Особенности формирования налоговой системы Республики Беларусь

Налоговая система Республики Беларусь была сформирована в 1992 г. в условиях разрыва экономических связей между респуб­ликами, входившими ранее в единый народнохозяйственный ком­плекс. Нарастающий экономический кризис обострил проблему мобилизации доходов в государственный бюджет, и потому нало­говая политика того периода приобрела преимущественно фис­кальный характер, который выразился в чрезмерном изъятии до­ходов у налогоплательщиков и в недостаточно эффективных спо­собах его осуществления. Ориентация на ужесточение налогового режима без учета реальной платежеспособности налогоплатель­щиков приводит, как правило, к результатам, обратным ожидае­мым. В Беларуси наметилось массовое уклонение от налогов, со­кращение налоговой базы. Это побудило государство пойти на постепенное снижение тяжести налогового пресса.

С 1992 г. проводились многочисленные корректировки налого­вого законодательства, которые несколько уменьшали уровень налоговых изъятий, но принципиально не улучшали саму нало­говую систему. Она усложнялась множеством инструктивных ука­заний, требований, разъяснений.

Более существенным изменениям подвергались состав, структура и нормы отчислений во внебюджетные фонды. Сокраще­ние их общего количества с 12 в 1992 г. до 8 видов в 1997 г. и до 3 видов в 1998 г. произошло за счет объединений ведомственных централизованных фондов в единый инновационный фонд и за счет изменения состава платежей. Были отменены отчисления на раз­витие здравоохранения, снижены нормы платежей в фонд соци­альной защиты с 40,8 до 35%. С целью уси­ления контроля за использованием государственных средств боль­шинство внебюджетных фондов с 1998 г. было преобразовано в целевые бюджетные фонды, что, однако, не изменило общего уровня налоговой нагрузки.

Следует заметить, что непредсказуе­мость налоговых нововведений вызывает негативную реакцию на­логоплательщиков, так как лишает их возможности составлять бизнес-план даже на год вперед.

Показатель удельного веса налогов в ВВП не характеризует тяжесть налогового бремени. За 2010 год величина налоговой нагрузки в РБ с учетом отчислений в ФСЗН составила 42,8%. Во многих процветающих странах он выше, чем в Беларуси, например, в Дании он составляет 54%, в Швеции – 57%, а в США уровень налогов не достигает 30% ВВП.

Высокая концентрация в руках Скандинавских государств фи­нансовых ресурсов общества сочетается с соответствующим соци­альным обеспечением населения, бесплатными образованием, медицинским обслуживанием, высоким пенсиями и пособиями по безработице.

Особенности белорусской модели налоговой системы проявляются не столько на макроуровне, сколько при ее детальном анализе на уровне конкретных налогоплательщиков. Наибольшее влияние на финансовое состояние предприятий оказывают налоги и отчисления, включаемые в издержки производства и обращения (экологический налог, земельный налог, отчисления в инновационные фонды и др.). Их уровень за 2010 г. в общей сумме налоговых поступлений составил 13,1%.

Следует заметить, что включение налогов в издержки произ­водства не предусмотрено международными стандартами. Оно приводит к завышению себестоимости товаров, снижает их кон­курентоспособность на мировых рынках.

Это характерно и для косвенных налогов и отчислений, вклю­чаемых в отпускную цену продукции сверх себестоимости и прибыли.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: