Частота осмотров специалистами: педиатр 1 раз в год; отоларинголог, невропатолог, стоматолог, хирург, ортопед, окулист — в 5 лет и перед школой, др. специалисты — по показаниям.
При проведении профилактических осмотров осуществляется контроль за режимом дня, питанием, физическим воспитанием и закаливанием, мероприятия по подготовке к школе.
При осмотре особое внимание обращается на состояние физического развития, включая осанку, наличие и отсутствие плоскостопия, остроту зрения и слуха, физиометрические показатели, показатели психического здоровья (вегетативный статус, эмоциональный статус, психомоторная стабильность), состояние носоглотки, зубов, состояние внутренних органов (нервно-психическое развитие определяется в кабинете здорового ребенка).
Дополнительные методы обследования: клинический анализ крови, мочи, анализ кала на яйца глистов, острота зрения и слуха, спиро и динамометрия ежегодно; в 5—6 лет и перед школой — определение соответствия паспортного возраста биологическому и школьной зрелости, артериальное давление с 5 лет.
|
|
Основные профилактические и оздоровительные мероприятии: организация воспитания, режима и питания соответственно возрасту, занятие физкультурой и спортом, закаливание, с 5 лет подготовка к школе.
Критерии эффективности диспансеризации: показатели нервно-психического и физического развития, частота заболевания.
Главными задачами в работе ВОП в работе с детским населением являются: дальнейшее снижение заболеваемости и смертности детей всех возрастов, обеспечение оптимального физического и нервно-психического развития детей путем широкого внедрения комплекса профилактических мероприятий как специфического, так и неспецифического характера.
В этих целях ВОП:
— осуществляет постоянную связь с женской консультацией, преемственность в наблюдение за беременными женщинами (особенно из групп “риска”),
— посещает на дому новорожденных в первые три дня после выписки из родильного дома и контролирует посещение новорожденных на дому участковой медицинской сестрой,
— проводит прием детей и поликлинике, назначает им режим, рациональное питание, специфическую и неспецифическую профилактику рахита, оценивает физическое и нервно-психическое развитие детей,
— осуществляет профилактическое наблюдение за детьми согласно методическим рекомендациям, направляет детей на консультации к другим врачам-специалистам и на необходимые лабораторные исследования,
— планирует (совместно с участковой медицинской сестрой) профилактические прививки, своевременно и обоснованно оформляет медицинские отводы от них,
|
|
— осуществляет динамическое наблюдение за детьми, взятыми на диспансерный учет, проводит их оздоровление совместно с другими врачами-специалистами и анализ эффективности диспансеризации,
— организует обследование, необходимые оздоровительные и профилактические мероприятия детям перед поступлением в детские дошкольные учреждения и школы,
— проводит учет и отбор детей, нуждающихся по состоянию здоровья в санаторном лечении,
— посещает больных детей на дому в день поступления вызова и оказывает им необходимую лечебную помощь с назначением, при показаниях, физиотерапевтических методов лечения, лечебной физкультуры, обеспечивает наблюдение за больным ребенком до выздоровления, госпитализации или разрешения посещать поликлинику; больного ребенка первого года жизни наблюдает ежедневно,
— направляет в установленном порядке ребенка на лечение в стационар, в необходимых случаях принимает все меры к немедленной госпитализации ребенка,
— информирует руководство поликлиники (отделения) о всех тяжело больных детях на участке, не госпитализированных но каким-либо причинам,
— извещает в установленном порядке санитарно-эпидемиологическую станцию о выявленных инфекционных больных и подозрительных на инфекционное заболевание, проводит комплекс профилактических мероприятий, направленных на снижение инфекционных заболеваний,
— систематически повышает свою квалификацию и внедряет в практику работы новейшие методы лечения и предложения по научной организации труда,— проводит санитарно-просветительную работу но вопросам развития и воспитания здорового ребенка и профилактики заболеваний,
— ведет утвержденную Министерством здравоохранения РК медицинскую документацию.
— осуществляет контроль за работой участковой медицинской сестры,
4. Участковый врач-педиатр имеет право:
— выдавать листки нетрудоспособности по уходу за больным ребенком в соответствии с действующей инструкцией;
— давать распоряжения подчиненным ему средним и младшим медицинским работникам, вносить предложения о поощрении этих работников или наложения на них дисциплинарных взысканий за отдельные упущения в работе или нарушения правил внутреннего трудового распорядка.
В зависимости от состояния здоровья дети могут быть отнесены к следующим группам:
- к 1-й группе здоровья – здоровые дети, имеющие нормальное физическое и психическое развитие, без анатомических дефектов, функциональных и морфофункциональных отклонений;
- ко 2-й группе здоровья – дети, у которых отсутствуют хронические заболевания, но имеются некоторые функциональные и морфофункциональные нарушения. Также в данную группу входят реконвалесценты, особенно перенесшие тяжелые и средней тяжести инфекционные заболевания, дети с общей задержкой физического развития без эндокринной патологии (низкий рост, отставание по уровню биологического развития), дети с дефицитом веса тела или избыточной массой тела, дети часто и длительно болеющие острыми респираторными заболеваниями, дети с последствиями травм или операций при сохранности соответствующих функций;
- к 3‑й группе здоровья – дети, страдающие хроническими заболеваниями в стадии клинической ремиссии, с редкими обострениями, с сохраненными или компенсированными функциональными возможностями, при отсутствии осложнений основного заболевания. Кроме того, в эту группу входят дети с физическими недостатками, последствиями травм и операций, при условии компенсации соответствующих функций. Степень компенсации не должна ограничивать возможность обучения или труда ребенка;
- к 4‑й группе здоровья – дети, страдающие хроническими заболеваниями в активной стадии и стадии нестойкой клинической ремиссии с частыми обострениями, с сохраненными или компенсированными функциональными возможностями или неполной компенсацией функциональных возможностей; с хроническими заболеваниями в стадии ремиссии, но с ограничением функциональных возможностей. Также в группу входят дети с физическими недостатками, последствиями травм и операций с неполной компенсацией соответствующих функций, что в определенной мере ограничивает возможность обучения или труда ребенка;
- к 5‑й группе здоровья – дети, страдающие тяжелыми хроническими заболеваниями, с редкими клиническими ремиссиями, с частыми обострениями, непрерывно рецидивирующим течением, с выраженной декомпенсацией функциональных возможностей организма, наличием осложнений основного заболевания, требующим постоянной терапии. Также в эту группу входят дети с физическими недостатками, последствиями травм и операций с выраженным нарушением компенсации соответствующих функций и значительным ограничением возможности обучения или труда.
|
|