Классификация налогов

Значительное место в теории налогов занимает проблема их классификации, т.е. системной группировки по определенным признакам. Классификация налогов имеет не только научно-познавательный характер, но и практические цели: например, обоснованное применение налогов, проведение анализа их поступлений, составление отчетности и др.

Наибольшее распространение получило деление налогов по способу изъятия и признаку переложимости на прямые и косвенные. Такое деление налогов известно с глубокой древности.

Прямые налоги – это налоги, взимаемые не­посредственно с доходов или имущества налогоплательщика. Окончательным плательщиком прямых налогов является владелец имущества (дохода), т.е. юридический и фактический плательщик совпадают.

Косвенные налоги – это налоги на товары и услуги, уста­навливаемые в виде надбавки к цене или тарифу и взимаемые в процессе потребления товаров и услуг. Основными видами косвенных налогов являются акцизы, таможенные пошли­ны, НДС и т.п. При этом окончательным плательщиком косвенных налогов является их конечный потребитель, использующий приобретенные товары, услуги для собственного потребления. В этом случае фактический и юридический плательщики не совпадают.

Смешанные налоги по аналогии с косвенными налогами участвуют в процессе ценообразования как элемент себестоимости, но имеют разнообразные объекты налогообложения. Например, экологический налог, отчисления в ФСЗН, земельный налог и др.

По целевой направленности введения налогов их разделяют на общие (абстрактные) и специальные (целевые).

Общие налоги – налоги, которые в процессе их взимания обезличиваются и посту­пают в единую кассу государств. Они предназначены для обще­государственных мероприятий (подоходный налог, налог на прибыль и др.).

Специальные (целевые) налоги – налоги, которые имеют строго определенное назначение и обычно формируют внебюд­жетные фонды (пенсионный, социального страхования, обяза­тельного медицинского страхования, дорожные фонды и др.). Такое деление сложилось исторически, когда не существовало бюджета, а функционировали различные фонды, счета и дей­ствовали преимущественно целевые налоги.

В зависимости от органа, который взимает налог и в распо­ряжение которого он поступает, налоги в Республике Беларусь классифицируются на республиканские и местные, что свидетельствует о двухуровневой налоговой сис­теме, соответствующей бюджетному устройству государства.

Республиканскими признаются налоги, сборы (пошлины), установленные Налоговым Кодексом (НК) либо Президентом Республики Беларусь и обязательные к уплате на всей территории Республики Беларусь.

Местными признаются налоги и сборы, устанавливаемые нормативными правовыми актами (решениями) местных Советов депутатов в соответствии с Налоговым Кодексом и обязательные к уплате на соответствующих территориях.

К республиканским налогам, сборам (пошлинам) относятся:

налог на добавленную стоимость;

акцизы;

налог на прибыль;

налог на доходы иностранных организаций, не осуществляющих деятельность в Республике Беларусь через постоянное представительство;

подоходный налог с физических лиц;

налог на недвижимость;

земельный налог;

экологический налог;

налог за добычу (изъятие) природных ресурсов;

сбор за проезд автомобильных транспортных средств иностранных государств по автомобильным дорогам общего пользования Республики Беларусь;

оффшорный сбор;

гербовый сбор;

консульский сбор;

государственная пошлина;

патентные пошлины;

таможенные пошлины и таможенные сборы.

К местным налогам и сборам относятся:

налог за владение собаками;

курортный сбор;

сбор с заготовителей.

Законы об установлении, введении новых, помимо предусмотренных НК, или прекращении действия введенных республиканских налогов, сборов (пошлин), а также о внесении изменений в действующие республиканские налоги, сборы (пошлины) в части определения плательщиков, налоговых ставок, налоговой базы, налоговых льгот, порядка исчисления, порядка и сроков уплаты принимаются при утверждении республиканского бюджета на очередной финансовый год и вступают в силу не ранее 1 января года, следующего за годом его принятия. В исключительных случаях указанные законы могут приниматься при уточнении республиканского бюджета на текущий финансовый год и (или) иметь иной срок вступления в силу, но не ранее дня их опубликования или доведения до всеобщего сведения иным предусмотренным законом способом.

Установление, введение, изменение и прекращение действия местных налогов и сборов осуществляются в соответствии с НК принятием нормативного правового акта (решения):

1. по курортному сбору - Минского городского Совета депутатов, Советов депутатов базового территориального уровня;

2. по местным налогам и сборам, кроме курортного, - областных и Минского городского Советов депутатов.

Областные, Минский городской Советы депутатов, Советы депутатов базового территориального уровня вправе устанавливать, вводить в действие или не устанавливать, не вводить в действие местный налог и (или) сбор либо прекратить действие ранее введенного ими местного налога и (или) сбора.

При установлении местных налогов и сборов местные Советы депутатов в соответствии с НК определяют плательщиков, объекты налогообложения, налоговую базу, налоговые ставки, налоговый период, порядок исчисления, порядок и сроки уплаты местных налогов и сборов, сроки представления в налоговые органы налоговых деклараций (расчетов) по местным налогам и сборам, а также налоговые льготы по местным налогам и сборам.

По уровню бюджета, в который зачисляются налоговые платежи, различают налоги в качестве закрепленных и регулиру­ющих.

Закрепленные налоги представляют собой налоги, которые на пос­тоянной либо долговременной основе поступают в соответствующий бюджет, за которым они закреплены как доходный источник конкретного бюджета (налог на землю, на недвижимость).

Регулирующие налоги – налоги, используемые для регу­лирования поступлений в нижестоящие бюджеты в текущем финансовом году. Размеры распределения устанавливаются ежегодно в Законе «О бюджете Республики Беларусь» на соответствующий бюджетный (фи­нансовый) год.

Местные органы власти изначально не могут вносить какие-либо коррективы в республиканские регулирующие налоговые платежи. Компетенция местных органов власти в вопросах измене­ния условий применения конкретных республиканских нало­говых платежей, полностью переданных в местные бюджеты, законодательно определяется одновременно с принятием реше­ния о передаче в их бюджет сумм поступлений соответствую­щих платежей и, как показывает практика последних лет, такая компетенция ограничивается вопросами изменения ставок (но не более, чем в два раза) и сроков их уплаты.

По аналогии с республиканскими налоговыми платежами уровни бюджета, в которые передаются поступления местных налогов и сборов, не являются определяющими. Местные нало­ги и сборы могут полностью зачисляться в доход областного бюджета, определяться в качестве регулирующих либо пол­ностью направляться в нижестоящие бюджеты. Правовое уре­гулирование этих вопросов может быть обеспечено путем при­нятия областным Советом депутатов соответствующего реше­ния в рамках бюджетного процесса.

По источникам выплаты налогов различают:

· налоги, включаемые в цену продукции, товаров, работ, услуг (НДС, акцизы).

· налоги, относимые на себестоимость продукции, товаров, работ, услуг (земельный, экологический налог);

· налоги, относимые на финансовые результаты (налог на прибыль, налог на доходы).

В зависимости от субъекта налога выделяют:

· налоги, взимаемые с физических лиц;

· налоги, взимаемые с юридических лиц;

· смежные налоги, которые уплачивают и физические, и юридические лица.

Существуют и другие менее важные классификации налогов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: