Отрывки из философских текстов

Брахман возник первым из богов, творец всего, храни­тель мира.

И тот, который в огне, и тот, который в сердце, и тот, ко­торый в солнце, – это единый. Кто знает это, тот идет к со­единению с единым.

Кто знает: “Я есть Брахман”, тот становится всем (су­щим). И даже боги не могут помешать ему в этом, ибо он ста­новится их Атманом.

Упанишады

***

Если кто-нибудь в битве тысячекратно победил тысячу людей, а другой победил бы себя одного, то именно этот дру­гой – величайший победитель в битве.

Чувство собственности измеряется не вещами, но мы­сля­ми.

Можно иметь вещи и не быть собственником.

Даже ливень из золотых монет не принесет удовлетворе­ния страстям.

Будда

***

Совершенные способности возникают благодаря [соответ­ствующей форме] рождения, лекарственным снадобьям, [чте­нию] мантр, практике аскетизма (и) йогическому сосре­дото­чению.

Йога-сутры Патанджали

***

Пока живем, да будем счастливы!

Того тут нет, кто не помрет;

Когда же он помрет и в пепел обратится –

Откуда вновь ему явиться?

Чарвака-локаята

Тесты

1. Начало философской традиции Древней Индии поло­жено литературным источником:

а) “Речения Иупера”;

б) “Размышления Хахаперрасенеба”;

в) Пятикнижие;

г) Веды.

2. Майя – это:

а) вселенский закон;

б) методологический принцип;

в) мировая иллюзия.

3. Термин “ахимса” выражает:

а) наличие диалектического процесса в мире;

б) существование универсума;

в) принцип непричинения зла всему живому.

4. Будда – это:

а) религиозный деятель;

б) пророк;

в) философ;

г) нравственный подвижник и реформатор.

Тема 2. ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕГО КИТАЯ

Ключевые понятия

Дао – вечное, неизменное, бесформенное начало; под­лин­ная основа всех вещей и явлений природы.

Дэ – опредмеченное, конкретное проявление дао в ве­щах и поведении человека.

Ци – мельчайшая телесная частица, появляющаяся в ре­зуль­тате опредмечивания дао.

Жэнь – человеколюбие.

Ли – ритуал.

Увэй (недеяние) – основная цель и главный метод даос­ской прак­тики психической саморегуляции, условие пости­жения дао. Означает ненарушение закона естественности, ненанесе­ние вреда природе.

Инь – янь – основополагающие понятия китайской фи­лософии, рассматриваемые только в паре. Выражают идею универсальной дуализированности мира, конкретизируются в неограниченном ряду противоречий: темное – светлое, жен­ское – мужское, покой – движение, земное – небес­ное и т.д.

Цзюнь - цзы (благородный муж) – нравственный идеал в фи­лософии конфуцианства.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: