Становление философской традиции в Древней Индии связывают с Ведами (II–I тыс. до н.э.) – первым литературным памятником индийского народа. Собственно предфилософские идеи содержит та часть Вед, которая называется Упанишады. В ней представлено учение о Мировом Духе (Брахмане) как генетическом и субстанциальном начале всего сущего. В подобном же русле развивается учение о Духе человека (Атмане) как индивидуальном и универсально-космическом бытии.
На основе Вед в Древней Индии сформировались ортодоксальные (признающие авторитет этого источника) философские школы – веданта, йога, вайшешика и др.
Веданта – одна из первых систем древнеиндийской философии. В ней несистематизированные ранее предфилософские идеи предстали уже в виде теоретической системы. Основу мира ведантисты видели во всепроникающем абсолюте, или чистом сознании, – Брахмане. Мир феноменов же считали иллюзией (майя), за которой скрывается все тот же Брахман. По мере того как человек, совершенствуясь духовно и интеллектуально, прорывает завесу майи, он обнаруживает, что Брахман и Атман – одно и то же. Данное тождество нашло свое адекватное выражение в формуле “ тат твам Аси” (“ты есть Он”). На этой основе возник один из фундаментальных нравственных принципов ведантизма – принцип ахимсы, требующий непричинения зла всему живому в мире.
|
|
Йога – философско-религиозная система освобождения человека от страдания. Техника йоги включала взаимосвязанные аспекты: самоограничение (аскетизм) и медитацию (вхождение в состояние глубокого внутреннего самосозерцания).
Для просветления ума (читты) были разработаны восемь ступеней йоги: 1) яма – воздержание; 2) нияма – этическая культура; 3) асана – положение тела; 4) пранаяма – контроль за дыханием; 5) пратьяхара – выключение чувств; 6) дхарана – внимание; 7) дьяна – созерцание; 8) самадхи – сосредоточение.
Считалось, что последовательное применение этих средств позволяет йогу достичь состояния экстаза, чтобы полностью войти в объект постижения и отчетливо познать его во всей полноте и ясности.
Своего расцвета древнеиндийский материализм достиг в системе вайшешики (VI–V вв. до н.э.). Согласно данной философии, мир состоит из качественно разнородных и различных по размерам и форме мельчайших частиц – ану. Эти частицы вечны и неделимы. Из них возникает многообразный изменяющийся мир вещей.
Неортодоксальные школы – буддизм, чарвака – включают в свои философские построения те или иные положения Вед.
Буддизм (VI–V вв. до н.э.) – другая великая философско-этическая система Древней Индии. Основатель – индийский царевич Сиддхарта Гаутама (556–476 до н.э.), прозванный впоследствии Буддой (Просветленным).
|
|
Представление о постоянном круговороте сменяющих друг друга элементов материи и сознания – дхарм – является краеугольным камнем буддизма. Комбинация их составляет то, что принято считать телом, ощущениями, душой. Отсюда следует вывод о том, что душа и тело не составляют чего-то постоянного, устойчивого, а находятся в состоянии рождения и смерти, хотя человек этого, как правило, не осознает.
В основу нравственного учения Будды положены “четыре благородные истины”:
истина страдания (универсальное свойство человеческой жизни, им проникнуты все ее стороны);
истина причины (основа происхождения страдания, корень которого в страстях человека);
истина освобождения (отказ человека от желаний и подавление собственных страстей);
истина пути (освобождение от страданий и достижение нирваны).
Путь, ведущий к освобождению от страданий, достижению нирваны, восьмеричен. Его ступенями являются правильная вера, правильная решимость, правильная речь, правильное действие, правильное усилие, правильный образ жизни, правильное направление мысли, правильное сосредоточение.
Восьмеричный путь Будды предполагает целостный образ жизни, в котором единство знания, нравственности и поведения должно породить нравственное очищение человека в свете истины.
Локаята (VIII–VII вв. до н.э.) – неортодоксальное материалистическое направление, отвергавшее идею потусторонего и ставившее целью постижение реального мира. Особое место в нем занимали представители школы чарвака (чар – четыре, вака – слово). Чарваки учили, что в основе мира лежат четыре материальных элемента – земля, вода, воздух и огонь.