Налоговая система Республики Беларусь была сформирована в 1992 г. в условиях разрыва экономических связей между республиками, входившими ранее в единый народнохозяйственный комплекс. Нарастающий экономический кризис обострил проблему мобилизации доходов в государственный бюджет, и потому налоговая политика того периода приобрела преимущественно фискальный характер, который выразился в чрезмерном изъятии доходов у налогоплательщиков и в недостаточно эффективных способах его осуществления. Ориентация на ужесточение налогового режима без учета реальной платежеспособности налогоплательщиков приводит, как правило, к результатам, обратным ожидаемым. В Беларуси наметилось массовое уклонение от налогов, сокращение налоговой базы. Это побудило государство пойти на постепенное снижение тяжести налогового пресса.
С 1992 г. проводились многочисленные корректировки налогового законодательства, которые несколько уменьшали уровень налоговых изъятий, но принципиально не улучшали саму налоговую систему. Она усложнялась множеством инструктивных указаний, требований, разъяснений.
Более существенным изменениям подвергались состав, структура и нормы отчислений во внебюджетные фонды. Сокращение их общего количества с 12 в 1992 г. до 8 видов в 1997 г. и до 3 видов в 1998 г. произошло за счет объединений ведомственных централизованных фондов в единый инновационный фонд и за счет изменения состава платежей. Были отменены отчисления на развитие здравоохранения, снижены нормы платежей в фонд социальной защиты с 40,8 до 35%. С целью усиления контроля за использованием государственных средств большинство внебюджетных фондов с 1998 г. было преобразовано в целевые бюджетные фонды, что, однако, не изменило общего уровня налоговой нагрузки.
Следует заметить, что непредсказуемость налоговых нововведений вызывает негативную реакцию налогоплательщиков, так как лишает их возможности составлять бизнес-план даже на год вперед.
Показатель удельного веса налогов в ВВП не характеризует тяжесть налогового бремени. За 2010 год величина налоговой нагрузки в РБ с учетом отчислений в ФСЗН составила 42,8%. Во многих процветающих странах он выше, чем в Беларуси, например, в Дании он составляет 54%, в Швеции – 57%, а в США уровень налогов не достигает 30% ВВП.
Высокая концентрация в руках Скандинавских государств финансовых ресурсов общества сочетается с соответствующим социальным обеспечением населения, бесплатными образованием, медицинским обслуживанием, высоким пенсиями и пособиями по безработице.
Особенности белорусской модели налоговой системы проявляются не столько на макроуровне, сколько при ее детальном анализе на уровне конкретных налогоплательщиков. Наибольшее влияние на финансовое состояние предприятий оказывают налоги и отчисления, включаемые в издержки производства и обращения (экологический налог, земельный налог, отчисления в инновационные фонды и др.). Их уровень за 2010 г. в общей сумме налоговых поступлений составил 13,1%.
Следует заметить, что включение налогов в издержки производства не предусмотрено международными стандартами. Оно приводит к завышению себестоимости товаров, снижает их конкурентоспособность на мировых рынках.
Это характерно и для косвенных налогов и отчислений, включаемых в отпускную цену продукции сверх себестоимости и прибыли.






