Тетрадь по биологии человека. Введение

Учени______ 9 класса__________

__________________________________________

__________________________________________

МАОУ «Лицея № 28 им. Н.А. Рябова»

Введение

1. Заполните схему «Основные науки о человеке».

Придумайте и нарисуйте условные знаки для каждой науки.

Антропология
Генетика человека
Цитология
 
Гистология
 
 
 
Эмбриология
 
Экология человека


Биохимия

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Заполните таблицу «Ученые и врачи»

Ученый Вклад в развитие биологии человека
1. Гиппократ    
2. Аристотель    
3. Гален 4. (римский врач)  
5. Авиценна    
6. Парацельс    
7. Везалий    
8. Амбруаз Паре    
9. Гарвей    
10. Гальвани    
11. Дженнер    
12. Пастер      
13. Мечников И.И.    
14. Эрлих    
15. Ландштейнер    
16. Сеченов И.М.      
17. Павлов И.П.      
18. Мортон (американский врач)    
19. Пирогов Н.И.    
20. Боткин С.П.    
21. Лесгафт П.Ф.    
22. Ухтомский А.А.      
23. Анохин П.К.      

С1 Прочитайте текст и ответьте на вопросы

ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О РОЛИ МОЗГА В ДРЕВНОСТИ

В Древнем Риме лекарь гладиаторов Гален был наиболее выдающейся личностью своего времени. Потратив немало времени на наблюдения за разрубленными животными, вроде овец, и леча гладиаторов, получивших ранения, он пришёл к выводу, что мозг – это место, где располагается разум человека.

Он первым исследовал полости в центре мозга человека, получившие впоследствии названия желудочков. Внутри этих полостей Гален наблюдал цереброспинальную жидкость. Однако в те времена среди образованных людей господствовало представление о четырёх жизненных влагах: крови, флегме, желчи, и чёрной желчи. По мнению Галена, желудочки мозга заполнены желчью, и, чтобы управлять мыслями и движениями, мозг каким-то образом распространяет желчь по нервам по всему телу, заставляя сокращаться мышцы. Эти воззрения просуществовали 1500 лет вплоть до появления Декарта.

Декарт полагал, что мозг – это центр, в котором помещаются силы души – флюиды, и, вслед за Галеном, считал, что они, протекая по телу, заставляют его двигаться.

Однако Декарт посчитал Галеновы аналогии между строением тела человека и овцы неприемлемыми на том основании, что тело человека, в отличие от овечьего, построено по образу и подобию Божьему. Он полагал, что разум существует отдельно от физического тела и, как эфирная волна, способен на него влиять. Гипофиз он считал насосом, через который разум управляет душой. «Гипофизарный насос» прокачивает мысли в виде флюидов, доставляя их к мышцам, и тем вызывает их сокращение, совершенно как гидравлическое устройство.

Используя содержание текста «Представления о роли мозга в древности», ответьте на следующие вопросы.

1) С кем сравнивал тело человека Декарт?

2) Что заставляет двигаться тело по Галену?

3) Каков механизм регулирования работы внутренних органов по Декарту?

С3 ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ДРЕВНИХ О ТОМ, КАК МЫСЛИТ ЧЕЛОВЕК

Самые первые идеи о том, где гнездятся наши мысли, творческие идеи и мечты, впервые возникли в Древнем Египте и Древней Греции. В то время люди полагали, что источником мысли является сердце. Вспомните собственные ощущения: как от злости колотит в груди. Рассматривая вскрытые тела умерших, древние обратили внимание на центральное положение сердца и его связь с главной жидкостью организма – кровью, а оттуда пришли к выводу, что именно этот орган и отвечает за творчество, интеллект, речь и эмоции.

Оспорил этот взгляд древнегреческий врач Гиппократ. Из того, что травмы головы приводят к нарушениям речи и эмоций, он сделал вывод, что вместилищем интеллекта является головной мозг. Ещё одним аргументом

в поддержку этой теории послужили для него результаты трепанации

черепа – просверливание в черепе отверстия, снижающего внутричерепное давление, – операции, которая и по сей день используется хирургами для устранения некоторых повреждений мозга.

Гиппократ также пришёл к выводу, что мы страдаем, когда мозг становится горяч, холоден, влажен или сух. Он полагал, что безумие случается, когда мозг влажен, и лишь когда мозг спокоен, человек способен мыслить разумно и рационально. Все эти рассуждения вовсе не обязательно верны, но именно они вдохновили древнегреческого философа Аристотеля. Он попытался объединить идеи Гиппократа с прежними – о роли сердца. Сам он продолжал верить, что обиталищем разума является сердце, но предположил, что мозг охлаждает сердце, когда оно перегрето эмоциями. Рациональные люди, по Аристотелю, это те, у кого больше возможности охлаждать мозгом сердце.

Используя содержание текста «Представление древних о том, как мыслит человек», ответьте на следующие вопросы.

1) Что Гиппократ считал вместилищем разума у человека?

2) Какова роль мозга в мышлении согласно взглядам Аристотеля?

3) Чья точка зрения о механизме мышления с позиции современной науки оказалась более правдоподобной? Почему?



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: