В налогообложении сталкиваются интересы государства и плательщика, по-разному оценивающих роль налогов. Естественно, что роль системы налогообложения не может быть в равной степени позитивной для обеих сторон налоговых отношений. Особенно полярны интересы государства и плательщиков в условиях кризиса экономики и политики. Власти должны внимательно следить за состоянием налогового регулирования и своевременно вносить необходимые коррективы в систему налогообложения.
В современных условиях государствам свойственно все расширяющееся вмешательство в различные сферы экономической жизни. В США степень этого вмешательства меньше, чем в других странах, в Швеции – больше, Германия и Япония занимают золотую середину. В США государственное вмешательство в экономику ощущается слабее, чем в европейских странах.
Воздействуя на экономику, государство, как правило, преследует цели:
· достижения постоянного устойчивого экономического роста;
· обеспечения стабильности цен на основные товары и услуги;
|
|
· обеспечения полной занятости трудоспособного населения;
· обеспечения определенного минимального уровня доходов населения;
· создания системы социальной защиты населения, в первую очередь пенсионеров, инвалидов, многодетных семей;
· равновесия во внешнеэкономической деятельности.
Достичь этих целей одновременно практически невозможно. Найти сбалансированное соотношение влияния всех рычагов воздействия финансово-бюджетного механизма государства на процесс расширенного воспроизводства – задача первостепенного значения. Такими государственными рычагами и регуляторами являются:
· бюджетное субсидирование цен на потребительские товары;
· государственные инвестиции в экономику;
· прямое субсидирование предприятий в виде дотаций или возвратных ссуд, кредитная политика;
· установление при необходимости денежно-кредитных ограничений в форме регулирования цен; введение условий выдачи и ограничение кредита, валютного контроля;
· лицензирование;
· подготовка законодательства, касающегося частной торговли: стандартизация продукции, государственный арбитраж и т.д.;
· финансирование научно-исследовательских и опытно-конструктор-ских работ;
· налоговая политика.
Через эти сугубо экономические регуляторы, свойственные рыночному хозяйству, государство предлагает варианты хозяйственной деятельности, удовлетворяющие общественным потребностям.
Но основным инструментом государственного регулирования является налоговая политика. Кроме чисто фискальной функции, система налогов и сборов служит механизмом экономического воздействия на общественное производство, его структуру и динамику, ускорение научно-технического прогресса. Налогами можно стимулировать или, наоборот, ограничить деловую активность, помочь развитию тех или иных отраслей предпринимательской деятельности; создать предпосылки для снижения издержек производства и обращения частных предприятий, для повышения конкурентоспособности национальных предприятий на мировом рынке.
|
|
С помощью налогов проводится протекционистская экономическая политика, от них зависит свобода товарного рынка. Налоги создают основную часть доходов государственного и местных бюджетов, обеспечивая возможность финансового воздействия на экономику через расходную часть.
Финансовое воздействие на развитие экономики может быть не только стимулирующим, но и сдерживающим. Эта необходимость возникает, прежде всего, для регулирования развития районов с высокой концентрацией производства и населения, где неизбежно обострение проблем окружающей природной среды, народонаселения, ресурсообеспечения и др. С задачей ограничения первыми столкнулись Великобритания и Франция, позднее – Япония.
В качестве сдерживающих мер со стороны государства и местных органов управления используются дополнительное налогообложение (Нидерланды, Япония) или лицензирование (Великобритания, Франция и Италия) предпринимательской деятельности. Введение стабилизационных налогов применяется в Германии. Лицензирование рассматривается также как форма дополнительного местного налога – лицензионного сбора. В Японии проблема решается главным образом манипулированием ставками земельного налога.
Повышение налогов в той или иной форме оказывается наиболее эффективным и надежным средством, когда нужно сдержать слишком высокую конъюнктуру. Еще один метод – отмена налоговых льгот.
Порой введение новых налогов преследует сугубо регулирующие цели. Так, в Германии с помощью роста налога была решена социальная задача: после резкого увеличения акциза на табак некурящих стало значительно больше, чем после длительной антитабачной кампании.