Русская философия XIX – начала XX вв

Русская философия – сравнительно позднее образование нашей национальной культуры, хотя предпосылки ее далеко уходят в глубь национальной (шире – славянской) истории.

Она связана с именами Ф. М. Достоевского, Л. Н. Толстого, Вл. Соловьева. В их лице и в их творчестве философское самосознание народа заявило о себе «на весь мир» – уже не как подражание Западу (византийцам, (французам, немцам), а как совершенно самостоятельный голос, вносящий свою тему и свою собственную тональность в многоликий диагноз культур, в сложную духовную полифонию человеческой цивилизации.

Русская философия – это философия предупреждения! Ее лейтмотив – нравственное вето на любой «прогресс», любой социальный проект, если они рассчитаны на принуждение, насилие над личностью. Провидческое Слово великих гуманистов XIX столетия было обращено к нашему, XX в. Но чтобы быть понятой и услышанной потомками, истина этого ясного и мудрого Слова должна была быть доказана многомиллионному народу «от противного»: должны были пролиться не капли, а реки невинной крови, долго не просыхать моря сиротских н вдовьих слез, должны были рухнуть воздвигнутые на зыбком песке отвлеченного умозрения искусственные, античеловеческие конструкции-монстры, рассеяться и отринуть из человеческих душ ложные, губительные фетиши и соблазны.

С Ф. М. Достоевского («Легенда о великом инквизиторе») и Вл. Соловьева («Три разговора») в русской философии и литературе берет начало жанр антиутопии, блестяще продолженный и развитый мыслителями и художниками XX в. Этот жанр нередко требовал языка притчи, исповеди, проповеди, отказа от академических форм теоретизирования, от чисто рационалистического способа доказательства и обоснования прочувствованных сердцем, пережитых, выстраданных истин. Глубокие исследователи, подлинные знатоки истории нашей отечественной философии (Н. А. Бердяев, В. В. Зеньковский, А. Ф. Лосев), всегда подчеркивали сверхрационалистический способ и характер русского философствования, связывая его обычно с православным, восточно-христианским мировосприятием и мироощущением славянской души. «Русские не допускают, – писал Н. А. Бердяев, – что истина может быть открыта чисто интеллектуальным, рассудочным путем, что истина есть лишь суждение. И никакая гносеология, никакая методология не в силах, по-видимому, поколебать того дорационального убеждения русских, что постижение сущего дается лишь цельной жизни духа, лишь полноте жизни».

Вопросы для самоконтроля

1. Что изучает история философии? Каково ее место в системе гуманитарного знания?

2. Чем определяется исторический тип философствования? Какие типы философствования Вы знаете?

3. Каких философов античности Вы знаете? В чем сходство и в чем различие между ними?

4. Каких философов средневековья Вы знаете? Каковы отличительные черты и особенности средневековой философии?

5. Каковы основные темы и проблемы философии Возрождения? Каких философов этой эпохи Вы знаете?

6. В чем новизна и особенности философии Нового времени, ее основные направления и представители?

7. В чем заключаются основные идеи Просвещения?

8. Каково место классической немецкой философии в истории философии и культуры? Ее представители?

9. Каково место русской философии в мировой культуре? Ее основные проблемы и представители?

10. В чем основные достижения и результаты советской философии? Ее наиболее видные представители?


_______________________________________________________


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: