Введение
Современный мир – мир постоянной неизбежной конкуренции в условиях жёсткой ограниченности материальных ресурсов. Человек в таком мире вынужден каждый день попадать в некомфортные ситуации, связанные с отстаиванием своих интересов: с отказами и с принятием отказов от других людей.
Человек сталкивается с ситуацией отказа при отклонении просьб личностного или делового характера. Любая такая ситуация несёт в себе источник стресса и дополнительных переживаний. Кроме того, просьба или требование может носить манипулятивный характер, что является вдвойне опасным, так как манипуляцию не всегда можно воспринять на сознательном уровне и предпринять действия по нейтрализации негативного влияния.
В связи с этим целесообразно рассмотреть те психологические приёмы, которые следует применять в ситуации отказа, а также техники психологического самосовершенствования, которые сделают данную ситуацию более комфортной как для человека, принимающего отказ, так и для отказывающего.
|
|
Таким образом, целью работы является чёткое формулирование психологических техник в стратегии отказа.
Отказ: психологические препятствия и пути их преодоления
Отказ - по Фрейду - защитный механизм, заключающийся в бессознательном игнорировании событий во внешнем и внутреннем мире.
Нежелание дать отказ может быть обусловлено многими причинами: боязнь прослыть неотзывчивым, страх обидеть человека, потерять его доверие и т.п.
Когда человек погружается в какое-либо переживание, его подсознание вынуждено направлять часть своей энергии на решение этой внутренней проблемы. В результате, если личность попадает в стрессовую ситуацию, мыслительная и эмоциональная энергия будет постоянно расходоваться на переживания, а не на решение конструктивных задач и жизненно важных вопросов. Таким образом, дискомфортные чувства в результате отказа – неконструктивны.
Грамотный отказ — действительно настоящее искусство, без которого такие важнейшие сферы современного мира как дипломатия и политика потеряли бы свою эффективность. В бизнесе отказ также ежедневная реальность и условия игры. Именно поэтому сегодня многие кадровые компании и менеджеры по персоналу тестируют кандидатов на вакантные места в том числе и на способность уверенно отказывать.
Основные ошибки и часто возникающие проблемы в ситуации, когда необходимо дать категоричный отказ, таковы:
1. отказ сформулирован невнятно и оставляет у собеседника ложные надежды на положительное решение его вопроса;
2. нечёткое разделение отношений деловой и личной сферы;
|
|
3. психологическая неготовность сказать «нет» и избегание ситуации отказа. В данном случае требуется психологическая помощь и осознанная работа над проблемой.
4. выражение согласия из ложного понимания вежливости, на самом деле не подкреплённое истинным согласием;
5. высказывание отказа в агрессивной категоричной форме;
6. игнорирование возможности найти компромиссное решение.
Практические психологи рекомендуют к применению следующие методики для снижения дискомфортных чувств в ситуации отказа:
1.Повышение собственной психологической устойчивости. Первоначально важно осознать причину появления вины и других некомфортных ощущений. Причина – в зависимости самооценки от другого мнения, от оценки окружающих людей. Особенно от оценки значимых и близких. Поэтому в идеале собственная оценка себя, самооценка должна быть сильнее, чем любое постороннее мнение, даже резко отрицательное. И здесь возникает вопрос – действительно ли наша самооценка высока и действительно ли мы любим себя? И если мы в этом сомневаемся, то первая задача – воспитывать безусловную и не зависящую от внешних обстоятельств любовь к себе. Именно эта любовь дает силы и комфорт в любой ситуации.
2. Методика «Отпустить ситуацию». В ситуации отказа следует принять установку «Никто не обязан быть всегда хорошим для всех». Другими словами, люди не обязаны всегда говорить «Да», «Конечно», «Непременно», «Как замечательно», «Великолепно» и «Мне все очень нравиться». У других людей свои причины для отказа, как правило, совершенно не связанные с оппонентом.
3. Игровая методика «Отказываю всем». Настоящий выбор начинается там, где можно спокойно и без внутреннего напряжения как согласиться, так и отказать, решая разумом, а не чувствами. Поэтому в учебных целях полезно поиграть в такую игру. Психологи советуют отказывать окружающим даже без особых причин и необходимости просто так, для тренировки, особенно, если есть существенные проблемы в ситуации отказа. Необходимо использовать эту технику до тех пор, пока не сформируется навык принимать недовольство окружающих с чувством внутреннего достоинства и душевного комфорта.
4. Психологическая методика - игра «Клин - клином». Для тех, кому трудно принимать отказы, рекомендуется специально искать проблемные ситуации, связанные с отказом. Похожая методика часто применяется на тренингах по знакомству участникам: специально дают выполнить много раз обязательное упражнение - подходить к разным девушкам на улице и получать отказ со спокойным чувством и без смущения. Преодолевая психологический барьер смущения, мужчина снижает для себя высоту этого барьера и научается принимать изначально болезненный факт отказа как нейтральное явление природы. Аналогичная методика действенна и в других случаях. Психологи уверяют, что в конце концов к отказам выработается иммунитет.
Другая методика повышения психологической устойчивости при отказе:
1. Принятие психологической установки: «Я имею право на отказ».
2. Тактика: «Поменяться местами с собеседником». При обзоре ситуации глазами просителя ситуация может показаться не такой конфликтной.
3. Объективный анализ необходимости оправдания отказа.
4. Принятие установки на то, что происходит отвергание единичной просьбы, а не человека.