Хорошо перефразированная мысль клиента становится короче, яснее, конкретнее, а это помогает клиенту самому понять, что он хотел сказать

Пример перефразирования:

Клиент: В этом году несчастья следуют одно за другим. Болела жена, а потом та авария, которая переполнила чашу, ну а теперь эта операция сына... Мне кажется, что неприятности никогда не кончатся.

Консультант: Кажется, что проблемы никогда не закончатся, и Вы спрашиваете себя, всегда ли так будет.

В обобщении выражается основная идея нескольких мало связанных между собой утверждений или долгого и запутанного высказывания. Обобщение помогает клиенту систематизировать свои мысли, вспомнить то, что было сказано, побуждает к рассмотрению значимых тем. Если перефразирование охватывает только что высказанное утверждение клиента, то обобщению подлежит целый этап беседы или даже вся беседа.

Идентификация и отражение чувств клиента представляется одной из главнейших техник консультирования. Это даже больше, чем техника, это непременная составляющая отношений двух людей. Чувства очень важны в процессе консультирования, но не являются самоцелью, хотя достижению целей помогают именно сильные чувства: страх, боль, тревога, жалость, надежда и др. Отражение чувств тесно связано с перефразированием, разница лишь в том, что при отражении чувств внимание сосредоточивается не на содержании, а на том, что скрыто за содержанием. Желая отражать чувства клиента, консультант внимательно выслушивает его признания, перефразирует отдельные утверждения, тем самым ориентируясь и на чувства, высказанные клиентом в признании.

Важно обратить внимание на баланс фактов и чувств в консультативной беседе. Нередко увлекшись вопросами, консультант начинает игнорировать чувства клиента. Например:

Клиентка: Мы с мужем дружим с детства и после окончания университета поженились. Я думала — какой замечательной будет супружеская жизнь! Но все оказалось совсем не так...

Консультант: Сколько лет Вы в браке?

В этом случае создается впечатление, что консультанта больше интересует формальный факт продолжительности брака, а не то, как клиент переживает свою супружескую жизнь. Продолжение беседы могло бы быть явно продуктивнее, позволь консультант продолжать признание или, уловив удлиненную паузу, задай он вопрос: «Что для Вас значит «совсем не так»?»

В консультировании существует правило, что при вопросе о чувствах клиент часто рассказывает факты из жизни, но когда мы спрашиваем только о событиях жизни, практически нет никаких шансов услышать что-либо о чувствах. Это правило ясно указывает на приоритетную важность вопросов о чувствах и на существенную роль отражения чувств в консультировании.

Отражая чувства клиента, консультант концентрирует внимание на субъективных аспектах его признаний, стремясь помочь клиенту разобраться в своих чувствах и/или испытать их полнее, интенсивнее, глубже. Отражение чувств означает, что консультант является как бы зеркалом, в котором клиент может увидеть смысл и значение своих чувств. Отражение чувств способствует возникновению межличностного, эмоционального контакта, потому что показывает клиенту, что консультант старается познать его внутренний мир. Эффективное отражение чувств помогает клиенту лучше разобраться в своих нередко противоречивых чувствах и тем самым облегчает разрешение внутренних конфликтов.

Желание отражать чувства предполагает их распознавание. Для этого необходимо обращать внимание не только на содержание рассказа клиента, но и на его эмоциональный тон, позу, выражение лица. Так же важно помнить, что чувства могут таиться не только в том, что рассказано, но и в том, что не рассказано, поэтому консультант должен быть чутким к различным намекам, умалчиваниям, паузам.

Отражая чувства, следует учитывать все эмоциональные реакции клиента – положительные, отрицательные и амбивалентные; направленные на самого себя, других людей и консультанта. Для точного отражения чувств важно использовать соответствующие понятия, определяющие разнообразные чувственные нюансы.

В консультировании важно не только отражение чувств, но и обобщение их. Оно позволяет определить эмоциональный тон беседы, синтезировать эмоциональные аспекты опыта клиента. Очень часто в беседе мы сталкиваемся с противоречивыми, а иногда и с полярными чувствами по отношению к значимым для клиента ситуациям или объектам любви. Здесь очень ценно обобщение чувств для показа клиенту действительного единства противоположностей в эмоциональной сфере.

Можно сформулировать несколько обобщающих принципов, охватывающих не только отражение чувств клиента, но и выражение чувств консультантом:

1. Консультант обязан как можно полнее и точнее идентифицировать чувства как свои, так и клиентов.

2. Не обязательно отражать или комментировать каждое чувство клиента – любое действие консультанта должно быть целесообразным в контексте процесса консультирования.

3. Обязательно обращать внимание на чувства, когда они:

– вызывают проблемы в консультировании или

– могут поддержать клиента, помочь ему.

В первом случае особенно выделяются страх, тревога, злость, враждебность. Например, озлобленность клиента может блокировать нормальное общение, поэтому следует обратить его внимание на это чувство («Сегодня Вы кажетесь довольно злым»), чтобы обсуждение способствовало устранению препятствия для поддержания консультативного контакта. Такое обсуждение имеет смысл и для клиента, поскольку помогает ему допустить нормальность своих отрицательных чувств, а также уменьшить их интенсивность. Важно помочь клиенту выразить отрицательные чувства еще и потому, что самому клиенту легче контролировать открыто выраженные чувства. Во втором случае мы оказываем клиенту эмоциональную поддержку. Например, если клиент, которому трудно уйти с работы раньше времени, приходит на консультативную встречу вовремя, следует это отметить: «Как хорошо, что Вы смогли прийти вовремя!»

4. Вслушиваясь в свои чувства, возникающие в ходе консультирования в качестве реакции на поведение клиента, консультант может получить о нем много ценной информации. Выражение чувств помогает поддерживать глубокий эмоциональный контакт, в условиях которого клиент лучше понимает, как другие люди реагируют на его поведение.

Однако консультант выражает лишь те чувства, которые прямо связаны с темой беседы. Если клиент задает вопросы, выходящие за рамки консультационного дискурса, например, интересуется личной жизнью консультанта – не нужно спешить отвечать. На такой вопрос лучше ответить вопросом: «Почему Вы спрашиваете меня об этом?»

5. Порой надо помочь клиентам контролировать свои чувства, особенно когда они слишком интенсивны. Это касается как положительных, так и отрицательных чувств.

Большинство людей испытывает смущение, когда в беседе возникает пауза и затягивается молчание. Начинающий консультант тоже может чувствовать себя в такой ситуации неуютно, поскольку ему кажется, что он постоянно должен что-то делать. Однако умение молчать и использовать тишину в терапевтических целях – один из важнейших навыков консультирования. Хотя тишина в консультировании иногда означает нарушение консультативного контакта, тем не менее, она бывает и глубоко осмысленной. Как известно каждому из повседневной жизни, хорошим друзьям не обязательно все время разговаривать, что свидетельствует лишь о глубине их отношений. Для консультанта, научившегося быть чутким к различным смыслам тишины и умеющего сознательно создавать и использовать паузы в консультировании, молчание становится особенно терапевтически ценным, ибо оно:

– увеличивает эмоциональное взаимопонимание консультанта и клиента;

– предоставляет возможность клиенту «погрузиться» в себя и изучать свои чувства, установки, ценности, поведение;

– позволяет клиенту понять, что ответственность за беседу лежит на его плечах.

Обычно различают «содержательное» и «бессодержательное» молчание. В последнем случае увеличивается тревога клиента, он не может усидеть на месте, начинает нервничать. Каковы важнейшие смыслы молчания в консультировании?

1. Паузы молчания, особенно в начале беседы, могут выражать тревогу клиента, плохое самочувствие, растерянность из-за самого факта консультирования.

2. Молчание далеко не всегда означает отсутствие реальной активности. Во время пауз молчания клиент может искать нужные слова для продолжения своего повествования, взвешивать уже сказанное, анализировать возникшие во время беседы догадки. Консультанту также нужны паузы молчания для обдумывания прошедшей части беседы и формулировки важных вопросов. Периодические паузы молчания делают беседу более целенаправленной, помогают не пропускать важные вопросы.

3. Пауза молчания, особенно если она субъективно неприятна как клиенту, так и консультанту, может означать, что оба участника беседы и вся беседа оказались в тупике, и происходит поиск выхода из создавшейся ситуации, нового направления для беседы.

4. Молчание в некоторых случаях выражает сопротивление клиента процессу консультирования. Тогда оно по отношению к консультанту имеет манипулятивный смысл. Здесь клиент ведет свою игру: «Посмотрим, что он теперь будет делать!».

5. Молчание иногда подразумевает глубокое общение без слов, когда оно бывает более осмысленно и красноречиво, чем слова.

Должен ли прерывать молчание сам консультант? Да – если это молчание пустое, и нет – если оно продуктивно. Если молчание чересчур затянулось, уместно замечание консультанта: «Вы, кажется, очень задумались. Не хотите поделиться, что Вы сейчас чувствуете?».

Предоставление информации. Информируя клиента, консультант высказывает свое мнение, отвечает на вопросы клиента, сообщает ему нужные сведения о разных аспектах обсуждаемых проблем. Информация, как правило, связана с процессом консультирования, поведением консультанта или условиями консультирования (место и время встреч, плата и т. п.).Предоставление информации в консультировании иногда бывает очень важным. Особенно существенны вопросы, за которыми кроется тревога клиентов о своем будущем, здоровье, например: «Как противостоять давлению со стороны друзей (или партнеров по бизнесу)?», «Наследуется ли алкоголизм?». На такие вопросы следует реагировать серьезно и хорошо обдумывать ответы на них. Нельзя превращать вопросы в шутку, отвечать формально или вообще уходить от ответа. Желательно проявлять компетентность и избегать упрощений, чтобы не утратить доверия клиентов и не увеличить их тревогу.

Предоставляя информацию, консультант не должен забывать, что клиенты порой спрашивают с целью устраниться от обсуждения своих проблем и «заболтать» важное. Надо отличать вопросы, указывающие на озабоченность клиентов, от стремления манипулировать консультантом.

Интерпретация. Личность постоянно как-то выражает себя словами, тоном голоса, жестами, позой, и от компетентности консультанта зависит, сможет ли он «прочитать» эти психологические письмена. Клиент – не букварь, а трудночитаемая рукопись, где все ново и вначале трудно поддается пониманию. Хоть как-то ориентироваться в этом тексте консультанту помогает техника интерпретации – пожалуй, самая сложная методика консультирования.

В консультировании важно понять базисные основания проблемы клиента, не ограничиваясь поверхностным анализом его повествования. Внешнее содержание, конечно, тоже значимо, однако гораздо важнее то, что слова клиента скрывают. Для этого используется интерпретация повествования. Интерпретационные утверждения консультанта придают смысл ожиданиям, чувствам, поведению клиента, помогают ему установить причинные связи между поведением и переживаниями. Это помогает клиенту увидеть себя со стороны, понять свои жизненные трудности в новой перспективе и новым способом.

Техника интерпретации в большой мере зависит от теоретической ориентации консультанта. В клиенто-центрированной терапии уклоняются от прямых интерпретаций, не желая снимать с клиента ответственность за процесс консультирования. Совершенно противоположного взгляда на интерпретацию придерживаются представители психоаналитической ориентации. Здесь интерпретационные техники занимают центральное место, поскольку в психоанализе интерпретируется практически все – перенос, сопротивление, сны, свободные ассоциации, умалчивание и т. п. В «гештальт-терапии» сам клиент побуждается к интерпретации своего поведения, то есть остается полностью ответственным за объяснение.

Выделяют пять типов интерпретации:

1. Установление связей между, якобы, раздельными утверждениями, проблемами или событиями. Например, клиенту, который говорит о страхе публичного выступления, низком уровне самооценки и трудностях в отношениях с другими людьми, консультант указывает на взаимосвязь этих проблем.

2. Акцентирование каких-либо особенностей поведения или чувств клиента. Клиент, например, постоянно отказывается от работы, хотя высказывает желание работать. Консультант может сказать ему: «Вы, казалось бы, радуетесь появившейся возможности, однако когда сталкиваетесь с неизбежными трудностями, убегаете».

3. Интерпретация способов психологической защиты, реакций сопротивления и переноса. В вышеприведенном примере возможна интерпретация: «Судя по нашей беседе, бегство является для Вас способом борьбы со страхом неудачи». Таким образом, здесь интерпретируется психологическая защита (бегство, уход) от тревоги (страха неудачи). Интерпретация переноса представляет собой основную технику психоаналитического лечения. Клиенту стараются показать, что прошлые отношения (обычно с отцом или матерью) он переносит на восприятие чувств, поведения и установок консультанта.

4. Увязывание нынешних событий, мыслей и переживаний с прошлым. Консультант помогает клиенту увидеть связь теперешних его проблем и конфликтов с прошлым опытом.

5. Предоставление клиенту иной возможности понимания его чувств, поведения или проблем. Например:

Клиент: Он ничего не делает дома, а все время ходит пьянствовать с друзьями. Я вынуждена одна заботиться о детях и делать все сама.

Консультант: Похоже, таким образом он как-то удерживает Вас от принятия решений о своей нынешней и будущей жизни?

Интерпретирование должно проводиться с учетом стадии консультативного процесса. Эта техника мало пригодна в начале консультирования, когда предполагается установление доверительных отношений с клиентом, но позднее она весьма полезна для раскрытия психодинамики проблем клиента. Хорошая интерпретация, как правило, не бывает слишком глубокой. Она должна связываться с тем, что клиент уже знает. Действенность интерпретации также определяется своевременностью, готовностью клиента ее принять. Какой бы мудрой и точной ни была интерпретация – если она представлена в неподходящее время, эффект будет нулевым, поскольку клиент не сможет понять объяснений консультанта.

Эффективность интерпретации зависит и от личности клиента. Клиенты, имеющие высокий уровень самоуважения и образованности, более чувствительны к интерпретациям и даже в случае несогласия принимают их во внимание. Консультант обязан уметь понимать реакции клиентов на суть интерпретаций. Эмоциональное равнодушие клиента должно заставить консультанта подумать о соответствии интерпретации и действительности. Однако, если клиент прореагировал враждебно и сразу отверг интерпретацию как неправдоподобную, есть основание предполагать, что интерпретация затронула корень проблемы.

Несмотря на значение интерпретирования, не следует им злоупотреблять; когда в процессе консультирования слишком много интерпретаций, клиент начинает защищаться от них и сопротивляется консультированию. Интерпретационные утверждения неуместно формулировать авторитарным, категорично-поучительным тоном. Клиенту легче принимать интерпретации, формулируемые как допущения, когда ему позволяется отвергать их. Лучше всего интерпретативные положения начинать словами «полагаю», «вероятно», «почему не попробовать посмотреть так» и т. п.

Каждый консультант время от времени вынужден в терапевтических целях вступать в конфронтацию с клиентом. Конфронтацией называют любую реакцию консультанта, противоречащую позиции клиента. Чаще всего противостояние бывает направлено на двойственное поведение клиента: увертки, «игры», хитрости, извинения, «пускание пыли в глаза» – на все то, что мешает клиенту видеть и решать свои насущные проблемы. Конфронтацией добиваются показа клиенту способов психологической защиты, которые он использует в стремлении приспособиться к жизненным ситуациям, но которые ограничивают становление его личности. В центре конфронтации обычно оказывается стиль межличностного общения клиента, отражающийся в консультативном контакте.

George и Cristiani [35] выделяют три основных случая конфронтации в консультировании:

1. Конфронтация с целью обратить внимание клиента на противоречия в его поведении, мыслях, чувствах, или между мыслями и чувствами, намерениями и поведением и т. п. На первом шаге конфронтации идентифицируют определенный аспект поведения клиента. На втором – словами «но», «однако» констатируют противоречие.

2. Конфронтация с целью помочь увидеть ситуацию такой, какова она есть в действительности, без субъективных искажений. Например, клиент утверждает: «Вообще-то я пью как все… ну, бывает, что срываюсь, на нервной почве. В последний раз – из-за того, что поругался с женой». Реальная ситуация такова, что жена пригрозила подать на развод, если клиент не бросит пить. Переживая по этому поводу, клиент вместо того, чтобы решать проблему своего злоупотребления, принялся «заливать пожар керосином».

3. Конфронтация с целью обратить внимание клиента на его уклонение от обсуждения некоторых проблем. Например, консультант высказывает клиенту удивление: «Мы уже дважды встречались, но Вы ничего не говорите о сексуальной жизни, хотя во время первой встречи выделили ее как свою важнейшую проблему. Всякий раз, когда мы приближаемся к основной теме, Вы уходите в сторону. Я раздумываю, что бы это могло означать».

Конфронтация является сложной техникой, требующей от консультанта утонченности и опытности. Она часто воспринимается как обвинение, поэтому применима лишь при достаточном взаимном доверии, когда клиент чувствует, что консультант понимает его и заботится о нем. Поэтому:

1. Конфронтацию нельзя использовать как наказание клиента за неприемлемое поведение. Это не средство выражения консультантом враждебности.

2. Конфронтация не предназначена для разрушения механизмов психологической защиты клиентов. Ее назначение – помочь клиентам распознать способы, которыми они защищаются от осознания реальности. Стиль психологической защиты многое говорит о личности клиента, и здесь важнее понимание, а не разрушение, которое раздражает клиента и вызывает его сопротивление. Перед использованием техники конфронтации важно разобраться в защитных механизмах клиента и спросить себя:

– как глубоко укоренились и насколько долго действуют эти механизмы?

– какие мотивы личности скрываются за психологической защитой?

– насколько защитные механизмы необходимы человеку для успешного приспособления к повседневности?

– что произошло бы без механизмов психологической защиты?

3. Конфронтацию нельзя использовать для удовлетворения потребностей или самовыражения консультанта. Консультирование не та ситуация, где консультант должен демонстрировать свою мудрость и силу в целях самовозвеличивания. Задача консультанта не победить клиента, а понять его и оказать помощь. Неправильное применение техники конфронтации часто свидетельствует о том, что в процессе консультирования специалист решает личные проблемы.

Конфронтация с клиентом ни в коем случае не должна быть агрессивной и категоричной. Желательно чаще использовать фразы: «мне кажется», «пожалуйста, попробуйте объяснить», «если я не ошибаюсь», которые выражают определенные сомнения консультанта и смягчают тон конфронтации.

Чувства консультанта и самораскрытие. Консультирование требует не только опыта, прозорливости, но и эмоциональной вовлеченности в процесс. Тем не менее, очень важно, чтобы эмоциональное участие было уместным и служило интересам клиента, а не самого консультанта. Желанию полнее понять проблемы клиента не должна сопутствовать утрата объективности. Посредством выражения своих чувств консультант раскрывается перед клиентом. Раскрыться – значит показать свое эмоциональное отношение к событиям и людям. Ранее в психологическом консультировании и психотерапии преобладала точка зрения, что консультант не должен раскрывать свою личность перед клиентом. Это обычно аргументировалось двумя соображениями. Во-первых, когда клиент слишком много знает о консультанте, он значительно меньше проецирует, фантазирует и т.п., а консультант теряет важный источник информации о клиенте. Второй аргумент состоит в том, что откровенность подразумевает разделение своих проблем с клиентами, что антитерапевтично. Откровенность консультанта может увеличить тревогу клиента и недоверие к консультанту. Конечно, в приведенных аргументах содержится доля правды. Тем не менее, представители экзистенциально-гуманистической ориентации трактуют откровенность консультанта как важный аспект современного консультирования и психотерапии, помогающей сложиться искренним отношениям между консультантом и клиентом. Спускаясь с высокого пьедестала анонимности, консультант придает смелости клиентам в раскрытии значимых событий и увеличивает взаимное доверие. Откровенность клиентов часто зависит от обоюдности, т. е. от степени эмоционального участия специалиста в консультировании. Jourard [35] пишет: «Мы обнаруживаем положительную корреляцию, когда изучаем обоюдную откровенность в общении». Иначе говоря, откровенность вызывает откровенность. Например, консультант может получить ценную информацию в ответ на свое признание: «Иногда, вот как сейчас, мне трудно выбрать, как реагировать на Ваши слова, чтобы это имело смысл для Вас; мне грустно и тревожно, что Вы постоянно спотыкаетесь и занимаетесь самоуничижением» и т. п.

Раскрываясь, консультант в любом случае должен быть искренним, спонтанным и эмоциональным. Рассказывая о своем опыте, лучше опираться на нынешнюю жизненную ситуацию, а не говорить о прошлом, не связанном с проблемой консультирования. Рассказ о своих переживаниях не должен отвлекать внимание от клиента. Техника самораскрытия используется лишь при наличии хорошего контакта с клиентами, и, как правило, на поздних стадиях консультирования.

Структурирование консультирования. Эта процедура проходит через весь процесс консультирования. Структурирование означает организацию отношений консультанта с клиентом, выделение отдельных этапов консультирования и оценку их результатов, а также предоставление клиенту информации о процессе консультирования. Закончив один этап, мы вместе с клиентом обсуждаем результаты, формулируем выводы. Необходимо убедиться, что оценки результатов данного этапа консультантом и клиентом совпадают.

Структурирование происходит в течение всего консультирования. Работа с клиентом осуществляется по принципу «шаг за шагом». Каждый новый этап начинается с оценки того, что достигнуто. Это способствует желанию клиента активно сотрудничать с консультантом, а также создает возможность в случае неудачи на отдельном этапе вновь вернуться к нему. Таким образом, суть структурирования – участие клиента в планировании процесса консультирования.

«Психолог не дает советов» - так гласит правило, похожее на логический парадокс. Ведь клиент, особенно если он впервые на приеме у психолога, приходит к нему именно за советом, такова бытовая логика. «Не дает советов, но помогает клиенту получить доступ к его (клиента) собственным ресурсам», – находчиво дополняют правило специалисты в области НЛП. Действительно, сторонние советы не только неэффективны, но бывают и просто вредными. Раздача советов только увеличивает зависимость клиента от консультанта и тем самым отдаляет от окончательных целей консультирования. Большинство личностных проблем не имеет простых решений. Идет ли речь о женитьбе, выборе работы или об отношении к алкоголю, тем более о вопросах нравственного порядка – принять однозначное решение здесь может только сам вопрошающий. Консультант может только помочь клиенту принять самостоятельное решение, опираясь на собственные намерения и подлинные чувства. Кроме того, люди часто просят совета, уже приняв решение. В этом случае любой противоречащий совет воспринимается как неправильный и вызывает сомнения в компетентности консультанта.

Когда клиент настойчиво спрашивает, как ему вести себя, правомерны встречные вопросы: «Что Вы сами об этом думаете?», «Какие видите возможности для разрешения проблемы?», «Если я сейчас предложу ответ, что Вы будете делать со своими проблемами в будущем?», «Вы хотите, чтобы я принял на себя ответственность за Вас?». Когда консультант поощряет ответственное поведение клиента и помогает ему, клиент склонен самостоятельно решать свои проблемы.

Известно, что не бывает правил без исключений. Консультант обязан давать прямые советы, когда клиент не способен сделать выбор и представляет повышенную опасность для себя и окружающих. В случае сильного беспокойства и дезорганизации поведения конкретные советы помогают взять ситуацию под контроль. Наконец, клиенты нередко просят советов в вопросах, которые не являются проблемами личности. Предоставление помощи в таких проблемах зависит от дополнительных познаний, но это нельзя назвать консультированием.

Консультанту следует также иметь в виду, что проблема, которую заявил клиент в начале беседы, может оказаться не самой важной и вообще не той, из-за которой он обратился. Предложение клиенту однозначных решений нередко означает сведение сложностей его жизни к элементарным проблемам. К.Роджерс говорил, что консультант должен уважать не только клиента, но и сложности его жизни. Попытки решать проблемы вместо клиента свидетельствуют о неверии в него как человека, способного самостоятельно ответить на вопросы, поставленные жизнью.

Завершение консультирования. Прекращение консультативного контакта чаще всего происходит естественно, когда клиент начинает ясно осознавать свои проблемы и свободу выбора решений, или когда проблемы исчерпываются в ходе консультирования. Вопрос о прекращении консультативных встреч клиент и консультант решают вместе. Последняя встреча должна быть посвящена подведению итогов и установлению важнейших результатов терапии.Лучше, чтобы первым это сделал сам клиент. Только он способен сформулировать действительные результаты. Консультант должен помочь клиенту точнее и конкретнее обозначить изменения, которые произошли за период консультирования. Именно конкретность свидетельствует об осознанном принятии клиентом происшедших перемен.

Однако мнения клиента и консультанта о сроке окончания консультирования иногда не совпадают. Здесь возможны два варианта. В первом варианте консультанту кажется, что пора прекратить консультирование, но клиент чувствует себя не готовым к этому и хочет продолжать встречи. Единственным способом продлить консультирование становится тогда сохранение проблем, или даже возникновение новых затруднений. Поэтому консультанту важно разобраться в причинах и степени желания клиента продолжать консультирование. Как правило, все объясняется зависимостью клиента от консультанта, а нередко и эффектом переноса. Не выяснив до конца мотивы настойчивости клиента, нельзя прерывать консультирование.

Во втором варианте к окончанию консультирования стремится клиент, хотя, по мнению консультанта, необходимые результаты еще не достигнуты. Консультант опять же должен разобраться в действительных причинах побуждений клиента и разъяснить ему возможные последствия несвоевременного окончания консультирования. Нередко причина желания клиента поскорее прекратить консультирование состоит в неудовлетворенности консультативным контактом. Другая причина заключается в расхождении поставленных клиентом и консультантом целей: клиент добивается краткосрочных, ближайших целей (решения конкретной проблемы, ослабления симптома и т. п.), а консультант – долгосрочных, перспективных целей. Разумеется, приоритет отдается целям клиента. Во всяком случае, консультант не может заставить клиента продолжать консультирование против его воли.

Оценка результатов консультирования. Одно из важных этических требований, предъявляемых консультанту, – это осознание истинных результатов своей работы и эффективности применяемых в консультировании методов. Какое позитивное воздействие оказало на клиента психологическое консультирование? На этот, казалось бы, простой вопрос ответить нелегко. Как отмечает Corey [45], существует несколько трудностей. Во-первых, консультанты в силу личностных особенностей исходят в своей работе из разных предпосылок и используют различные методы для достижения целей консультирования, поэтому почти невозможно хоть сколько-нибудь объективно оценить эффективность результата. Во-вторых, результаты в значительной степени зависят от клиентов, и если их активность во время консультирования деструктивна, если они не соблюдают требования консультанта или вообще отказываются принимать на себя ответственность за решение своих проблем, то последствия будут отрицательны независимо от усилий консультанта. Наконец, в-третьих, на результаты консультирования оказывают влияние неопределенные факторы окружения. Например, весь эффект консультирования может быть нейтрализован неконтролируемыми воздействиями членов семьи клиента. Очень трудно конкретно оценить реализацию таких целей, как усиление самовыражения, повышение самооценки, перестройка структуры самости. Для оценки результатов консультирования конкретного клиента можно использовать ряд критериев:

– социальная приспособленность;

– личностные особенности;

– профессиональная приспособленность;

– успешность учебы.

Критерий социальной приспособленности широко используется, поскольку большинство клиентов и обращаются к консультанту из-за возникших трудностей в социальном приспособлении, как правило, по причине внутренних конфликтов личности. Улучшение социального приспособления способен оценить сам клиент, но к оценке можно привлечь друзей клиента, членов семьи, учителей (если мы консультируем ребенка). Личностные критерии охватывают изменение самооценки и множество других параметров, обычно измеряемых тестами. Профессиональная приспособленность включает профессиональные достижения, удовлетворенность работой и т. п. Критерии учебной деятельности используются в консультировании учащихся и отражают динамику успеваемости.

Обычно основным источником информации об эффективности консультирования является сам клиент, представляемая им оценка своего состояния. Такая оценка имеет определенные ограничения, но все же объективнее всего отражает истинное положение. Важно, чтобы оценка результатов самим клиентом была достаточно конкретна. Вообще говоря, завершение консультирования и сводится к обсуждению и согласованию оценок достигнутого эффекта, представленных клиентом и консультантом.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: