Занятия по огневой подготовке, как правило, организуются повзводно, а во взводе — по отделениям. Каждому взводу назначается свой участок, на котором организуются занятия в составе взвода по отделениям, при этом гранатометчики, снайперы, пулеметчики ПК, наводчики-операторы (наводчики) могут выделяться в отдельные ротные (взводные) группы и занятия с ними проводят командир роты, его заместители, старшина роты; в отдельную группу могут объединяться и механики-водители (водители) и т. д.
По данной схеме могут быть организованы занятия и в тыловой зоне учебных объектов стрельбища. Такая организация занятий позволяет каждому командиру учить своих подчиненных и повышает его ответственность за их огневую подготовку. Огневые тренировки и стрельбы из группового оружия проводятся в составе штатных расчетов (экипажей), а при отсутствии некоторых членов экипажей — и в учебных подразделениях, военных образовательных учреждениях профессионального образования в составе сводных экипажей. Замена членов экипажа должна производиться на специалиста одной с ним должности и отдаваться приказом по воинской части. При этом механики-водители БМП (водители БТР) могут привлекаться на тренировки, проводимые перед стрельбой для слаживания подразделений, а также для совершенствования их навыков в стрельбе.
Занятия по огневой подготовке необходимо организовывать так, чтобы максимальную часть времени, отводимого на занятия, обучаемые использовали на практические действия при вооружении (с оружием) и решали огневые задачи с полным напряжением физических и моральных сил.
Командиры взводов руководят стрельбой солдат только своего взвода на каждом из участков по видам оружия. Командир роты или его заместители руководят стрельбой из гранатометов, снайперских винтовок, ротных пулеметов.
В одной группе (со всем личным составом роты) занятия проводятся сравнительно редко, как правило, на контрольных занятиях. На таких занятиях весь личный состав действует в составе подразделения и в соответствии со штатной должностью.
Все занятия по огневой подготовке организационно подразделяются на вводную, основную и заключительную части. Алгоритм работы командира (начальника) при подготовке и проведении занятий указан в приложении 1.
В вводной части классного занятия руководителем объявляются тема и цели занятия, проверяются наличие личного состава, внешний вид, готовность к занятию. Затем может проводиться контрольный опрос в целях проверки выполнения обучаемыми задания на самоподготовку (ранее пройденного материала).
Контрольный опрос может проводиться методом беседы, упражнения, письменно или комбинированно. Вопросы должны вынуждать обучаемых думать в условиях ограниченного времени. Затем проводится разбор и объявляется оценка. Продолжительность вводной части не должна превышать 10—12 мин. После опроса руководитель объявляет тему, учебные цели и порядок проведения занятия.
Во вводной части полевого занятия руководитель: сообщает тему, учебные цели и порядок проведения занятия; проверяет знание обучаемыми основных положений Курса стрельб и требований безопасности при стрельбе; доводит до обучаемых метеоданные;
указывает учебные места и порядок их замены, взаимодействия с руководителями стрельбы на участках (учебных местах, где проводится стрельба), время начала и окончания стрельбы;
после постановки задач дает команду на занятие подразделениями указанных учебных мест (участков стрельбы).
С прибытием подразделения на указанный участок стрельбы руководитель стрельбы на участке:
сообщает тему, учебные цели и порядок проведения занятия на учебном месте;
проверяет знание обучаемыми основных положений Курса стрельб, условий выполняемого упражнения и требований безопасности при стрельбе;
указывает на местности исходное положение, огневые позиции для боевых машин и обучаемых (при стрельбе из стрелкового оружия и гранатометов), рубежи открытия и прекращения огня, основные и опасные направления стрельбы, направление и скорости движения боевых машин, порядок занятия и смены огневых позиций, разворота на рубеже прекращения огня и возвращения в исходное положение;
ставит стреляющим командирам взводов (отделений) боевую задачу применительно к действиям в наступлении или в обороне в зависимости от условий выполняемого упражнения.
Командиры взводов, в свою очередь, ставят боевую задачу командирам отделений (командирам боевых машин), а командиры боевых машин ставят боевые задачи членам экипажей во время загрузки боеприпасов (командиры отделений ставят боевую задачу отделениям после получения боеприпасов).
Основная часть включает изложение учебных вопросов изучаемой темы или отработку упражнений, нормативов, приемов, закрепление знаний и умений путем проверки практического усвоения изучаемого материала.
Учебные вопросы изучаемой темы или выполнение упражнения, нормативов, приемов должны излагаться последовательно с использованием средств материально-технического обеспечения занятий и личного показа руководителя занятия с применением таких методов, как объяснение, показ и упражнение. Обучаемый должен понять, что надо делать, как надо делать и почему так надо делать.
В ходе огневой тренировки (выполнения упражнения стрельб) руководителю необходимо периодически контролировать работу руководителей на учебных местах; методические приемы, которые они применяют; достигнутый уровень учебных и воспитательных целей; эффективность использования учебно-тренировочных средств; точность выполнения Курса стрельб; организованность замены на учебных местах и другие вопросы. Руководитель определяет характерные недостатки обучаемых.
В конце основной части руководитель проводит анализ качества усвоения учебных вопросов обучаемыми, заслушивает доклады руководителей на учебных местах о результатах занятия, устанавливает типичные ошибки в действиях, определяет задачи для индивидуального обучения, самостоятельной тренировки, задание на очередное занятие.
В заключительной части руководитель напоминает тему и цель занятия, указывает, как выполнены учебные цели занятия, индивидуальные результаты стрельбы, кто из обучаемых добился лучших результатов и кто недостаточно овладел учебным материалом, что необходимо сделать для устранения недостатков, результаты стрельбы отделений, взводов и роты в целом.
Целесообразно проводить отдельно разбор занятия с руководителями на учебных местах и операторами участков учебных объектов.
Занятия заканчивается проверкой наличия и состояния оружия, боеприпасов, боевой техники и учебного оборудования. Заключительная часть должны занимать не более 10 % учебного времени, отводимого на занятие.
Глава вторая
МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ МАТЕРИАЛЬНОЙ ЧАСТИ ОРУЖИЯ (ВООРУЖЕНИЯ) И БОЕПРИПАСОВ