исследования, организации работы по сбору, обработке информации, ее систематизации, обобщение, обсчет данных, формулировка выводов и оформление текста диссертации.

Выводы должны носить не констатирующий, а обобщающий, ре­зультирующий характер, не отвечать на вопрос «что сделано?», а отвечать на вопрос «что получено?», «каков научный (теоретический, практиче­ский) результат?».

Заключительный этап - оформление диссертации, ее текста, иллю­стративного материала (таблицы, схемы, диаграммы, рисунки и т.п.), при­ложений. Подготовка доклада, апробация диссертации на заседании ка­федры и публичная защита.

В процессе работы над диссертацией магистрант имеет право и воз­можности обращаться за консультациями к специалистам любой кафедры. Практика показывает, что чаще всего возникает потребность обращаться на кафедру теории и методики физической культуры, педагогики, психоло­гии, физиологии, биомеханики, истории физической культуры.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: