В Республике Беларусь

Теоретическим обоснованием предмета ≪Права человека≫ явились труды многих отечественных и зарубежных ученых.

К числу исследователей научно-теоретических и практических проблем защиты прав человека принадлежат такие ученые, как А.Я. Азаров, Б.П. Белозеров, С.Н. Братусь, Н.В. Витрук, Л.Д. Воеводин, Ю.И. Гревцов, СИ. Глушкова, А.В. Зиновьев, В.Н. Кудрявцев, Э.В. Кузнецов, Е.А. Лукашева, А.П. Мовчан, B.C. Нерсесянц, В.П. Сальников, В.Д. Сорокин, Л.Б. Тиунова, А.А. Тихонов, Б.Н. Топорнин, Н.А. Чечина, а также белорусские ученые - Н.Н. Белякович, В.А. Божанов, Г.А. Василевич, А.Д. Гусев, Л.Ф. Евменов, И.И. Котляр, Ю.И. Малевич, Л.В. Павлова, СИ. Симановский, А.В. Шавцова

и др. В начале 90-х гг. начинается формирование системы образования в области прав человека в государствах СНГ. Появляются первые учебные программы и пособия. В Республике Беларусь преподавание спецкурса ≪Права человека

≫ было начато с середины 90-х гг. в БГУ и Брестском государственном университете им. А.С Пушкина. В 1996 г. выходит первое в Республике Беларусь учебное пособие ≪Права человека≫, написанное профессором Брестского университета И.И. Котляром. В 1998 г. авторский коллектив (А.Д. Гусев и др.) Республиканского института высшей школы БГУ представил примерную программу курса ≪Права человека≫ для студентов высших учебных заведений (проект)≫. В 2001 г. выходят в свет учебные пособия профессора Н.Н. Белякович ≪Права и свободы человека≫,

профессора В.А. Божанова ≪Конституция Республики Беларусь и права человека≫, С.С. Бубена ≪Права человека: пособие для учителей ≫, доцента БГУ СИ. Симановского ≪Права человека≫, в 2002 г. - учебное пособие авторского коллектива ≪Права человека≫ под редакцией докторов наук, профессоров А.Д.Гусева и Я.С.Яскевич, в 2006 г. -

учебное пособие доктора юридических наук, профессора Г.А. Василевича и доцента БГУ А.В. Шавцовой ≪Права человека≫ и др. 23 июня 1998 г. в Республике Беларусь, в год 50-летия принятия Генеральной Ассамблеей ООН Всеобщей декларации прав человека по проблеме прав человека проводятся парламентские слушания, на которых принимается ряд рекомендаций органам государственной власти, в том числе Министерству образования Республики Беларусь. Министерству образования было рекомендовано:

•ввести обязательный курс ≪Права человека≫ в государственных высших, средних специальных и профессионально-технических учебных заведениях, средних школах;

•разработать цикл лекций, имеющих целью развитие политического сознания молодых людей;

•подготовить совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами и издать пособия, комментарии и разъяснения, а также наладить выпуск плакатов, диафильмов, буклетов с адаптированными текстами юридических документов, рассчитанных на детское восприятие [Права человека: Парламентские слушания 23 июня 1998 года. Минск, 1998. С. 169].

Во исполнение этих рекомендаций постановлением коллегии Министерства образования от 30 июня 1998 года № 12.2 ≪О состоянии и перспективах развития гуманизации и гуманитаризации образования в вузах республики≫ курс ≪Права человека≫ был включен в перечень дисциплин, изучение которых является обязательным для студентов всех учебных заведений Республики Беларуси. Создание системы образования в области прав человека является в высшей степени актуальной проблемой для всех стран мира, в том числе и для Республики Беларусь. По данным социологического опроса, проведенного среди жителей г. Минска на вопрос: ≪С какими документами ООН о правах человека. Вы знакомы?≫ - 70% респондентов ответили, что ни с какими, Всеобщую декларацию прав человека читали лишь 11%,

Международный билль о правах человека - 3%. Это позволяет сделать вывод о том, что наше общество все еще не достаточно грамотно в этой сфере и поэтому включение прав человека в систему образования является насущной задачей современного белорусского общества. Однако это не только актуальная, но и сложная проблема. Для того чтобы пользоваться правами и свободами, необходимо их знать. Наибольшим потенциалом в решении поставленной задачи

обладают учебные заведения системы образования. Это подтверждают и данные социологического опроса, в ходе которого 70 % опрошенных считают, что права человека необходимо изучать в учебных заведениях. В Республике Беларусь сделан ряд важных шагов на пути создания национальной системы образования в области прав человека.

Она начала создаваться с 1995 г., когда в соответствии с Национальным планом действий по защите прав ребенка на 1995-2000 гг. в учебных заведениях республики был введен 10-часовой специальный курс ≪Права ребенка≫. Это было сделано в соответствии с рекомендациями ЮНЕСКО, где говорится о том, что правовое воспитание следует начинать еще в дошкольном, а лучше - в младшем школьном возрасте, т. е. в начальной школе. При этом главной задачей образования детей данного возраста в области прав человека является не механическое заучивание статей всеобщей декларации прав человека, конвенции ООН ≪О правах ребенка≫ и закона Республики Беларусь ≪О правах ребенка≫, а формирование правильного отношения к ним. Опыт педагогической работы в начальной школе позволяет сделать

вывод, что младшие школьники могут осознанно воспринимать и усваивать знания в области прав человека и прав ребенка. Важным этапом на пути создания системы образования в области прав человека явился Указ Президента Республики Беларусь от 15.01.1998 г. № 36 ≪Об утверждении состава Национального комитета Республики Беларусь и плана мероприятий по празднованию в Республике Беларусь 50-летия принятия Всеобщей декларации прав

человека≫. В соответствии с этим документом предусматривалось введение в учебных заведениях республики специального курса ≪Права человека≫, что придало образованию в области прав человека более системный и профессиональный характер. Были разработаны программы по данному курсу. Вместе с тем преподавание прав человека в учебных заведениях выявило и множество проблем. Это, прежде всего, необходимость соответствующей подготовки и переподготовки преподавателей по данным дисциплинам; отсутствие в достаточном количестве учебной литературы и методических пособий; проблема сложности языка, которым написаны многие материалы и пособия, т. е. проблема

их адаптации к школьникам и студентам; низкий уровень правового образования родителей и др. Следующим значительным этапом в процессе становления системы образования прав человека явилось постановление Совета Министров Республики Беларусь № 366 от 15 марта 1999 г., утвердившее ≪Национальный план развития образования в области прав человека на 1999-2004 гг.≫. Он предусматривает решение следующих важных задач:

•создание широких информационных возможностей для ознакомленияв области прав человека;

•создание разветвленной и многоуровневой системы образования в области прав человека;

•подготовку высококвалифицированных кадров по этой специальности;

•создание учебно-методической базы (кафедр и лабораторий в вузах) для обеспечения полноценного процесса по правам человека и правам ребенка;

•участие государственных и общественных организаций в развитии образования по правам человека;

•развитие международного сотрудничества в этой сфере с ООН, ОБСЕ и др.

Таким образом, в Республике Беларусь созданы необходимые условия для успешного развития системы образования в области прав человека. Однако предстоит предпринять немало усилий для того, чтобы она эффективно заработала.

Процесс гуманизации образования и тенденции его развития объективно требуют изучения прав человека на всех уровнях. При этом следует осознать, что это не дополнительные знания, без которых специалист может обойтись, а стержень всего современного образования, основа образования XXI века.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: