Основные философские школы и направления

Зарождение философской мысли Древнего Китая про­ис­хо­ди­ло на рубеже эпох Чун-цю (VIII–V вв. до н.э.) и Чжанью (V–III вв. до н. э.), когда появились литературные памятники, положившие начало философской традиции. Древнейшими памятниками китайской духовной культуры являлись “Книга пе­сен” (“Ши-цзин”), “Книга истории” (“Шу-цзин”), “Книга пе­ремен” (“И-цзин”), “Книга обрядов” (“Ли-цзи”), “Книга ле­топи­сей” (“Чунь-цю”). Эти источники составили знамени­тое Пя­тикнижие – основу мировоззрения образованного ки­тай­ца того времени. В “Книге песен” (“Ши-цзин”) упомина­лось о пяти началах мира, в качестве которых выступали во­да, огонь, дерево, металл, земля, но особой известностью поль­зо­валась “Книга перемен” (“И-цзин”). Она явилась пер­вой по­пыткой представить все явления в двоичной системе – сис­теме понятий янь и инь. Комбинации янь (мужского) и инь (женского) начал призваны были выразить все многооб­разие мира древних китайцев в триграммах.

В Древнем Китае сложилось представление о дао. Поня­тие “дао” означало путь мира в целом и каждой вещи в от­дель­но­сти и было символом космической гармонии и энер­гии. Дао бестелесно, не поддается чувственному восприя­тию, оно вез­де и нигде, бесформенно и безымянно. Мир ве­щей создается дао и подчинен законам жизни, т.е. прехо­дящ. Все вещи на­хо­дятся в кругообороте и, достигнув поло­женного им пре­де­ла, возвращаются к своему первоистоку – дао, который дает им новое рождение.

Расцвет философии Древнего Китая приходится на VI–III вв. до н.э., когда возникли учения Лао-цзы, Кун-цзы, Сюнь-цзы, Хань Фэй-цзы и др.

Одной из самых известных школ древнекитайских фило­софов является школа даосизма. Основоположником ее счи­тают Лао-цзы (VI–V вв. до н.э.), которому приписывают трак­­тат “Даодэцзин” (“Трактат о пути и потенции”). Лао-цзы соз­дал оригинальную философскую систему, методом по­стро­е­ния которой избрал диалектику. В центре его учения нахо­дится дао, которое не имеет определенности и указывает как на бесконечно большую, так и на бесконечно малую ве­ли­чину вечного диалектического становления. Дао постоянно пребы­вает в недеянии, что выражается принципом увэй. Вселен­­ную нельзя привести в порядок искусственным об­ра­зом. В связи с этим задача человека заключается в том, чтобы на­строиться на вселенский ритм дао, не привнося ничего сует­ного. “Совершенномудрый” (этический иде­ал даосов) пре­доставляет всему идти своим путем.

Общество и государство рассматривались даосскими муд­рецами как естественное состояние множества вещей Подне­бесной, функционирующее под действием простых потреб­ностей жизни, не нарушающих природной сущности дао.

Со временем практика личного совершенствования, кото­рая теоретически подкреплялась откровениями родоначаль­ников даосизма, стала сердцевиной даосской традиции.

Учение о дао наложило свой отпечаток на все основные направления древнекитайской философии, в том числе кон­фуцианство, родоначальником которого был Конфуций (551–479 до н.э.). В центре внимания философа – взаимоот­ноше­ния между людьми и проблемы воспитания. Главное звено кон­фуцианской системы – концепция человеколюбия (жэнь), представляющая собой совокупность таких идей, как предан­ность правителю, верность долгу, сыновняя поч­тительность, уважение к старшим и др.

Конфуций рассматривал человека как природную сущ­ность. Философ выделял идеального субъекта, “благородного мужа”, удачно соче­тавшего естественность природы и уче­ность. Именно его Конфуций противопоставлял “низкому че­ло­веку”. Если пер­вый предъявлял требования к себе, то вто­рой – к другим людям.

Этика Конфуция опирается на такие понятия, как взаим­ность, забота о людях, золотая середина, человеколюбие. За­бота о людях выступает как основная нравственная заповедь конфуцианства. Она, по сути, выражает “золотое правило” нравственности, которое сформулировал философ: “Не делай другим того, чего не желаешь себе”.

В VI–III вв. до н.э. в Китае возникла и оформилась школа легистов (законников). Значительную роль в разработке ее учения сыграли Шэнь Бухай (400–337 до н.э.), Шан Ян и Хань Фэй-цзы (ум. в 233 до н.э.). Легисты противопоставили конфуцианскому ритуалу ли закон фа и целиком отказались от методов убеждения, положившись на правовое при­ну­жде­ние и наказание. Совесть они заменили страхом. Глав­ную цель легисты видели в покорении других царств и воссо­еди­не­нии с Поднебесной. Для ее достижения предлагалось из­гнать из государства излишества, ликвидировать филосо­фию и всякое разномыслие.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: