Введение 7 страница

Следует также упомянуть о том, что некоторые вегетарианцы-активисты на основании диетологических, анатомических и антропологических данных утверждают, что люди «не созданы для того, чтобы питаться мясом». Приводить их аргументы здесь нецелесообразно. Но если они справедливы, то подразумевают, что пристрастие человека к мясу — ложный, социально обусловленный аппетит и что вы обманываете себя, если считаете, что организм действительно просит мяса. Это в высшей степени самонадеянная позиция, ибо она говорит о пренебрежении к искренним чувствам другого человека, а также о том, что сторонник подобной аргументации считает, будто он лучше знает, чего хотят и что чувствуют окружающие. Основополагающий принцип йоги питания гласит обратное: каждый человек — непререкаемый авторитет в сфере потребностей его организма, и если отнестись к телу с достаточным вниманием и доверием, оно даст понять, что это за потребности.

Иногда приверженцы вегетарианства напоминают о «движении вниз по пищевой пирамиде» — от животной к растительной пище, то есть о восхождении вверх по ступенькам лестницы вибраций, описанной в главе «Пища и личность». Однако пищевую пирамиду можно рассматривать и как лестницу наоборот, ступени которой занимает солнечный свет во все более сконцентрированной форме. Наиболее подходящее вам место в пищевой пирамиде зависит от того, сколько энергии вам требуется. Двигатель, рассчитанный на напряжение 6 вольт, при 12 вольт не станет работать вдвое лучше. Разумеется, приспособляемость организма гораздо выше, чем электродвигателя, — только представьте машину, которая модифицирует сама себя, настраиваясь на работу при более высоком напряжении! — и, тем не менее, резкое изменение притока энергии может вызвать сбои.

Люди, которые пытаются опробовать на себе вегетарианскую и тем более веганскую диету прежде, чем тело будет готово к ней, стремятся к тому, что в йоге называют «преждевременной трансцендентностью», то есть к выходу за пределы человеческого познания раньше, чем успеют постичь то, что находится в этих пределах. Особенно настойчивы в своих попытках те, кому неуютно живется с самим собой и собственными человеческими качествами. Но помните, что интересы души и тела отнюдь не противоположны. В начале этой книги я утверждал, что организм и его аппетит — не враги, а союзники на пути к здоровью; в равной степени они являются помощниками на пути к просветлению[39]. Это не значит, что тело должно быть «изранено ради души», как сказано у Йетса. Просто смиритесь с естественными аппетитами тела, пусть даже грубыми и плотскими, и поверьте, что они в конце концов приведут нас к более просветленному бытию[40].

Рано или поздно многие люди обнаруживают свою взаимосвязь с другими существами. Они открывают для себя — не как догмат, а как внутренний непреходящий опыт, — что они не одиноки. Осознавая эту взаимосвязь, они уже не нуждаются в физическом утешении, перестают есть животных или другие формы жизни. Наша судьба — быть вегетарианцами и питаться свободной мировой энергией.

Этот процесс можно поддерживать и чтить, но торопить его или вводить насильственным путем не следует. Возмущением и острой критикой некоторые активисты-веганы добиваются прямо противоположного эффекта, вызывают у людей чувство незащищенности, отсутствия поддержки и заботы со стороны вселенной. Такие лозунги, как «друзья, не давайте своим друзьям есть мясо!», ведут к разобщенности, а не к единству. И без того уже слишком многие хватаются за вегетарианство в попытке представить себя в лучшем свете, обрести право на любовь к себе и одобрение. Все эти мотивы выдают дефицит внутренней заботы.

Следовательно, если вы — сторонник вегетарианства, прошу вас, словом и делом давайте окружающим понять, что они чисты душой, целостны и красивы, что это совершенно нормально — быть самим собой, любить себя, ценить безо всяких условий, причин и оправданий. Подготовьте почву для внутреннего благосостояния, и сострадание к другим существам прорастет само собой, в процессе питания и другой жизнедеятельности. И поскольку невежество считает сострадание бессильным, вооружите его знаниями об ужасах мясной промышленности и всего, что ей сопутствует. Но действуйте добром. Будьте мягки, терпеливы, не забывайте о смирении. Семена сострадания не принесут плодов, если растить их на почве, которая не была возделана с любовью.

Глава 16
СЛАДОСТЬ САХАРА

Рафинированный сахар во всех видах (столовый сахар, фруктоза, сахароза, кукурузный сироп, концентрированный фруктовый сок и т.д.) называют самым вредным компонентом рациона среднестатистического американца. Потребление сахара на душу населения достигает почти 200 г в сутки (по данным разных исследователей — около 40-50 чайных ложек); существует явная корреляция между потреблением сахара и ростом хронических заболеваний за последний век в Америке и других странах. Сахар не только вызывает кариес, но и нарушает эндокринный баланс организма, чрезмерно стимулирует и, в конце концов, истощает поджелудочную и другие железы. Сахар крадет у организма кальций и другие минеральные вещества. Они необходимы для метаболизации чистого сахара, поскольку сопутствующие ему в естественном виде минеральные вещества удаляются в процессе рафинирования. Сахар вызывает усталость, хроническую вялость; резкое повышение содержания сахара в крови провоцирует выбросы инсулина, вслед за которыми содержание сахара в крови так же стремительно падает. И наконец, сахар — главная причина ожирения: как только гликогена в печени будет накоплено больше чем достаточно, организм начнет утилизировать сахар, превращая его в жир. Все вышеизложенное — упрощенное и неполное описание ущерба, который сахар наносит организму.

Сахар — источник поддельной сладости, в чем можно легко убедиться при вдумчивом, внимательном питании. Если медленно жевать излишне сладкую пищу, смакуя ее вкус, вы, вероятно, обнаружите, что на самом деле она совсем не сладкая. И действительно, рафинад — обман для тела, обещание питательных веществ, которых он не содержит.

Большинство людей имеет по крайней мере смутное представление о том, что сахар вреден для здоровья. Почему же тогда эта отрава так притягательна для нас?

Первопричина зависимости от сахара заключается в том, что мы не ощущаем сладость самой жизни. Наше общество, до сих пор находящееся под неусыпным взглядом пуритан, отлучает нас от истинного источника сладости и поощряет непрестанное самобичевание. Каждая реклама, демонстрирующая эталон совершенства и счастья, дает понять: «Вот каким ты должен быть. Что? Ты не такой? Тогда купи нашу новую машину. Пей нашу газировку». Как часто я слышу от людей, что они хотят измениться к лучшему! Да вы и без того прекрасны — точнее, были бы прекрасны, если бы позволили себе быть собой[41].

Отлученные от возможности вкусить сладость жизни, но жаждущие ее всей душой, мы обращаемся к подделкам — к пище с высоким содержанием сахара. Но сахар не утоляет наши аппетиты: самое большее, на что он способен, — временно отвлечь нас от мучений души, вожделеющей сладкого. Но где же его взять?

Эта сладость — дети. Истинная близость. Любовь. Ваше «я». Вспомните, как мы называем малышей, любимых, самых близких людей: мой сладкий, моя радость. Вот она, настоящая сладость. Нет ничего слаще, чем заглянуть внутрь, вернуться домой, соединиться с божественным. Выражение «сладчайший Иисус» — не случайность!

Духовный аналог физической сладости — близость. С младенцами, открытыми и доверчивыми, с любимыми, которым мы по-настоящему доверяем, с родными близость возникает сама собой. Благодаря всем этим людям мы можем познать сладость. Но мы заслуживаем большего. За пределами узкого мирка семьи (с тех пор, как большие семьи стали единичными, он оказался еще уже) мы отгорожены друг от друга, мы общаемся лишь на самом поверхностном уровне. Насколько вы близки с людьми, которые сшили вашу одежду, построили ваш дом, создали другие вещи, которыми вы владеете? Хорошо ли вы знаете людей, у которых покупаете разные товары? Близость — следствие открытости и длительного знакомства. Сегодня и то, и другое — редкость. В прошлом, во времена племен и поселений, мы близко знали друг друга, проводили вместе всю жизнь, а чужаков видели редко. Мало кто отваживался доверять незнакомцам и даже просто знакомиться с ними, и не без причины. В таких условиях близость возникала редко.

На социальном уровне мы воспринимаем пищу с высоким содержанием сахара как утешение, средство против однообразия, обезличенности, уродства супермаркетов, шоссе, парковок, магазинов без витрин — примет современной жизни. Сладости кажутся нам примитивным средством помощи самому себе, какую не могут оказать нам правительства и корпорации. Эти продукты — последняя соломинка для граждан, превращенных в потребителей, лишенных независимости и возможности иначе проявить доброту к себе и к окружающим. Мы — винтики в гигантской машине, управлять которой мы не в силах. В тревожном мире, сама инфраструктура которого препятствует близости, а времени на красоту совсем не остается, кто упрекнет нас за то, что мы обратились к самой ближайшей и надежной замене?

Однако наше бессилие — иллюзия. На самом деле все обстоит иначе: наша власть безгранична. Вы иного мнения? Может, этой идее сопротивляется ваш рассудок? Только потому, что вы придерживаетесь неверных представлений о том, кто вы такой. И поскольку ваше «я» ограниченно, изменения волевым путем, исходящие от этого «я», тоже ограниченны. Это все равно, что плыть и одновременно поднимать тяжести.

Злоупотребление сахаром способно разрушить здоровье, но одной силы воли мало, чтобы противостоять этому магниту, — до тех пор, пока вы не примете искреннее решение найти в своей жизни другие источники сладости. Это занятие требует смелости, в первую очередь, чтобы отказаться от мнимых потребностей, а также вдумчивости и напоминаний самому себе — о том, что смелость надо подкреплять осознанием, втолковывать себе, что прежние ценности ничего не значат. Когда мы избавимся от этих беспорядочных наслоений, обнажится истинная ткань жизни: вездесущая сладость, острота взаимосвязи, которой пронизаны как жизненные скорби, так и радости.

Речь об умении открыть сердце, открыться невероятным богатствам, которые с давних пор ждут нас. Зачастую подобные события происходят, когда смерть или серьезная травма помогает отделить по-настоящему важное от малозначительного. Мы искренне благодарны за это, жизнь приобретает сладкий привкус. Такое открытие жизненных благ прямо противоположно самоотречению, к которому мы порой прибегаем, борясь с привычкой потреблять сахар. По сути дела, именно привычка к самоотречению вызывает у нас обостренную потребность в заботе. (Именно поэтому люди, отказавшиеся от мяса, часто утешаются сладким, хотя сладости вегетарианцам особенно вредны.)

Сахар — дешевая подделка подлинной сладости, присущей жизни. Мы часто даем детям «лакомства» в награду за то, что они «ведут себя хорошо». Само слово «десерт» означает нечто заслуженное. Когда люди пытаются сократить употребление сахара исключительно волевым методом, поначалу их обычно ждет успех. Гордясь собой, они ждут награды — своего десерта.

По тому же принципу сладости могут быть одним из способов сказать себе: «Да, я хороший, я этого достоин!» Особенно притягательны такие заявления для людей в угнетенном состоянии духа. Наряду с невежеством и нищетой именно этой причиной отчасти объясняется пристрастие малоимущих к сладкой, но бесполезной пище — поэтому среди них так много людей с избыточным весом. Люди, которые с помощью сладостей убеждаются в том, что достойны жизненных благ, на самом деле пользуются сахаром как лекарством. Они пытаются скрасить, подсластить жизнь. На какое-то, совсем непродолжительное время сладости прогоняют чувство одиночества. Они утешают. Не вините окружающих за неправильное питание — подобно всем нам, эти люди просто ищут спасения от боли. Увы, сахар — всего лишь паллиатив, он не устраняет первопричину подавленности. Никаким количеством сахара не подсластить горькие жизненные обстоятельства или уныние.

Если сахар — подделка духовной сладости, тогда искусственные под­сластители, такие, как сахарин и аспартам, — подделки подделок. Они лгут организму, заставляют поверить, что в нашем мире внешний вид может нисколько не соответствовать вкусу.

Пожалуй, я несправедливо назвал сахар подделкой: можно отнестись к нему как к материальной форме космического принципа или архетипа — сладости, утешения, удовольствия. Сладкие продукты становятся лакомствами и десертами не только в результате условных рефлексов: будь связь между ними случайна, вряд ли материальные сладости заменили бы духовные. Возможно, сладости существуют для того, чтобы вновь и вновь напоминать нам: да, жизнь сладка. Полный отказ от сладкого подозрительно похож на пуританское воздержание от всех радостей жизни; он может укладываться в общую схему отрицания самого себя и удовольствий. Вместо этого проявите к себе доброту, и по мере того, как вы будете понимать, что такое быть добрым к себе, ваша болезненная потребность в сахаре снизится. Углубленным пониманием вы будете отчасти обязаны вдумчивому смакованию сладкой пищи, восприятию ее вкуса во время еды и ощущений после нее.

В современном мире слишком многое лишает нас сладостей жизни. Стремительный темп и постоянный шум не дают почувствовать сладость «личного времени» — близости с собой. Мы не можем позволить себе просто сесть и побыть с друзьями или близкими. Привычка к самокритике не дает чувствовать себя непринужденно даже наедине с собой, не говоря уже о посторонних людях. А когда мы скованны в общении с собой, фальшивое удовольствие потребительства и бегство от реальности с помощью пассивных асоциальных развлечений непреодолимо манят. Стыдясь собственного мнимого уродства, мы отгораживаемся от людей[42]. Современные социальные и экономические структуры надстраивают эти стены, увеличивают их высоту, низводят общение до обезличенного, поверхностного, или «делового» уровня. И все эти физические, социальные и психологические барьеры отделяют нас от природы, отнимают узы, связывающие нас с жизнью, небом, ветром, почвой.

Следовательно, чтобы положить конец привычке потреблять сладкое, надо заново открыть для себя сладость. Не спеша проведите переоценку приоритетов, из-за которых вы вечно заняты. Перестаньте осуждать, оценивать, критиковать и сравнивать себя, прекратите самобичевание и мечты о том, чтобы стать лучше, превратиться в другого человека. Вместо этого примите себя таким, какой вы есть. Это же относится и к окружающим: примите их, зная, что в душе они добры. В любом общении пытайтесь разглядеть человека под маской профессионала, анонимного функционера. И пожалуй, самое важное: находите способы вернуться к природе. Пусть даже на полминуты, чтобы полюбоваться облаками так, будто вам больше абсолютно нечем заняться. Прикоснитесь к растению, почувствуйте, как оно борется с загазованным воздухом и грязной городской почвой. Даже мгновения такой близости способны сотворить чудо.

Сладость близости — с собой, окружающими, природой, божественным — всегда рядом, она ждет вас. Вам незачем заслуживать и добиваться ее.

Глава 17
ЙОГА ПИТЬЯ

Во многих книгах о здоровье и диетах рассказано о том, как надо правильно пить воду: например, в день мы должны выпивать не меньше восьми стаканов, никогда не пить воду позже, чем за тридцать минут до еды, и раньше, чем через два часа после еды. Подобные правила объединяет то, что они отрицают жажду как надежный индикатор потребности организма в воде. В пользу этого индикатора говорят данные нескольких исследований. В израильской армии проводились испытания физической выносливости в условиях пустыни, при этом солдаты из одной группы выпивали определенное количество воды через равные промежутки времени, даже если не хотели пить, а солдаты второй группы пили, только когда их мучала жажда. По результатам первая группа обошла вторую, таким образом доказав, что жажда возникает лишь после того, когда потребность в воде становится острой.

Когда мы болеем простудой или гриппом, нам рекомендуют «обильное питье» — несмотря на то, что высокий стакан с ледяным напитком и насморк в нашем представлении совсем не сочетаются[43].

Неужели жажда как инструмент организма дает сбои? Может, не стоит доверять телу регулировать употребление священного эликсира жизни, воды?

Как и в случае с едой, беда не в том, что организм посылает нам неверные сигналы: просто мы невосприимчивы к настоящим. Большинство людей называют жаждой тревогу, которую бьет организм, не сумев добиться внимания другими сигналами. Поначалу жажда бывает довольно слабой, она начинается задолго до того, как у нас пересыхает в горле и во рту. Израильские солдаты в приведенном выше примере оказались, вероятно, нечувствительными к слабой жажде; видимо, именно поэтому они не стали пить, когда их организм уже нуждался в воде[44].

Совет выпивать по восемь стаканов воды в день наверняка полезен тем, кто страдает хроническим обезвоживанием из-за рациона, в котором преобладают продукты интенсивной обработки, а также нечувствителен к слабой жажде. Среднестатистическому американцу такой совет принесет пользы больше, чем вреда. Тем не менее он может привести к избыточному употреблению воды, что чревато нарушением водно-солевого баланса и других процессов в организме. Китайская медицина считает злоупотребление водой, особенно холодной, одной из явных причин болезни.

Удивительный механизм жажды точно настроен на поддержание тонкого баланса в организме. Не доверять ему и отрицать его нелепо. Благодаря голоду мы можем научиться питаться правильно, следовательно, нам необходимо привыкнуть прислушиваться к важным сигналам тела и научиться доверять им.

Это нелегко, поскольку большинство людей не имеют никакого представления о потребностях и сигналах собственного организма. Пока он не потребует внимания во весь голос (с помощью боли, голода, острой жажды и т.п.), мы игнорируем его, эксплуатируем ради своего удовольствия, работы, выгоды, выжимаем из него все соки. Мы настолько глухи к его сигналам, что, даже когда решаем проявить доброту к своему телу, мы не знаем, с чего начать. Нас вечно что-нибудь отвлекает, мы редко делаем паузы и прислушиваемся. Однако эти паузы и внимание, а вовсе не решение выпивать икс стаканов воды в день — единственный способ услышать то, что принято называть жаждой.

Во-первых, научитесь выявлять начальные стадии жажды. Настройтесь на восприятие сигналов тела, спросите, не хочется ли ему воды. Представьте себе, что вы пьете. Вообразите, как влага стекает в горло. Вам приятно? Если да, тогда пора попить. Если нет — подождите, еще рано. Что может быть проще? Но даже такая простота требует терпения и доверия.

Какое это облегчение и радость — больше нам не придется принуждать тело пить, каждый глоток воды будет чистейшим удовольствием!

Как и в случае с едой, во время питья воды органы чувств могут многое сказать о ее качестве и пользе. Обычно у воды есть вкус, он побуждает организм отреагировать на воду соответствующим образом[45]. Если жажда не слишком сильна, пейте воду умеренными глотками. Тело само поймет, что уже достаточно, и подскажет вам, когда надо остановиться. Если жажда сильно мучает вас — вперед, пейте быстрее, потому что это приятно!

А утолив самые острые приступы, замедлите темп, пейте более вдумчиво. Всегда прислушивайтесь к желаниям организма, останавливайтесь или продолжайте по его сигналу — в этом и заключается йога питья.

Правило «прислушайся к жажде и доверься ей» применимо и в случае болезни. Не верьте, когда посторонние люди говорят вам, что во время простуды вы должны побольше пить. С точки зрения традиционной китайской медицины, некоторые разновидности простуды связаны с вытеснением из организма вредного «холода» и «сырости»; следовательно, обильное питье холодной воды продлевает болезнь. Но чтобы понять это, незачем владеть искусством китайской диагностики: просто уделите внимание сигналам своего тела. Оно само скажет, в чем нуждается. Доверьтесь ему. Организм дает сбои не потому, что он несовершенен, а из-за плохого обращения[46]. Следовательно, лечение — это не ремонт негодного тела, а скорее устранение последствий самолечения, обращение к восстанавливающим силам организма.

И здоровое, и больное тело сообщают о своих потребностях в воде. Незачем запоминать правила или придерживаться режима. Просто научитесь понимать свое тело и живите в состоянии радостного сотрудничества с ним.

А если пить захотелось во время еды? Обычно нам объясняют: избыточное употребление воды (особенно со льдом) во время еды затрудняет пищеварение. Но мудрое тело помнит об этом и все-таки требует воды. Если перед обедом вы не страдали от обезвоживания, а на обед выбрали простые цельные продукты, вряд ли вы вообще почувствуете жажду. Она развивается так стремительно лишь в том случае, когда мы едим пересоленную или приторно-сладкую пищу, подвергшуюся интенсивной обработке и поданную в избыточных количествах. Если пренебречь этой жаждой и придерживаться прежних привычек, связанных с питанием, ущерб от обезвоживания будет более серьезным, чем от разбавления еды водой. (И действительно, обезвоживание препятствует метаболическим процессам, которыми сопровождается пищеварение и усвоение пищи.) Когда мы прислушиваемся к естественным аппетитам тела, проблема жажды во время еды не возникает вообще, но если мы питаемся преимущественно обезвоженными продуктами или садимся за обеденный стол после жаркого летнего дня, изнывая от жажды, — в этом случае потребности организма в воде просто необходимо удовлетворить. И кроме того, я на своем опыте убедился, что в небольших количествах вода комнатной температуры отнюдь не вредит пищеварению — впрочем, ваше тело может быть иного мнения. Главное — не запивать еду напитками, которые плохо заменяют тщательную обработку слюной.

До сих пор я называл самым ценным средством для утоления жажды воду. Полезно знать, что некоторые народы пьют ее редко. К примеру, в Китае до сих пор не увидишь воду, поданную на стол: ее заменяют жидкий суп, чай, напитки, похожие на пиво. Теплые напитки гораздо менее вредны для пищеварения, чем холодные, а некоторые супы и продукты брожения даже способствуют усваиванию пищи. К сожалению, почти все полезные напитки исчезли из рациона американцев. Для большинства читателей этой книги самым доступным из них наверняка является вода, тем не менее, не будем забывать и о других напитках.

Некоторые из них сочетают в себе свойства еды и питья, утоляют и жажду, и голод. Фруктовые соки — сильно концентрированные продукты питания, которые следует употреблять очень медленно, почти жевать, чтобы тело успело воспринять их. С точки зрения организма, соки тоже относятся к продуктам интенсивной обработки (поскольку жевать их не требуется). Литр апельсинового сока равноценен апельсинам, жевать которые понадобилось бы почти час, все это время смакуя вкус и запах. Но вкус сока можно прочувствовать, только если пить его очень медленно. То же самое в большей степени относится к овощным сокам. Организм с трудом справляется с внезапным поступлением больших количеств абсорбируемой фруктозы. Я рекомендую пить фруктовые соки либо сильно разбавленными, либо мелкими глотками, чтобы тщательно «пережевывать» их.

Молоко — скорее еда, чем напиток, вдобавок со священным статусом. Оно богато питательными веществами, его не следует пить только для того, чтобы утолить жажду. Молоко с его сложным и вызывающим приятные воспоминания вкусом особенно настоятельно рекомендуется тем, кто практикует йогу питания. Отметим, что с привычным нам пастеризованным и гомогенизированным коровьим молоком связаны серьезные медицинские и этические соображения. Если вам представится случай, прочувствуйте вкус цельного непастеризованного молока коров, пасущихся на пастбище. Немало авторитетных специалистов утверждает, что причина распространенной аллергии на молочные продукты — интенсивная обработка обычного молока, не говоря уже о нашем способе его употребления.

Дети часто пьют молоко ледяным, большими глотками, потому что родители твердят, что молоко полезно в любых количествах. Однако все должно быть иначе. Во-первых, молоко следует пить теплым, мелкими глотками, а не залпом — вспомните грудных младенцев! Некоторые люди могут пить помногу молока, но только по своему желанию, а не согласно правилу «четыре стакана в день». И наконец, я убежден, что вибрации свежего, непрокисшего молока несовместимы с вибрациями большинства взрослых людей. На биохимическом уровне эта несовместимость может проявляться в сниженной выработке лактазы (в кислом молоке, йогурте, кефире, пахте и сыре меньше лактозы, поэтому потребность в лактазе снижается), но даже хорошо переносящие лактозу взрослые люди, такие, как я, порой странно реагируют на свежее молоко. В отдельных случаях оно вызывает у меня отвращение, кажется слишком примитивным для зрелого организма. Так или иначе, молоко — особый продукт, который взрослым людям следует употреблять осознанно, а не по привычке.

Популярность соевого молока, рисового молока и подобных продуктов растет, несмотря на то, что ряд диссидентов от диетологии сомневается в их пользе. И то, и другое содержит минеральные блокаторы и ингибиторы ферментов, которые затрудняют переваривание, к тому же в сое присутствуют химические вещества, напоминающие эстроген и способные нарушить функции эндокринной системы. Но подробно рассматривать эти соображения здесь нецелесообразно. В любом случае соевое и рисовое молоко — сильно концентрированные продукты, которые, как и фруктовый сок, следует пить мелкими глотками и в небольших количествах. Как и свежевыжатый фруктовый сок, домашние молочные продукты заметно отличаются от покупных.

В йоге питания нет строгих правил, запрещающих употребление тех или иных продуктов, но если и запрещать или не рекомендовать какой-либо из них, то я выберу газировку, содовую воду. И опять-таки приведение подробностей вреда, который она наносит здоровью, не входит в мои задачи; я просто высказываю мнение, что газировка — самый вредный продукт в рационе американцев. Это совершенно ясно, если пить содовую вдумчиво, смакуя вкус. Лично мне трудно сделать больше двух глотков: вкус почти сразу становится отвратительным. По иронии судьбы, современная содовая напоминает такие традиционные напитки, как шипучка и имбирный эль, которые делают из натурального сахара и растительных ингредиентов. Эти напитки очень полезны для здоровья, они бывают безалкогольными, содержат ферменты, витамины, полезные микроорганизмы и электролиты.

Пиво, особенно домашнее и нефильтрованное, в целом полезно для здоровья, если не злоупотреблять им. Подобно другим продуктам брожения, оно способствует пищеварению. Но практически все современные разновидности пива содержат сильнодействующий растительный ингредиент хмель — седативное средство, которое подавляет либидо и не подходит людям с определенным типом конституции. По традиции в пиво добавляют еще десятки разных трав с различными тонизирующими, ароматизирующими, целебными и даже психотропными свойствами. Анализ и изучение методов ферментации — искусство и наука.

Вино — еще один потенциально полезный напиток, содержащий витамины и антиоксиданты, стимулирующий пищеварение. И опять-таки лучшими являются вина, ферментированные в домашних условиях, поскольку в большинстве вин от крупных производителей содержатся сульфиты и пестициды. Тонкие нюансы вкуса и культура выращивания винограда и изготовления вина также помогают развивать органы чувств и учиться ценить пищу.

Учиться распознавать оттенки вкуса можно и благодаря травяным чаям (отварам трав). Они способны безболезненно изменить состояние тела и души. Разница в силе действия готовых, покупных чаев и тех, травы для которых вы собрали сами, поразительна: это еще одно свидетельство тому, что вся история производства, а также классификация продуктов оказывают негативное влияние на симфонию вибраций, которую олицетворяет пища.

Поскольку побочные эффекты кофеина и алкоголя общеизвестны, в большинстве книг о диетах употреблять их не рекомендуется. Но чтобы оценить эти вещества, подробнее изучить их, необходимо принять во внимание социальную, религиозную и медицинскую роль, которую они играют в той или иной культуре. Подробнее мы поговорим об этом в приложении «Болезнь в поисках лекарства». Разговор о том, как с точки зрения йоги изменяет сознание употребление алкоголя, кофеина и других психотропных веществ, в этой книге не предусмотрен.

Здесь я отмечу только, что между кофеином в кофе и теобромином в чае, якобы оказывающими одинаковое воздействие на организм, на самом деле есть существенная разница, которую заметит каждый, если отнесется к этим напиткам внимательно, как подобает йогу. Не знаю, можно ли подвести под эти наблюдения научную основу. Помимо прочих эффектов, оба напитка помогают сосредоточиться. А когда нам нужна помощь в сосредоточении? Прежде всего, когда мы заняты неинтересным делом. Когда малыш поглощен такой сложной задачей, как стаскивание носка с ноги, ему не нужен кофе, чтобы всецело сосредоточиться на ней. Но когда в офисной кабинке корпишь над столбцами цифр, разуму, естественно, хочется избежать этой работы, а кофе помогает сохранить сосредоточенность. Можно даже утверждать, что ни один современный офис без кофе не смог бы функционировать[47]. Для некоторых людей отказ от кофе ассоциируется не только со здоровьем и питанием. Кофеиновая эйфория сопровождается ощущением хорошего самочувствия: после чашки кофе кажется, что все наладилось, что незачем решать сложные проблемы, которые не давали покоя всего несколько минут назад. Жизнь, которая еще недавно была невыносимой, сама собой становится сносной, а устранять проблемы не приходится. К счастью или к несчастью, кофеиновая эйфория сохраняется недолго.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: