1 Наниматели помещения или квартиры по договору социального найма — с момента заключения договора.
2 Арендаторы помещения или квартиры (государственной или муни-ципальной) — с момента заключения договора аренды.
3 Члены жилищного кооператива — с момента предоставления поме-щения кооперативом.
4 Собственники жилого помещения — с момента возникновения права собственности.
5 Лица, принявшие от застройщика помещения по передаточному акту, — с момента передачи.
Как правильно сделать заказ на проведение текущего ремонта?
Следует помнить, что для проведения ремонтных работ, не указан-ных в решении общего собрания собственников в качестве необхо-димых для содержания общего имущества и не указанных в качестве таковых в постановлении Правительства РФ от 03.04.2013 г. № 290, необходимо проведение общего собрания собственников помещений и голосование по вопросу проведения таких работ. Например, это могут быть работы по косметическому ремонту подъездов (ошту-катуривание, побелка, покраска). Кроме того, для проведения таких ремонтных работ собственники помещений многоквартирного дома также на общем собрании должны решить, откуда проводимые работы будут финансироваться (например, из средств, собираемых на текущий ремонт общего имущества; возможно утверждение дополнительного целевого сбора с собственников).
Очень часто собственники помещений в многоквартирных домах жалуются на то, что работы, выполненные управляющей компанией в отношении общего имущества, были выполнены по цене, сущест-венно превышающей среднерыночную стоимость таких работ. При-чем узнают они это, только когда приходит время подписывать акт выполненных работ. Бывают случаи, когда потребители пытаются оспаривать стоимость выполненных работ в суде, однако управляю-щая компания очень часто подтверждает, что потратила на указанные работы именно ту сумму, которая предъявлена собственникам. Для того, чтобы таких ситуаций не возникало, необходимо в договоре управления четко прописывать порядок заказа работ по текущему ремонту общего имущества.
При появлении необходимости проведения работ по текущему ремонту совет дома или председатель совета дома обращается в управ-ляющую компанию за составлением сметы на работы, а также за тем, чтобы определить, в какие сроки компания работы может выполнить. Смета может быть твердой и приблизительной. Твердая смета в даль-нейшем не может быть увеличена или уменьшена по требованию сторон (ч. 2 ст. 33 Закона «О защите прав потребителей»). В отноше-нии приблизительной сметы сторонам также следует договориться,
Глава 4. Жилищные услуги
на какой процент от стоимости возможны отклонения. Смет может быть несколько (например, одна — это экономвариант, другая — это вариант выполнения работ с более качественными материалами).
После этого совет дома или его председатель вправе инициировать общее собрание собственников помещений, где последним будет пред-ложено проголосовать за выполнение работ, их сметную стоимость, сроки выполнения (в соответствии с предложениями управляющей организации).
Если собственники определятся по указанным позициям, тогда
у компании появляется обязательство по выполнению указанных работ
в утвержденные сроки. Соответственно, если данное обязательство нарушается, то собственники вправе предъявить требования в соот-ветствии с главой 3 Закона РФ «О защите прав потребителей».
Если собственники не утвердили проведение работ на предложен-ных условиях, то они вправе либо обратиться в управляющую орга-низацию за иными предложениями, либо самостоятельно совершить действия по ремонту общего имущества. Также возможно сменить управляющую организацию на другую, которая предлагает условия выполнения работ, устраивающие большинство собственников поме-щений в многоквартирном доме.
Невыполнение или ненадлежащее выполнение услуги. На что имеет право потребитель?
Не всегда управляющие компании (или ТСЖ) работают качественно. Они могут либо в принципе отказываться проводить ремонт (уборку, дератизацию, вывоз мусора и т. д.), либо делать это из рук вон плохо, либо — слишком редко. Во всех случаях, когда услуга предоставляется жителям несвоевременно и ненадлежащего качества, УК или ТСЖ должны снизить размер платы за содержание и ремонт.
Такая же ситуация может возникнуть и при непосредственном управлении домом. Здесь тоже действует аналогичная схема: ответ-ственные за услугу лица снижают ее стоимость.
При перерасчете учитывается каждый календарный день просрочки. Для этого используется специальная формула:
D P = Py # n
nm d,где:
D P — размер уменьшения платы за содержание и ремонт жилого помещения (в рублях);
Py — стоимость услуги или работы в составе ежемесячной платы за содержание и ремонт жилого помещения (в рублях);
ny — количество календарных дней в месяце;
nd — количество полных календарных дней, в течение которых оказывались и (или) выполнялись услуги или работы ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность.
Единственный случай, при котором плата не снижается (даже если услугу вам оказали не вовремя), — если это было связано с устранением угрозы жизни и здоровью граждан, если при этом сотрудникам УК или
Важно
Знать
В договоре нужно макси-мально подробно и четко прописывать весь порядок и условия, которые собст-венники обязаны утвер-дить при заказе работ. Тогда УК не сможет на-вязать им дополнитель-ные (зачастую — ненуж-ные, но дорогостоящие) работы. Если же такое произошло, на стороне жителей будет Закон «О защите прав потре-бителей» (части 2, 3 ста-
тьи 16).
Важно
Знать
Для каждой из жилищ-ных услуг существует периодичность испол-нения, которая указыва-ется в договоре управле-ния. Если в вашем доме реже положенного про-водится уборка или кос-метический ремонт, это уже повод обратиться за перерасчетом.
Важно
Знать
Обязательно потре-буйте от сотрудника, ко-торый принял ваш те-лефонный звонок, чтобы тот продиктовал вам свою фамилию, имя и от-чество, номер, за кото-рым он зарегистрировал ваше сообщение, и время регистрации.
Глава 4. Жилищные услуги
ТСЖ приходилось спасать имущество жителей от возможного ущерба или же если возникли обстоятельства непреодолимой силы (к примеру, наводнение, смерч и т. д.).
Как зафиксировать факт ненадлежащего качества услуг и работ или их выполнение с перерывами, превышающими установленную продолжительность их выполнения?
Первое и самое важное действие — это составление акта оказания жилищных услуг ненадлежащего качества или с перерывами, превы-шающими установленную периодичность или продолжительность. Составлять его можно в свободной форме, но, чтобы этот документ был максимально эффективным, лучше сначала ознакомиться с раз-делом 10 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утв. Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 г. № 354. В этом разделе подробно прописана процедура составления акта. Причем указанные нормы, регулирующие порядок составления акта, действуют как в отношении коммунальных, так и в отношении жилищных услуг.
Именно на указанный акт жители потом будут ссылаться, требуя перерасчета стоимости жилищных услуг.
Прежде чем составить акт, нужно позвонить или написать письмо в аварийно-диспетчерскую службу и сообщить, что дворник, к при-меру, плохо убрал придомовую территорию. Ваше сообщение обяза-тельно должно быть зафиксировано в аварийно-диспетчерской службе. Не забудьте при этом сообщить свои фамилию, имя и отчество, точный адрес дома, где вы обнаружили нарушение, и в чем, собственно, суть проблемы.
После этого сотрудник аварийно-диспетчерской службы должен согласовать с вами, в какое время к вашему дому подойдут специалисты, чтобы вместе с вами зафиксировать факт нарушения. Уложиться они должны в 2 часа, но если вам это время неудобно, вы можете попросить подойти позднее (а вот ответственные сотрудники не имеют права просить у вас отложить время своего визита).
Вы не смогли дозвониться в аварийную службу? Аварийщики обещали прийти и не пришли? В этом случае вы имеете полное право составить акт без них. Акт подписывается как минимум двумя неза-интересованными лицами и председателем совета многоквартирного дома. Что нужно указать в акте:
• дату и время проведения проверки;
• состав комиссии;
• выявленные нарушения;
• инструменты, с помощью которые вы выявили эти нарушения;
• описание нарушения и его последствий, которые воспринимаются через органы чувств (видимые подтеки, слышимое подтекание воды, запах сырости, плесени и т. п.).
Если же во время проверки всем стало очевидно, что нарушения нет и не было, это всё равно нужно зафиксировать в акте, чтобы дело было доведено до логического завершения.
Глава 4. Жилищные услуги
Если в процессе проверки относительно существования нарушений возник спор, то любая из сторон вправе инициировать производство экспертизы.
Акт проверки составляют в стольких экземплярах, сколько суще-ствует заинтересованных лиц (то есть по числу участников проверки). Каждый из них (или их представитель) подписывает этот документ, один экземпляр остается у собственников помещений, еще один обя-зательно передается той компании, что выполнила некачественную услугу, остальные берут себе представители прочих компаний и орга-низаций, участвовавших в проверке.
Если кто-то из участников проверки отказывается подписать акт, вместо него подписи ставят как минимум двое незаинтересованных лиц.
После того как акт составлен и подписан, жильцы дома могут направлять письменное обращение в ту организацию, которая и выпол-нила свою работу некачественно.
Первое и самое важное действие — это состав-ление акта оказания жилищных услуг ненад-лежащего качества или с перерывами, превы-шающими установлен-ную периодичность или продолжительность
Важно
Знать
Обратите внимание:
в заявлении должны быть ваши четкие, конкрет-ные требования и ссылка на то, по какому основа-нию вы их предъявляете.