Классическая немецкая философия

Создателем системы объективного, абсолютного идеализма явился Гегель (1770-1831 гг.). Он возвысился до осознания общественно-исторической природы человека. В своей системе он стремился выразить в едином диалектическом процессе мир природного, социального и духовного бытия. В соответствии с исходным принципом своей идеалистической системы – принципом тождества мышления и бытия – природный мир Гегель рассматривает как несамостоятельный, вторичный, производный от идеи. Природа – инобытие, отчуждение идеи. Природа должна быть рассмотрена как система ступеней, каждая из которых необходимо вытекает из другой и является ближайшей истиной той, из которой она проистекала, причем, однако, здесь нет естественного процесса порождения, а есть лишь порождение в лоне внутренней идеи, составляющей основание природы. Природное своеобразие человека определяется тем, что он – "орудие духа" и как таковой есть наиболее совершенный организм природы. У Гегеля сама природа вообще и природа человека, в частности, сводится к духовности.

Вместе с тем Гегель, как никто из предшествующих ему философов, сумел приблизиться к верному пониманию специфики общественной деятельности человека, своеобразия социального мира. Совершить это Гегелю удается потому, что он подвергает специальному анализу предметную человеческую деятельность – труд. На этой основе Гегель впервые раскрывает диалектику индивидуального и социального, специфику общественной жизни, диалектику причинности и целесообразности.

Основная проблема гегелевской философии состоит в выяснении диалектики субъективности устремлений отдельных индивидов и объективности, закономерности, созданной самими людьми системы общественных отношений.

Обращение к анализу человеческого труда позволяет Гегелю по-новому поставить и труднейшую традиционную философскую проблему соотношения причинности и целесообразности в мире. Гегель, рассматривая человеческий труд, впервые истолковал его как целесообразную деятельность в рамках объективных причинных зависимостей. В труде человек придает объективным природным процессам форму целесообразности, организует причинные связи таким образом, чтобы добиться своих субъективных целей. Процесс труда никогда не может выйти за пределы причинных отношений, осуществление цели в процессе труда предполагает познание причинных связей объективной действительности и сознательное их использование. В лице Гегеля философская мысль впервые приближается к адекватному истолкованию целесообразного устройства человеческого мира, к диалектическому синтезу причинности и целесообразности.

Диалектическая концепция соотношения человека и мира, разработанная в гегелевской философии, несла на себе печать идеализма и вскоре была отвергнута Л. Фейербахом (1804-1872 гг.). Он преодолевает гегелевское сведение сущности человека к самосознанию, исторического процесса – к самодвижению духа, использующего для реализации своих всемирно-исторических це-

лей деяния людей. Философская мысль вновь делает поворот к утверждению природной, чувственной основы человеческой сущности. Антропологический принцип в философии, принятый Фейербахом, предполагает, что своеобразие человеческой деятельности и историческое развитие человека выводится из природности самого человека. Он делает шаг вперед по сравнению с просветительскими концепциями общественной жизни, строившимися на понятии природы человека – для Фейербаха человеческая сущность не заключена в отдельной индивидуальности. Сущность силы человека (воля, мышление, умственность) – это его родовые, т.е. общественные деятельные способности. Фейербах приближается к пониманию сущности человека как определяемой социальными связями: "Отдельный человек как нечто обособленное не заключает человеческой сущности в себе ни как в существе моральном, ни как в мыслящем. Человеческая сущность налицо только в общении, в единстве человека с человеком, в единстве, опирающемся на реальность различия между "Я и Ты".

Этапы человеческой истории отличаются, по Фейербаху, лишь сменами в религиозном и нравственном сознании человечества. Само же религиозное чувство Фейербах считает свойственным человеку от природы, т.е. прирожденным. Вот тут-то и сказывается ограниченность антропологизма. Правильно подчеркивая лишь одну сторону дела – природность человека, Фейербах стремится объяснить и социальные связи, общественные отношения людей как чисто природные узы, объединяющие индивидов. Субстанциальной основой общения, в котором только и проявляется человеческая сущность, являются чувственные отношения людей (любовь). Фейербах не рассматривает практическую деятельность человека в ее всемирно-историческом масштабе, и поэтому у него общественная связь имеет не историческую, а природную основу. В антропологическом материализме Фейербаха наметился поворот к гуманистической проблематике. Однако и этот материализм нуждался в дальнейшей разработке проблемы сущности человека, сущности взаимоотношений человека и окружающей его действительности, сущности исторического процесса, так как для Фейербаха человек оставался только природным существом, он не смог раскрыть того общего основания жизнедеятельности человека, которое составляет его сущность.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: