Да, если вы любите воспитывать в детях сознание Кришны, это значит, что вы любите Кришну. (Утренняя прогулка – 11 января 1974 года, Лос Анджелес)
Приятно слышать, что Вишну-арати хорошо развивается в сознании Кришны. Я знаю, что и ты, и твой муж сделаете все от вас зависящее, чтобы привести ее на верный путь сознания Кришны. Воспитание одной единственной души в сознании Кришны принимается Кришной как величайшее служение, поэтому тщательно исполняйте свои обязанности, и Кришна несомненно прольет на вас Свои благословения. Я также рад был узнать, что ты сама находишь все больше и больше вкуса в размышлении о Кришне и Его преданных. Именно этим и следует заниматься, и ты увидишь, что по мере того, как ты размышляешь, вкус к наслаждению нектаром такой медитации становится все сильнее и сильнее. Это и называется бескрайним океаном нектара преданности. Этот океан безбрежен, и потому наслаждение его нектаром тоже постоянно и бесконечно возрастает. (ПШП Кришне-деви, 2 ноября 1969)
«Ребенок – отец человечества», поэтому если вы сможете обучить этих детей в Сознании Кришны добрыми наставлениями, кормя их, то это будет великое служение Господу Чайтанье. (Письмо Джаяпатаке – Гонолулу, 17 мая 1972)
- Важнее ли другие виды служения, чем воспитание детей?
Мин.
(Можно задать вопрос и затем дать свое понимание)
На духовном уровне все виды служения равны, и воспитание детей является таким же важным служением, как поклонение Божествам
Нандарани: когда домохозяйки воспитывают своих детей в сознании Кришны, то это считается косвенным служением Кришне. Должны ли они стараться служить Ему напрямую, ну, например, готовить в храме, что-то вроде того, напрямую, или воспитание детей и ведение дома уже достаточно служения? Этого достаточно?
Прабхупада: Да, дело в том, что мы должны быть в сознании Кришны. Прямо как электризация. Если к электричеству дотронуться проводом, потом присоединить другой провод, потом другой, и если соединение настоящее, тогда электричество находится повсюду. Таким же образом, если наше созание Кришны соединяется верно, тогда нет даже вопроса косвенное это или прямое. Потому что в абсолютном мире нет разницы. Как только будет прикосновение к прямому соединению… Это называется цепью ученической преемственностью. (Лекция по БГ 2.13-17 – Лос Анджелес, 29 ноября 1968)
- Каковы общие принципы воспитания детей?
Мин.
(Можно лекцией с вопросами к подопечным относительно их детей)
До 5, от 5 до 15 и после 15
Основная идея воспитания детей, как она описана в ведической литературе, состоит в том, чтобы от рождения до пяти лет родители были очень снисходительны с ребенком. С шести до десяти лет они должны относиться к нему все более строго и требовать все большего повиновения, а в возрасте от десяти до шестнадцати лет родители должны обращаться с ребенком, как тигры со своими тигрятами, чтобы он боялся проявить какое бы то ни было непослушание. Когда ребенку исполнится шестнадцать лет, они должны обращаться с ребенком как с другом, и ему должна быть предоставлена возможность постепенно развить ответственность и независимость, свойственные взрослым. (ПШП Вибхавати, 15 июля 1969)
Подавать пример
Дети учатся, подражая родителям, поэтому если вы оба будете подавать хороший пример сознания Кришны, ребенок очень естественно и легко разовьется в сознании Кришны, следуя вашему примеру. Пожалуйста, передай мои благословения своей доброй супруге Лакшмимони и своему сыну. (ПШП Джагадише, 9 июля 1970)