Если вернуться к нашей шкале ценностей, то мы должны сказать: в Я не только самое глубокое, но и самое высокое может быть бессознательным.
Толкование сновидений есть дорога в царские чертоги к познанию бессознательного, самое определенное основание психоанализа и та область, в которой всякий исследователь приобретает свою убежденность и свое образование.
Мы выработали себе понятие о либидо, как о меняющейся количественной силе, которая может измерять все процессы и превращения в области сексуального возбуждения. Это либидо мы отличаем от энергии, которую следует положить в основу душевных процессов, в отношении ее особого происхождения, и этим приписываем ей также особый качественный характер.
To, что мы называем “характером” человека, создано в значительной степени из материала сексуальных возбуждений и составляется из фиксированных с детства влечений, приобретенных благодаря сублимированию, и из таких конструкций, которые имеют своим назначением энергичное подавление нервозных, признанных недопустимыми душевных движений.
|
|
З.Фрейд
***
Дело в том, что мы должны различать личное бессознательное и не- или сверхличное бессознательное. Последнее мы обозначаем также как коллективное бессознательное именно потому, что оно отделено от личного и является абсолютно всеобщим...
Коллективное бессознательное как оставляемый опытом осадок и вместе с тем как некоторое его, опыта, a priori есть образ мира, который сформировался уже в незапамятные времена. В этом образе с течением времени выкристаллизовывались определенные черты, так называемые архетипы, или доминанты. Это господствующие силы, боги, т.е. образы доминирующих законов и принципы общих закономерностей, которым подчиняется последовательность образов, все вновь и вновь переживаемых душой.
Психология отдельного человека, однако, соответствует психологии нации. То, что делают нации, то делает и каждый отдельный человек, и пока он это делает, это делает и нация...
К.Юнг
***
Для экзистенциалиста человек потому не поддается определению, что первоначально ничего собой не представляет. Человеком он становится лишь впоследствии, причем таким человеком, каким он сделает себя сам.
Экзистенциализм охотно заявит, что человек – это тревога. А это означает, что человек, который на что-то решается и сознает, выбирает не только свое собственное бытие, но что он еще и законодатель, выбирающий одновременно с собой и все человечество, не может избежать чувства полной и глубокой ответственности.
Пока вы не живете своей жизнью, она ничего собой не представляет, вы сами должны придать ей смысл, а ценность есть не что иное, как этот выбираемый вами смысл.
|
|
Ж.-П.Сартр
***
Есть лишь одна по-настоящему серьезная философская проблема – проблема самоубийства. Решить, стоит или не стоит жизнь того, чтобы ее прожить, – значит ответить на фундаментальный вопрос философии.
А.Камю
***
Религия и наука – две неразрывно связанные стороны, или фазы, одного и того же полного акта познания, который только один смог бы охватить прошлое и будущее эволюции, чтобы их рассмотреть, измерить и завершить. Во взаимном усилении этих двух все еще антагонистических сил, в соединении разума и мистики человеческому духу самой природой его развития предназначено найти высшую ступень своей проницательности вместе с максимумом своей жизненной силы.
Т. де Шарден
***
Я делаю утверждения о действительности с различной степенью уверенности. Как проявляется степень уверенности? Каковы ее последствия?
Наставление “А является физическим объектом” мы адресуем лишь тому, кто пока еще не понимает – либо того, что означает А, либо – что значит “физический объект”. Стало быть, это – наставление об употреблении слов, а “физический объект” – это логическое понятие (подобно цвету, величине…). Вот почему нельзя [корректно] сформулировать такое предложение, как “физические объекты существуют”.
Словом “достоверный” мы выражаем полную убежденность, отсутствие всяких сомнений и тем самым стремимся убедить других. Это субъективная достоверность. А когда можно говорить об объективной достоверности? Когда ошибка невозможна? Но что это за невозможность? Не должна ли ошибка быть логически исключена?
Л.Витгенштейн
***
Я полагаю, что цель науки – найти удовлетворительное объяснение всего того, что заявляет о себе как нуждающееся в объяснении.
Всякий раз, когда мы приступаем к объяснению некоторого предположительного закона или теории посредством новой предположительной теории более высокой степени универсальности, мы открываем нечто большее о мире, мы проникаем глубже в его секреты. И всякий раз когда нам удается фальсифицировать теорию этого рода, мы совершаем новое важное научное открытие. Ибо эти фальсификации наиболее важны. Они учат нас неожиданности. И они снова и снова убеждают нас в том, что наши теории, хотя они сотворены нами, хотя они наши изобретения, являются, тем не менее, подлинными утверждениями о мире: ведь они сталкиваются с тем, что никогда нами не создавалось.
К.Поппер
***
Противоречие между догматиками, заявляющими, что мы можем знать, и скептиками, заявляющими, что мы не можем знать или, по крайней мере, не можем знать, что и когда мы можем знать, – основной вопрос эпистемологии.
И.Лакатос
***
Не только от случая к случаю, но всегда смысл текста превышает авторское понимание. Поэтому понимание является не только репродуктивным, но всегда также и продуктивным отношением. Пожалуй, неверно в связи с этим продуктивным моментом, заложенным в понимании, говорить о том, что мы понимаем лучше... Достаточно сказать, что мы понимаем иначе – если мы вообще понимаем.
Х.-Г.Гадамер
***
Мое Я современного человека сформировалось... в диалектическом тупике “прекрасной души”, не умеющей разглядеть в обличаемом ею хаосе мира причины собственного своего бытия. Но из тупика этого, где дискурс субъекта приобретает характер бреда, ему предлагается выход. Он может вступить в полноценное общение в рамках общего дела науки и в тех ролях, которые принадлежат ей в мировой цивилизации; внутри колоссальной объективации, этой наукой обусловленной, общение это будет эффективным и позволит ему забыть о своей субъективности. Он примет деятельное участие в этом общем деле своим повседневным трудом и заполнит свой досуг всеми щедрыми благами культуры, которые – от детектива до исторических мемуаров, от общеобразовательных лекций до ортопедии группового общения – дадут ему все необходимое, чтобы забыть о своем существовании и смерти и в мнимом общении пренебречь смыслом своей собственной жизни.
|
|
То, что я ищу в речи – это ответ другого. То, что конституирует меня как субъекта – это мой вопрос. Чтобы получить признание от другого, я говорю о том, что было, лишь ввиду того, что будет. Чтобы найти его, я называю его по имени, которое, отвечая мне, он должен либо принять, либо отвергнуть.
Ж.Лакан
***
Знать – значит говорить так, как нужно, и так, как это предписывает определенный подход ума; говорить – значит знать нечто и руководствоваться тем образцом, который навязан окружающими людьми. Науки – это хорошо организованные языки в той же мере, в какой языки – это еще не разработанные науки.
М.Фуко
Тесты
1. Понятие “сублимация” означает:
а) взаимосвязь и взаимообусловленность явлений;
б) наличие диалектических противоположностей в окружающем мире;
в) отрицание возможности познания универсума;
г) переключение сексуальной энергии человека на социально значимые действия.
2. Сентенция “Я не является хозяином в своем доме” принадлежит:
а) Ф.Ницше;
б) Ж.-П.Сартру;
в) Б.Расселу;
г) З.Фрейду.
3. Категория свободы сопрягается философами-экзистенциалистами с:
а) необходимостью;
б) действительностью;
в) ответственностью;
г) произволом.
4. Главным понятием в философии экзистенциализма является:
а) верификация;
б) экзистенция;
в) реминисценция.
5. К философам-неотомистам принадлежат:
а) Э.Жильсон;
б) Ж.Маритен;
в) Г.Марсель;
г) М.Бубер.
6. Автором принципа фальсификации в позитивистской философии является:
а) Р.Карнап;
б) Л.Витгенштейн;
в) Б.Рассел;
г) К.Поппер.
7. Постмодернизм акцентирует внимание на:
а) науке;
б) религии;
в) искусстве;
г) единстве всех “предметных полей”.
|
|