Философия прав человека

В течение всей истории цивилизации феномен прав человека являлсяи продолжает оставаться камнем преткновения различных философских школ и политических течений. Выдвижение проблемы прав человека на передний план современного мировоззрения – свидетельство коренных преобразований, происходящих сегодня в политической,

экономической, социальной, духовной и других сферах общественной жизни. Все отчетливее проявляется идея неразрывной связи цивилизованности и прогресса с реальным участием человека в решении проблем как внутри отдельного государства, так и в глобальном масштабе. Права человека призваны обеспечить именно такое участие, превратив человека из пассивного наблюдателя в активного участника всех событий, происходящих в мире.

Изучение проблемы прав человека невозможно без осмысления сущности их как неотъемлемого свойства личности и феномена мировой культуры и цивилизации. Оно дает возможность раскрыть сущность природы человека как источника его прав и свобод, их роль в развитии личности и мирового сообщества в целом, закономерности расширения спектра основных прав и свобод человека. Понятие ≪права человека≫ появилось в результате длительного развития общественной мысли. Впервые оно возникло в Древней Греции и обозначалось как ≪права гражданина≫. Однако граждане тогда составляли меньшинство населения, так как иностранцы и рабы в эту категорию не входили. Концепция ≪прав человека≫, сформированная в древних полисах, прошла трудный и долгий путь. Оформившись как политическая платформа в ходе буржуазных революций, она получила новый импульс в наше время, когда перед человечеством во всей остроте встали вопросы выживания. Право человека - это признанная и гарантированная возможность совершать определенные действия по воле, усмотрению и в личных интересах человека, предъявлять законные требования к

действиям других лиц, добиваться защиты своих интересов. Выдвижение данной проблемы на передний план современного мировоззрения обусловлено рядом объективных обстоятельств, которые:

• способствуют углублению проблем выживания человечества. Выживаниепредполагает совместное разрешение таких глобальных вопросов, как разоружение, предотвращение ядерной войны, ликвидация голода, различных болезней, улучшение окружающей среды и других. Это возможно лишь при условии существования доверия между народами и государствами, а одна из предпосылок доверия - уважение прав человека;

• неразрывно связаны с демократической моделью политического устройства общества. Все ее составляющие элементы, в конечном счете, сводятся к правам человека. Выборность, многопартийность, наличие оппозиции и т. д. возможны лишь постольку, поскольку гарантированы главные права человека как самого основного элемента политического механизма. Именно наличием прав человека измеряется гуманность любого общества, степень его развития;

• обуславливаются возросшими требованиями к человеку, особенно к человеку, живущему в трансформационном обществе, т. е. находящемуся в стадии радикальных социально-экономических и политических изменений. Известно, что эффективное развитие общества возможно только при действиях, направленных на раскрепощение личности, утверждении уважения к правам и свободам человека, приоритете интересов отдельных, конкретных людей над партийными, государственными и идеологическими. Этот простой и вместе с тем глобальный по смыслу тезис поистине выстрадан человечеством и лежит в основе признания прав человека в демократическом обществе. Важно отметить, что философия прав человека имеет внеклассовый, вненациональный, внерасовый, внеполовой и т. д. характер и является достоянием всей человеческой цивилизации. Это – общечеловеческие ценности. Права человека носят всеобщий, универсальный характер. Это обусловлено рядом причин:

• все люди без какой-либо дискриминации имеют основные права и свободы. Международные стандарты и законодательство демократических государств гарантируют равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места

жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности. Мужчина и женщина имеют равные права и свободы и равные возможности для их реализации;

• все права и свободы универсальны с точки зрения их содержания. Право на жизнь, равенство всех перед законом, право свободного передвижения, право на гражданство, право на свободу убеждений и т. д. - это общие права и свободы всех людей вне зависимости от общественного строя, политического режима, формы государственного устройства и формы правления, международного статуса страны, к которой человек принадлежит;

• всеобщность прав и свобод человека проявляется и в территориальном аспекте. Это означает, что везде, где бы ни находился человек, он обладает (должен обладать) основными естественными правами и свободами независимо от того, какой является эта территория;

• вопросы, касающиеся прав человека, основных свобод, демократии и верховенства закона, носят международный характер, поскольку соблюдение этих прав и свобод составляет основу международного порядка, представляют непосредственный и законный интерес для всех государств мирового сообщества и не относятся к числу

исключительно внутренних дел.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: