Значительное место в теории налогов занимает проблема их классификации, т.е. системной группировки по определенным признакам. Классификация налогов имеет не только научно-познавательный характер, но и практические цели: например, обоснованное применение налогов, проведение анализа их поступлений, составление отчетности и др.
Наибольшее распространение получило деление налогов по способу изъятия и признаку переложимости на прямые и косвенные. Такое деление налогов известно с глубокой древности.
Прямые налоги – это налоги, взимаемые непосредственно с доходов или имущества налогоплательщика. Окончательным плательщиком прямых налогов является владелец имущества (дохода), т.е. юридический и фактический плательщик совпадают.
Косвенные налоги – это налоги на товары и услуги, устанавливаемые в виде надбавки к цене или тарифу и взимаемые в процессе потребления товаров и услуг. Основными видами косвенных налогов являются акцизы, таможенные пошлины, НДС и т.п. При этом окончательным плательщиком косвенных налогов является их конечный потребитель, использующий приобретенные товары, услуги для собственного потребления. В этом случае фактический и юридический плательщики не совпадают.
|
|
Смешанные налоги по аналогии с косвенными налогами участвуют в процессе ценообразования как элемент себестоимости, но имеют разнообразные объекты налогообложения. Например, экологический налог, отчисления в ФСЗН, земельный налог и др.
По целевой направленности введения налогов их разделяют на общие (абстрактные) и специальные (целевые).
Общие налоги – налоги, которые в процессе их взимания обезличиваются и поступают в единую кассу государств. Они предназначены для общегосударственных мероприятий (подоходный налог, налог на прибыль и др.).
Специальные (целевые) налоги – налоги, которые имеют строго определенное назначение и обычно формируют внебюджетные фонды (пенсионный, социального страхования, обязательного медицинского страхования, дорожные фонды и др.). Такое деление сложилось исторически, когда не существовало бюджета, а функционировали различные фонды, счета и действовали преимущественно целевые налоги.
В зависимости от органа, который взимает налог и в распоряжение которого он поступает, налоги в Республике Беларусь классифицируются на республиканские и местные, что свидетельствует о двухуровневой налоговой системе, соответствующей бюджетному устройству государства.
Республиканскими признаются налоги, сборы (пошлины), установленные Налоговым Кодексом (НК) либо Президентом Республики Беларусь и обязательные к уплате на всей территории Республики Беларусь.
|
|
Местными признаются налоги и сборы, устанавливаемые нормативными правовыми актами (решениями) местных Советов депутатов в соответствии с Налоговым Кодексом и обязательные к уплате на соответствующих территориях.
К республиканским налогам, сборам (пошлинам) относятся:
налог на добавленную стоимость;
акцизы;
налог на прибыль;
налог на доходы иностранных организаций, не осуществляющих деятельность в Республике Беларусь через постоянное представительство;
подоходный налог с физических лиц;
налог на недвижимость;
земельный налог;
экологический налог;
налог за добычу (изъятие) природных ресурсов;
сбор за проезд автомобильных транспортных средств иностранных государств по автомобильным дорогам общего пользования Республики Беларусь;
оффшорный сбор;
гербовый сбор;
консульский сбор;
государственная пошлина;
патентные пошлины;
таможенные пошлины и таможенные сборы.
К местным налогам и сборам относятся:
налог за владение собаками;
курортный сбор;
сбор с заготовителей.
Законы об установлении, введении новых, помимо предусмотренных НК, или прекращении действия введенных республиканских налогов, сборов (пошлин), а также о внесении изменений в действующие республиканские налоги, сборы (пошлины) в части определения плательщиков, налоговых ставок, налоговой базы, налоговых льгот, порядка исчисления, порядка и сроков уплаты принимаются при утверждении республиканского бюджета на очередной финансовый год и вступают в силу не ранее 1 января года, следующего за годом его принятия. В исключительных случаях указанные законы могут приниматься при уточнении республиканского бюджета на текущий финансовый год и (или) иметь иной срок вступления в силу, но не ранее дня их опубликования или доведения до всеобщего сведения иным предусмотренным законом способом.
Установление, введение, изменение и прекращение действия местных налогов и сборов осуществляются в соответствии с НК принятием нормативного правового акта (решения):
1. по курортному сбору - Минского городского Совета депутатов, Советов депутатов базового территориального уровня;
2. по местным налогам и сборам, кроме курортного, - областных и Минского городского Советов депутатов.
Областные, Минский городской Советы депутатов, Советы депутатов базового территориального уровня вправе устанавливать, вводить в действие или не устанавливать, не вводить в действие местный налог и (или) сбор либо прекратить действие ранее введенного ими местного налога и (или) сбора.
При установлении местных налогов и сборов местные Советы депутатов в соответствии с НК определяют плательщиков, объекты налогообложения, налоговую базу, налоговые ставки, налоговый период, порядок исчисления, порядок и сроки уплаты местных налогов и сборов, сроки представления в налоговые органы налоговых деклараций (расчетов) по местным налогам и сборам, а также налоговые льготы по местным налогам и сборам.
По уровню бюджета, в который зачисляются налоговые платежи, различают налоги в качестве закрепленных и регулирующих.
Закрепленные налоги представляют собой налоги, которые на постоянной либо долговременной основе поступают в соответствующий бюджет, за которым они закреплены как доходный источник конкретного бюджета (налог на землю, на недвижимость).
Регулирующие налоги – налоги, используемые для регулирования поступлений в нижестоящие бюджеты в текущем финансовом году. Размеры распределения устанавливаются ежегодно в Законе «О бюджете Республики Беларусь» на соответствующий бюджетный (финансовый) год.
Местные органы власти изначально не могут вносить какие-либо коррективы в республиканские регулирующие налоговые платежи. Компетенция местных органов власти в вопросах изменения условий применения конкретных республиканских налоговых платежей, полностью переданных в местные бюджеты, законодательно определяется одновременно с принятием решения о передаче в их бюджет сумм поступлений соответствующих платежей и, как показывает практика последних лет, такая компетенция ограничивается вопросами изменения ставок (но не более, чем в два раза) и сроков их уплаты.
|
|
По аналогии с республиканскими налоговыми платежами уровни бюджета, в которые передаются поступления местных налогов и сборов, не являются определяющими. Местные налоги и сборы могут полностью зачисляться в доход областного бюджета, определяться в качестве регулирующих либо полностью направляться в нижестоящие бюджеты. Правовое урегулирование этих вопросов может быть обеспечено путем принятия областным Советом депутатов соответствующего решения в рамках бюджетного процесса.
По источникам выплаты налогов различают:
· налоги, включаемые в цену продукции, товаров, работ, услуг (НДС, акцизы).
· налоги, относимые на себестоимость продукции, товаров, работ, услуг (земельный, экологический налог);
· налоги, относимые на финансовые результаты (налог на прибыль, налог на доходы).
В зависимости от субъекта налога выделяют:
· налоги, взимаемые с физических лиц;
· налоги, взимаемые с юридических лиц;
· смежные налоги, которые уплачивают и физические, и юридические лица.
Существуют и другие менее важные классификации налогов.