Проблема человека в философии

_____________________________________________________

В течение нынешнего века обостряется интерес к проблеме человека. Предпринимаются попытки создать так называемую психологию личности. Философия как стержень мировоззрения выражает отношение человека к миру. Это не просто знание, а знание, обладающее ценностными формами. Она исследует не мир как таковой, а смысл бытия человека в мире. Человек для нее не просто вещь среди вещей, а субъект, способный к изменению мира и самого себя. Рассматривая научное знание как момент отношения человека к миру, философия позволяет рассмотреть уникальные особенности, которые присущи только человеку и никому более.

В XIX в. получила распространение трудовая теория происхождения человека. Сторонники этой теории считают, что именно труд создал человека. В ходе трудовой деятельности рука становится все более гибкой и свободной. Одновременно развивается мозг, достигается все более тесное сплочение людей и возникает потребность развития языка. Таким образом, орудийная деятельность, сплочение в общество, речь и мышление есть решающие факторы становления человека. Затем добавляются регулирование брачных отношений, нравственность и другие моменты становления и существования человека.

Животные тоже осуществляют орудийную деятельность, но эта их деятельность не влечет последствий, которые обнаруживаются у человека. Передача подобного опыта не передается от поколения к поколению, развития животных тем самым не происходит. Существенной чертой антропосоциогенеза является именно то, что изготовляемые человеком орудия труда аккумулируют в себе способы деятельности с ним. В процессе изготовления предмету придается целесообразная форма. Тем самым развиваются человеческие способности.

Человек есть совокупность способностей и влечений. Их приобретение и совершенствование есть развитие человека, составляющее содержание антропосоциогенеза.

По вопросу природы человека в философии сложились две позиции. Согласно одной, природа человека всецело социальна. Согласно другой, она не только социальна, но и более нагружена. Маркс отмечал, что сущность человека не есть абстракт, присущий отдельному индивиду, в своей действительности она есть совокупность всех общественных отношений. Иначе говоря, сущность человека располагается «во вне» человека, в обществе, «совокупности всех общественных отношений». Это толкование природы человека имеет ряд следствий. Первое следствие: изучая конкретные общественные отношения, мы изучаем тем самым «живых личностей» Ленин). Второе следствие: общество развивается неизмеримо быстрее, чем природа, человек никакой мерой не ограничен и находится в непрерывном процессе становления (Маркс). Третье следствие: существенно изменив общественные отношения, можно существенно преобразовать природу человека, создать принципиально новых людей. Такой подход позволил сделать ряд крупных открытий в области изучения человека и общества.

Проблема «природы человека» переплетается и в чем-то совпадает с проблематикой «смысла жизни». Вопрос о смысле жизни есть вопрос о предназначении человека. Не почему, а для чего живет человек? Этот вопрос с давних времен занимал человека. Среди многих подходов к решению этой сложной проблемы можно выделить три главных: смысл жизни изначально присущ жизни в ее глубинных основаниях; смысл жизни за пределами жизни; смысл жизни созидается самим субъектом. Для всех трех подходов характерно представление, что жизнь, как она фактически есть, бессмысленна, само же понимание смысла жизни разнится.

Для первого подхода наиболее характерно религиозное истолкование жизни.

В основе второго подхода лежит идея о том, что человек способен переустроить мир на началах добра и справедливости.

В соответствии с третьим подходом, жизнь не имеет смысла. Только мы сами сознательно или стихийно придаем ей смысл и, тем самым, выбираем и созидаем свою человеческую сущность.

Вопросы для самоконтроля

1. Как Вы думаете, каковы причины нарастания интереса к антропологической проблематике?

2 Почему многие философы говорят о человеке как тайне?

4. Каково содержание понятия антропосоциогенеза?

5. Какие существуют основные подходы к пониманию сущности антропосоциогенеза?

6. В чем суть проблемы соотношения биологического и социального в человеке? Какие решения этой проблемы Вы знаете?

________________________________________________________


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: