Основные философские школы и направления

Становление философской традиции в Древней Индии свя­зы­вают с Ведами (II–I тыс. до н.э.) – первым литератур­ным па­мятником индийского народа. Собственно предфило­соф­ские идеи содержит та часть Вед, которая называется Упани­шады. В ней представлено учение о Мировом Духе (Брах­ма­не) как генетическом и субстанциальном начале все­го су­ще­го. В подобном же русле развивается учение о Духе человека (Атмане) как индивидуальном и универсально-кос­мическом бытии.

На основе Вед в Древней Индии сформировались орто­доксальные (признающие авторитет этого источника) фило­софские школы – веданта, йога, вайшешика и др.

Веданта – одна из первых систем древнеиндийской фи­ло­со­фии. В ней несистематизированные ранее предфи­ло­соф­ские идеи предстали уже в виде теоретической системы. Ос­но­­ву мира ведантисты видели во всепроникающем абсолюте, или чистом сознании, – Брахмане. Мир феноменов же счита­ли иллюзией (майя), за которой скрывается все тот же Брах­ман. По мере того как человек, совершенствуясь духовно и интеллектуально, прорывает завесу майи, он обнаруживает, что Брахман и Атман – одно и то же. Данное тождество наш­ло свое адекватное выражение в формуле “ тат твам Аси” (“ты есть Он”). На этой основе возник один из фундамен­таль­ных нравственных принципов ведантизма – принцип ахимсы, требующий непричинения зла всему живому в мире.

Йога – философско-религиозная система освобождения человека от страдания. Техника йоги включала взаимосвязан­ные аспекты: самоограничение (аскетизм) и медитацию (вхо­ж­­дение в состояние глубокого внутреннего самосозерцания).

Для просветления ума (читты) были разработаны восемь ступеней йоги: 1) яма – воздержание; 2) нияма – этиче­ская культура; 3) асана – положение тела; 4) пранаяма – контроль за дыханием; 5) пратьяхара – выключение чувств; 6) дхарана – внимание; 7) дьяна – созерцание; 8) самадхи – сосредото­чение.

Считалось, что последовательное применение этих средств позволяет йогу достичь состояния экстаза, чтобы полностью войти в объект постижения и отчетливо познать его во всей полноте и ясности.

Своего расцвета древнеиндийский материализм достиг в системе вайшешики (VI–V вв. до н.э.). Согласно данной фи­лософии, мир состоит из качественно разнородных и различ­ных по размерам и форме мельчайших частиц – ану. Эти час­ти­цы вечны и неделимы. Из них возникает многообраз­ный изменяющийся мир вещей.

Неортодоксальные школыбуддизм, чарвака – вклю­чают в свои философские построения те или иные положе­ния Вед.

Буддизм (VI–V вв. до н.э.) – другая великая философско-этическая система Древней Индии. Основатель – ин­дийский царевич Сиддхарта Гаутама (556–476 до н.э.), прозванный впослед­ствии Буддой (Просветленным).

Представление о постоянном круговороте сменяющих друг друга элементов материи и сознания – дхарм – явля­ется кра­е­уголь­ным камнем буддизма. Комбинация их со­ставляет то, что принято считать телом, ощущениями, ду­шой. Отсюда сле­дует вывод о том, что душа и тело не со­ставляют чего-то постоянного, устойчивого, а находятся в состоянии рождения и смерти, хотя человек этого, как пра­вило, не осознает.

В основу нравственного учения Будды положены “четыре благородные истины”:

истина страдания (универсальное свойство челове­ческой жизни, им проникнуты все ее стороны);

истина причины (основа происхождения страдания, корень которого в страстях человека);

истина освобождения (отказ человека от желаний и по­дав­ление собственных страстей);

истина пути (освобождение от страданий и достиже­ние нирваны).

Путь, ведущий к освобождению от страданий, достиже­нию нирваны, восьмеричен. Его ступенями являются пра­вильная вера, правильная решимость, правильная речь, пра­вильное дей­ствие, правильное усилие, правильный образ жизни, пра­виль­ное направление мысли, правильное сосре­доточение.

Восьмеричный путь Будды предполагает целостный образ жизни, в котором единство знания, нравственности и по­ведения должно породить нравственное очищение че­ловека в свете истины.

Локаята (VIII–VII вв. до н.э.) – неортодоксальное мате­риа­листическое направление, отвергавшее идею потусто­ро­не­го и ставившее целью постижение реального мира. Особое мес­то в нем занимали представители школы чарвака (чар – че­тыре, вака – слово). Чарваки учили, что в основе мира ле­жат четыре материальных элемента – земля, вода, воздух и огонь.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: