Особенности проблемного обучения на уроках изобразительного искусства

Специфика уроков изобразительного искусства придает проблемному обучению особый характер. Содержание и структура учебных задач по рисованию основываются не на строго логическом принципе, а на наглядно-образном, поскольку эти задачи решаются учащимися в условиях практической изобразительной деятельности, или восприятия произведений искусства, окружающей действительности.

Анализ учебных ситуаций процесса обучения рисованию с натуры показывает, что даже после объяснения последовательности выполнения учебной задачи, показа ее решения учителем, каждый учащийся привносит в рисунок какую-то долю «своего» восприятия, «своих» приемов изображения: здесь сказывается и различный мазок, и разная штриховка, заливка, различный уровень цветоразличительных способностей. В итоге выполнения задания – у всех учащихся «разные» рисунки, хотя и выполненные по одной схеме.

Еще нагляднее эта особенность выражается в выполнении задач тематического рисования. В этом случае результат решения будет у каждого ученика различный не только по технике исполнения, но и по выбору сюжета, изобразительно-выразительным средствам.

Таким образом, результат решения простой учебной задачи не будет однозначным у всех учеников даже в условиях традиционной организации обучения.

Следовательно, уже традиционные учебные задачи по изобразительному искусству имеют особенности связанные со спецификой самого предмета.

Все это дает основание утверждать, что практические проблемные задачи по изобразительному искусству должны быть направлены на поиск и открытие новых для учащихся способов художественного отображения окружающего мира, т.е. проявления новых личностных качеств каждого ученика.

В разрешении учащимися противоречий или затруднений в процессе изображения, важнейшим стимулом является личная художественная активность каждого учащегося, эстетический интерес и особенно эмоциональная направленность (чувство удовольствия, радости от самого процесса изображения). Именно такая эмоционально-эстетическая настроенность личности учащихся способствует художественной наполненности, выразительности продукта – художественного образа.

Отсутствие подобной атмосферы снижает художественные качества результата, приводит к стереотипности изображения.

Таким образом, личностная, художественно-эмоциональная направленность проблемной ситуации как внутренней структуры процесса проблемного обучения на уроках изобразительного искусства составляет ее главную особенность.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: