Зарождение философской мысли Древнего Китая происходило на рубеже эпох Чун-цю (VIII–V вв. до н.э.) и Чжанью (V–III вв. до н. э.), когда появились литературные памятники, положившие начало философской традиции. Древнейшими памятниками китайской духовной культуры являлись “Книга песен” (“Ши-цзин”), “Книга истории” (“Шу-цзин”), “Книга перемен” (“И-цзин”), “Книга обрядов” (“Ли-цзи”), “Книга летописей” (“Чунь-цю”). Эти источники составили знаменитое Пятикнижие – основу мировоззрения образованного китайца того времени. В “Книге песен” (“Ши-цзин”) упоминалось о пяти началах мира, в качестве которых выступали вода, огонь, дерево, металл, земля, но особой известностью пользовалась “Книга перемен” (“И-цзин”). Она явилась первой попыткой представить все явления в двоичной системе – системе понятий янь и инь. Комбинации янь (мужского) и инь (женского) начал призваны были выразить все многообразие мира древних китайцев в триграммах.
В Древнем Китае сложилось представление о дао. Понятие “дао” означало путь мира в целом и каждой вещи в отдельности и было символом космической гармонии и энергии. Дао бестелесно, не поддается чувственному восприятию, оно везде и нигде, бесформенно и безымянно. Мир вещей создается дао и подчинен законам жизни, т.е. преходящ. Все вещи находятся в кругообороте и, достигнув положенного им предела, возвращаются к своему первоистоку – дао, который дает им новое рождение.
|
|
Расцвет философии Древнего Китая приходится на VI–III вв. до н.э., когда возникли учения Лао-цзы, Кун-цзы, Сюнь-цзы, Хань Фэй-цзы и др.
Одной из самых известных школ древнекитайских философов является школа даосизма. Основоположником ее считают Лао-цзы (VI–V вв. до н.э.), которому приписывают трактат “Даодэцзин” (“Трактат о пути и потенции”). Лао-цзы создал оригинальную философскую систему, методом построения которой избрал диалектику. В центре его учения находится дао, которое не имеет определенности и указывает как на бесконечно большую, так и на бесконечно малую величину вечного диалектического становления. Дао постоянно пребывает в недеянии, что выражается принципом увэй. Вселенную нельзя привести в порядок искусственным образом. В связи с этим задача человека заключается в том, чтобы настроиться на вселенский ритм дао, не привнося ничего суетного. “Совершенномудрый” (этический идеал даосов) предоставляет всему идти своим путем.
Общество и государство рассматривались даосскими мудрецами как естественное состояние множества вещей Поднебесной, функционирующее под действием простых потребностей жизни, не нарушающих природной сущности дао.
|
|
Со временем практика личного совершенствования, которая теоретически подкреплялась откровениями родоначальников даосизма, стала сердцевиной даосской традиции.
Учение о дао наложило свой отпечаток на все основные направления древнекитайской философии, в том числе конфуцианство, родоначальником которого был Конфуций (551–479 до н.э.). В центре внимания философа – взаимоотношения между людьми и проблемы воспитания. Главное звено конфуцианской системы – концепция человеколюбия (жэнь), представляющая собой совокупность таких идей, как преданность правителю, верность долгу, сыновняя почтительность, уважение к старшим и др.
Конфуций рассматривал человека как природную сущность. Философ выделял идеального субъекта, “благородного мужа”, удачно сочетавшего естественность природы и ученость. Именно его Конфуций противопоставлял “низкому человеку”. Если первый предъявлял требования к себе, то второй – к другим людям.
Этика Конфуция опирается на такие понятия, как взаимность, забота о людях, золотая середина, человеколюбие. Забота о людях выступает как основная нравственная заповедь конфуцианства. Она, по сути, выражает “золотое правило” нравственности, которое сформулировал философ: “Не делай другим того, чего не желаешь себе”.
В VI–III вв. до н.э. в Китае возникла и оформилась школа легистов (законников). Значительную роль в разработке ее учения сыграли Шэнь Бухай (400–337 до н.э.), Шан Ян и Хань Фэй-цзы (ум. в 233 до н.э.). Легисты противопоставили конфуцианскому ритуалу ли закон фа и целиком отказались от методов убеждения, положившись на правовое принуждение и наказание. Совесть они заменили страхом. Главную цель легисты видели в покорении других царств и воссоединении с Поднебесной. Для ее достижения предлагалось изгнать из государства излишества, ликвидировать философию и всякое разномыслие.