Половые и гендерные аспекты аддиктивного поведения

Повсюду в мире гораздо больше мужчин, чем женщин, употребляют наркотики. Однако ситуация постепенно меняется. Медицинская статистика свидетельствует о неуклонном росте числа женщин, потребляющих наркотические вещества. Их доля среди общей популяции больных наркоманией колеблется от 20 до 38%. Согласно официальным данным количество женщин с впервые установленным диагнозом «наркомания» увеличилась в России в период 1993-2002 гг. более чем в 10 раз [91].

Р. М. Грановская и И. М. Никольская выявили ряд половых различий в использовании детьми психологических защит и копинг-стратегий. «Природно обусловленные половые особенности детей находят свое отражение в их защитном поведении. Мальчики, согласно этим данным, чаще прибегают к стратегиям: «мечтаю, представляю», «смотрю телевизор», «прошу прощения, говорю правду», «стараюсь расслабиться, оставаться спокойным». Девочки используют стратегии: «обнимаю, прижимаю, глажу», «плачу, грущу», «смотрю телевизор, слушаю музыку», «стараюсь расслабиться, оставаться спокойной». Мальчики в два раза чаще используют стратегию «борюсь, дерусь», и в 1,5 раза активнее – «дразню кого-нибудь». Они чаще девочек прибегают также к стратегиям «сплю», «ем или пью». Девочки же предпочитают такие, как «молюсь», «говорю сама с собой», «говорю с кем-нибудь».

Эмпирические исследования показывают, что дети приобретают понимание различных аспектов пола в относительно неизменной последовательности. Первым достигается примитивный уровень отнесения ребенком себя к определенному полу, затем объектом категоризации становится другой того же пола и, наконец, таким объектом становится другой противоположного пола. Половые роли являются важным источником представлений о себе (Я-концепций). Половая, или гендерная, идентичность (есть некоторые разногласия по поводу того, какой из этих терминов лучше употреблять), вероятно, является важным фактором в обработке информации о себе и других. Уже окончательно доказано, что маркирование по полу выполняет важные когнитивные функции в нашем обществе. Родители подбирают игрушки, соответствующие полу их сыновей и дочерей, даже в тех случаях, когда являются поборниками равноправия полов. Сверстники играют особо важную роль в регулировании следования своей половой роли на протяжении отрочества. В период взрослости эти роли могут сохраняться за счет действия ситуационных факторов и разного распределения полов в трудовой и бытовой средах. Полоролевые представления превращаются в полоролевые стереотипы, когда люди используют эти характеристики как нормы и применяют их практически ко всем лицам мужского и женского полов [56].

В технологически развитых культурах полоролевые стереотипы довольно сходны. Стереотипы феминности включают качества, которые можно отнести к категории экспрессивных. Стереотипы маскулинности включают качества, обычно ассоциирующиеся с деятельностью. В половых ролях и сопутствующих им стереотипах наблюдаются существенные вариации при переходе от культуры к культуре. Маргарет Мид изучала особенности личности и поведения мужчин и женщин в трех культурах Новой Гвинеи. В каждой культуре имелись свои половые роли и стереотипы, но они не соответствуют феминно-экспрессивным и маскулинно-инструментальным половым ролям и стереотипам технологически развитых стран. Это разнообразие половых ролей – первый признак того, что многие связанные с ними характеристики не обусловлены биологически и передаются по каналам конкретной культуры [56].

Гендерная идентичность отражает личное восприятие человеком себя относительно своего номинального пола. Поскольку это личное восприятие, оно чрезвычайно трудно поддается измерению. Анормальная гендерная идентичность диагностируется у людей, особенно у лиц мужского пола, которые ведут себя в разрез со своими санкционированными культурой половыми ролями и потому часто привлекают к себе внимание окружающих; к таким лицам чаще всего относят изнеженных, женоподобных мальчиков, гомосексуалов, транссексуалов и трансвеститов. Однако гендерные различия в представлениях обоих полов могут постепенно стираться, о чем свидетельствуют данные, собранные за последние десятилетия [56]. Это стирание гендерных различий отмечается и на уровне конкретных исследований. Например, в немедицинском употреблении «риталина» (препарат, назначаемый для коррекции синдрома дефицита внимания) и других ПАВ признаются от 2,2 до 5,1% опрошенных в США школьников. При этом гендерные различия в потреблении наркотиков школьниками таковы: девочки начинают пробовать некоторые наркотики (амфетамины, транквилизаторы, а также алкоголь) даже раньше, чем мальчики, поскольку предпочитают общаться с юношами постарше, а их однолетки-мальчики «догоняют» этот уровень только в старших классах [117].


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: