Налоговая система Республики Беларусь была сформирована в 1992 г. в условиях разрыва экономических связей между республиками, входившими ранее в единый народнохозяйственный комплекс. Нарастающий экономический кризис обострил проблему мобилизации доходов в государственный бюджет, и потому налоговая политика того периода приобрела преимущественно фискальный характер, который выразился в чрезмерном изъятии доходов у налогоплательщиков и в недостаточно эффективных способах его осуществления. Ориентация на ужесточение налогового режима без учета реальной платежеспособности налогоплательщиков приводит, как правило, к результатам, обратным ожидаемым. В Беларуси наметилось массовое уклонение от налогов, сокращение налоговой базы. Это побудило государство пойти на постепенное снижение тяжести налогового пресса.
С 1992 г. проводились многочисленные корректировки налогового законодательства, которые несколько уменьшали уровень налоговых изъятий, но принципиально не улучшали саму налоговую систему. Она усложнялась множеством инструктивных указаний, требований, разъяснений.
|
|
Более существенным изменениям подвергались состав, структура и нормы отчислений во внебюджетные фонды. Сокращение их общего количества с 12 в 1992 г. до 8 видов в 1997 г. и до 3 видов в 1998 г. произошло за счет объединений ведомственных централизованных фондов в единый инновационный фонд и за счет изменения состава платежей. Были отменены отчисления на развитие здравоохранения, снижены нормы платежей в фонд социальной защиты с 40,8 до 35%. С целью усиления контроля за использованием государственных средств большинство внебюджетных фондов с 1998 г. было преобразовано в целевые бюджетные фонды, что, однако, не изменило общего уровня налоговой нагрузки.
Следует заметить, что непредсказуемость налоговых нововведений вызывает негативную реакцию налогоплательщиков, так как лишает их возможности составлять бизнес-план даже на год вперед.
Показатель удельного веса налогов в ВВП не характеризует тяжесть налогового бремени. За 2010 год величина налоговой нагрузки в РБ с учетом отчислений в ФСЗН составила 42,8%. Во многих процветающих странах он выше, чем в Беларуси, например, в Дании он составляет 54%, в Швеции – 57%, а в США уровень налогов не достигает 30% ВВП.
Высокая концентрация в руках Скандинавских государств финансовых ресурсов общества сочетается с соответствующим социальным обеспечением населения, бесплатными образованием, медицинским обслуживанием, высоким пенсиями и пособиями по безработице.
Особенности белорусской модели налоговой системы проявляются не столько на макроуровне, сколько при ее детальном анализе на уровне конкретных налогоплательщиков. Наибольшее влияние на финансовое состояние предприятий оказывают налоги и отчисления, включаемые в издержки производства и обращения (экологический налог, земельный налог, отчисления в инновационные фонды и др.). Их уровень за 2010 г. в общей сумме налоговых поступлений составил 13,1%.
|
|
Следует заметить, что включение налогов в издержки производства не предусмотрено международными стандартами. Оно приводит к завышению себестоимости товаров, снижает их конкурентоспособность на мировых рынках.
Это характерно и для косвенных налогов и отчислений, включаемых в отпускную цену продукции сверх себестоимости и прибыли.