Брахман возник первым из богов, творец всего, хранитель мира.
И тот, который в огне, и тот, который в сердце, и тот, который в солнце, – это единый. Кто знает это, тот идет к соединению с единым.
Кто знает: “Я есть Брахман”, тот становится всем (сущим). И даже боги не могут помешать ему в этом, ибо он становится их Атманом.
Упанишады
***
Если кто-нибудь в битве тысячекратно победил тысячу людей, а другой победил бы себя одного, то именно этот другой – величайший победитель в битве.
Чувство собственности измеряется не вещами, но мыслями.
Можно иметь вещи и не быть собственником.
Даже ливень из золотых монет не принесет удовлетворения страстям.
Будда
***
Совершенные способности возникают благодаря [соответствующей форме] рождения, лекарственным снадобьям, [чтению] мантр, практике аскетизма (и) йогическому сосредоточению.
Йога-сутры Патанджали
***
Пока живем, да будем счастливы!
Того тут нет, кто не помрет;
Когда же он помрет и в пепел обратится –
|
|
Откуда вновь ему явиться?
Чарвака-локаята
Тесты
1. Начало философской традиции Древней Индии положено литературным источником:
а) “Речения Иупера”;
б) “Размышления Хахаперрасенеба”;
в) Пятикнижие;
г) Веды.
2. Майя – это:
а) вселенский закон;
б) методологический принцип;
в) мировая иллюзия.
3. Термин “ахимса” выражает:
а) наличие диалектического процесса в мире;
б) существование универсума;
в) принцип непричинения зла всему живому.
4. Будда – это:
а) религиозный деятель;
б) пророк;
в) философ;
г) нравственный подвижник и реформатор.
Тема 2. ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕГО КИТАЯ
Ключевые понятия
Дао – вечное, неизменное, бесформенное начало; подлинная основа всех вещей и явлений природы.
Дэ – опредмеченное, конкретное проявление дао в вещах и поведении человека.
Ци – мельчайшая телесная частица, появляющаяся в результате опредмечивания дао.
Жэнь – человеколюбие.
Ли – ритуал.
Увэй (недеяние) – основная цель и главный метод даосской практики психической саморегуляции, условие постижения дао. Означает ненарушение закона естественности, ненанесение вреда природе.
Инь – янь – основополагающие понятия китайской философии, рассматриваемые только в паре. Выражают идею универсальной дуализированности мира, конкретизируются в неограниченном ряду противоречий: темное – светлое, женское – мужское, покой – движение, земное – небесное и т.д.
Цзюнь - цзы (благородный муж) – нравственный идеал в философии конфуцианства.