В процессе исследования физической культуры используются прак-
тически все методы гуманитарного цикла наук и многие методы медико-I биологического цикла.
Прежде всего, необходимо опираться па концепции философии, со-
временной теории культуры, культурологии, антропологии. Это поможет понять место физической культуры в качестве подсистемы метасистемы общей культуры, которая, в свою очередь, является подсистемой общества. Культурология и теория культуры являются методологической базой физической культуры, теоретического обоснования принадлежности физической культуры к культуре общества и личности.
Традиционными методами исследования физической культуры как вида культуры являются историзм, актуализм, аналогия и сравнение, анализ и обобщение литературных источников и наблюдение (включенное и не включенное), опрос (в виде бесед, интервью, анкетирования), эксперимент, биологические, социологические, психологические методики, контент-анализ и некоторые частные методы исследования, специфичные для конкретной спортивно-педагогической специальности.
|
|
Для обобщения эмпирической информации, полученной в процессе экспериментов, опроса, наблюдений, используются математические (статистические) методы.
Наиболее общим методологическим приемом исследования физической культуры является системный подход. Под системой понимается некое множество взаимосвязанных элементов, представляющих собой целостность и единство.
Системный подход предполагает, прежде всего, определение системообразующего фактора, который даст толчок к образованию системы. Таковыми чаще всего являются потребности общества или личности, которые дают стимул для деятельности, реализующей эти потребности (например, физкультурная деятельность).
Изучение физической культуры как системного социального объекта предполагает ее целостность, внутреннюю организованность, наличие составляющих ее компонентов и связей. Системные свойства и системообразующие факторы этой системы раскрываются при анализе ее в историческом (генетическом и прогностическом), структурном (состав и строение) и функциональном аспектах.
Историческая плоскость анализа позволяет выяснить социальную природу, генетические связи с культурой и проследить процесс формирования физической культуры в качестве компонента метасистемы «культура». В процессе исторического развития физическая культура превращается в самостоятельную систему, наряду с материальной и духовной культурой. В недрах физической культуры формируются и отпочковываются ее структурные элементы, каждый из которых может, в свою очередь, рассматриваться в качестве системы другого уровня.
|
|
Структурный анализ позволяет рассмотреть физическую культуру в
аспекте видов деятельности, составляющих культуру личности (трудовая,
познавательная, коммуникативная, ценностно-ориентационная, художест-
венная). В число системообразующих компонентов первого порядка сис-
темы «физической культура» входят: физическое воспитание, спорт, физи-
ческая рекреация и др., а второго порядка - наука, организация, подготовкакадров и т.п. Связи между компонентами внутри каждого порядка носят
координационный характер взаимовлияния и взаимодействия; а между
разнопорядковыми - связи субординационного характера подчинения.
Функциональный характер необходим постольку, поскольку струк-
тура отражает состояние системы только в статике. Функционирование же
есть способ бытия физической культуры, удовлетворения потребностей
общества в подготовке людей к жизни. Функции ее целесообразно рас
смотреть в плане основных видов деятельности: преобразовательной, по-
знавательной, ценностно-ориентационной и коммуникативной.
При решении конкретных проблем управления физической культурой необходимо вырабатывать набор операционных понятий, отражающих специфику объекта управления. Значительную сложность представляет использование в сфере совершенствования форм и методов управления физической культурой методов системного подхода, успешно применяемых в других областях управления.
Известно, что исследование объекта как системы в методологиче-ском плане неотделимо от анализа условии его существования и от анализа среды системы. Поверхностный подход к характеристике объекта исследования и его связей со средой, метасистемами не позволяет в полной мере использовать принципы программно-целевого управления и системного
подхода. Произвольное, теоретически не обоснованное использование содержательного моделирования приводит к оперированию многочисленными, далеко не безупречными схемами. Выводы, полученные на основе анализ такого рода схем-моделей, зачастую приводят не к решению, а к усложнению исследуемой проблемной ситуации.
Не меньше трудностей вызывает решение одной из главных проблем управления физической культурой - обоснование принципов и форм ее оптимального развития. Сложность выделения критерия оптимальности деятельности физкультурных организаций вызвана неполным совпадением, а порой и наличием конкурирующих целей ее подсистем.
Наконец следует отметить, что использование методов системного подхода затрудняется еще а тем, что до сих пор не проведен критический анализ существующей системы организации и управления сферой физической культуры. В современных условиях научное определение присущих этой системе проблем как в структурном, так и в функциональном аспектах позволит значительно повысить эффективность использования идей и методов системного подхода при решении проблем управления физической культурой.
В изменившихся условиях политических и социально-экономических отношений системный подход и одна из его форм - по-требностно-деятельностный подход позволяют составить представление о сущности, строении и функциях физической культуры как вида культуры, ее роли и значении в решении экологических и валеологических проблем. При этом использование в процессе исследования знаний в области кибернетики, телемеханики, компьютерных технологий в сборе, обработке и анализе материала открывает новые перспективы в определении ее роли и значения в жизни общества и личности.
Знания научных дисциплин, связанных с раскрытием биологической, психологической сущности человека, их интеграция в рамках теории физической культуры как вида культуры и дифференциация их в структуре этой теории позволяют создать возможность для развития теории на более высоком научном уровне.
|
|
Построение процесса исследования физической культуры как рода культуры общества и личности
В настоящем пособии представлен общий, принципиальный план процесса исследования физической культуры как области специфической, социально-необходимой деятельности и вида культуры. Это не исключает,
а предполагает использование и других организационных форм и методов работы, связанных со спецификой конкретных исследований по спортив-нойспециализации или направленности деятельности (биологической, психолого-педагогической, рекреационной, реабилитационной и др.), на основе общего плана построения исследования, который состоит из не-скольких этапов.
Первым из них является определение проблемной ситуации и проблемы. Проблемы - «знания о незнании». Эта ситуация (положение, обстановка), которую необходимо решить, часто возникает при дефиците информации, необходимых средств и условий.
Определение актуальности проблемы, ее теоретической и практической значимости. Это - начало исследования, знание о потребностях и незнание о способах практической их реализации. Другими словами - выбор практических действий для решения задачи, проблемы.
Осмысление проблемы позволяет определить объект исследования, которым может быть конкретная область деятельности, процесс, а также предмет исследования - стороны объекта, его свойства, особенности. Проблему нельзя сочинить, ее надо определить. Это - достаточно сложно, но необходимо. Это - гносеологический аспект проблемы. Знание ограничено, а познание - без границ.
Определение этих начальных категорий процесса исследования предполагает изучение литературы, библиографический поиск, который позволяет создать первичное представление о степени разработанности
проблемы. Второй этап - определение цели, то есть нового уровня или масштаба знания о незнании, которое осуществляется в процессе анализа, изучения 1 проблемы а теоретическом, методологическом или практическом аспектах. Цель реализуется в процессе решения конкретных задач, «шагов» на пути к новому уровню знаний. Они могут носить теоретический или практический характер, и определение поможет структурировать, организовать процесс исследования и его последовательность. Выбор методов исследования, адекватных поставленным в нем задачам.
|
|
На основании определения цели и задач исследования выдвигается рабочая гипотеза, суть которой заключается в научном предположении на основании представления о степени разработки проблемы, о вероятных результатах (теоретических и практических) исследования «на выходе». Гипотеза, по возможности, должна быть лаконичной, ясной для понимания и адекватной целям и задачам исследования.
Третий этап - разработка планов исследования по содержанию (структуре работы) и по срокам выполнения частных задач исследования (календарный план работы). В этих планах необходимо отразить теоретические (библиографические, историографические) и экспериментальные разделы исследования (результаты опросов, наблюдений).
Разработка плана диссертации, ее структуры. В процессе исследования этот план может меняться, корректироваться, но его основы разрабатываются в данном разделе процесса исследования - определение новизны, теоретической и практической значимости результатов исследования, его выводов и обобщений.
Четвертый этап - реализация планов исследования, организации работы по сбору, обработке информации, ее систематизации, обобщение, обсчет данных, формулировка выводов и оформление текста диссертации.
Выводы должны носить не констатирующий, а обобщающий, результирующий характер, не отвечать на вопрос «что сделано?», а отвечать на вопрос «что получено?», «каков научный (теоретический, практический) результат?».
Заключительный этап - оформление диссертации, ее текста, иллюстративного материала (таблицы, схемы, диаграммы, рисунки и т.п.), приложений. Подготовка доклада, апробация диссертации на заседании кафедры и публичная защита.
В процессе работы над диссертацией магистрант имеет право и возможности обращаться за консультациями к специалистам любой кафедры. Практика показывает, что чаще всего возникает потребность обращаться на кафедру теории и методики физической культуры, педагогики, психологии, физиологии, биомеханики, истории физической культуры.