Целью обучения детей с интеллектуальными нарушениями является коррекция и компенсация недостатков развития для успешного становления личности. Пояснительная записка

ПРОБЛЕМНОЕ ОБУЧЕНИЕ

ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

НА УРОКАХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА

Содержание

1. Пояснительная записка…………………………………………………………2

2. Особенности проблемного обучения на уроках изобразительного искусства

……………………………………………………………………………………….3

3. Типы проблемных задач по изобразительному искусству…………………..4

4. Организация проблемного обучения для детей с отклонениями в развитии на уроках изобразительного искусства………………………………………….......5

5. Приложения:………………………………………………………………………..

- приложение 1. Сравнение уровня эффективности традиционного и проблемного обучения на уроках изобразительного искусства

- приложение 2. Рисунки учащихся экспериментального и контрольного класса.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Сегодня уже стало очевидно, что существующие подходы к организации уроков в коррекционной школе не позволяют эффективно решать главную проблему – развитие механизма компенсации дефекта у ученика. Вот почему возникла потребность в разработке новых подходов к планированию урока, уточнении основных моментов технологии его моделирования.

Для детей с нарушениями интеллектуального развития характерна недостаточность всех уровней мыслительной деятельности. Отмечается неполноценность моторного и чувственного познания. Выполняемый ими мыслительный анализ зрительно воспринимаемого реального предмета или его изображения отмечается бедностью и фрагментарностью.

Мышление детей данной категории отличается стереотипностью и тугоподвижностью. Именно поэтому применение имеющихся знаний в новых условиях вызывает у них затруднения и часто приводит к неправильному выполнению заданий. У всех, без исключения, детей с нарушениями интеллектуального развития наблюдаются отклонения в речевом развитии. Отсутствие наглядно–действенных опор и необходимость исходить только из имеющихся представлений делают ответы учащихся бедными, непоследовательными, фрагментарными.

Своеобразные особенности присущи и процессам памяти. Объем запоминаемого материала, его точность и прочность гораздо ниже, чем у детей с сохранным интеллектом.

Важной особенностью, влияющей на процесс обучения детей с нарушениями интеллектуального развития, является их замедленное восприятие. Нашим учащимся требуется гораздо больше времени, чтобы разглядеть и узнать знакомые предметы, их восприятие отличается недифференцированностью, узостью. Поэтому, целью обучения детей с интеллектуальными нарушениями является коррекция и компенсация недостатков развития для успешного становления личности.

Однако, существующие педагогические приемы не позволяют эффективно стимулировать компенсаторные процессы развития данной категории детей.

Решению вышеизложенных проблем и способствует данное методическое пособие, которое отражает современный уровень преподавания, решает вопросы изменения содержания образования в коррекционной школе и представляет собой новый подход к реализации мало разработанной проблемы становления личности ребенка с нарушением интеллектуального развития средствами художественного творчества.

Экспериментальными исследованиями доказано – начало мышления в проблемной ситуации. Проблемное обучение является одним из основных способов изменения роли ученика в учебном процессе.

В коррекционной школе проблемно-поисковый метод не может содержать задач такой сложности, как это имеет место в массовой школе. Однако ряд приемов может успешно применяться. Это, прежде всего, проблемные ситуации и проблемные вопросы.

Речь идет об организации таких ситуаций на уроке, при которых у ученика интенсивно работают психические функции, направленные на решение педагогических задач. Учитель выступает не в роли основного источника информации, а в роли организатора эффективных условий обучения.

В этом плане изобразительная деятельность обладает широкими возможностями и является эффективным средством развития мыслительных процессов.

В пособии рассмотрены методические приемы по организации проблемного обучения изобразительному искусству детей с нарушениями интеллектуального развития. Описаны особенности проблемной ситуации в изобразительной деятельности, предложены типы проблемных задач, показан путь возникновения и решения проблемных ситуаций, дана обобщенная модель структуры проблемного урока.

Пособие предназначено для учителей специальных (коррекционных) образовательных учреждений и педагогов, работающих в этой области.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: