И ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ
Ключевые понятия
Белорусское Возрождение – период XVI–XVII вв., характеризующийся на белорусских землях ренессансным гуманизмом и соответствующей ему культурой.
Белорусское книгопечатание – начало положено деятельностью Ф.Скорины, издавшего в 1517–1519 гг. в Праге 23 книги Ветхого Завета. После переезда в Вильно им были изданы “Малая подорожная книжица” (около 1522) и “Апостол” (1525).
Патриотизм (от греч. patris – отечество) – моральный и политический принцип, основным содержанием которого выступает любовь человека ко всему, что связано с его отечеством: место рождения, язык, культура, народ, государство.
Реформация (от лат. reformatio – преобразование) – широкое социально-политическое и идеологическое движение в Европе, направленное против католической церкви и ее роли в политической системе общества.
В Беларуси Реформация была обусловлена глубокими социально-историческими причинами и серьезно повлияла на все стороны народной жизни. С ней связаны формирование белорусской народности, становление национального самосознания, расширение книгопечатания, развитие литературы, искусств, просветительской деятельности.
Духовная традиция – кристаллизация наиважнейших приобретений культуры, сохраняющаяся во времени и передающая результаты духовных усилий народа, его лучших представителей последующим поколениям.
Иезуиты (Общество Иисуса) – католический монашеский орден, основанный в 1537 г. Игнатием Лойолой для борьбы с Реформацией. Учрежден Папой Павлом III в 1540 г.
Толерантность – терпимость к чужим мнениям, верованиям, поведению.
Филоматы и филареты – тайные организации студентов Виленского университета в 1817–1823 гг. Соединяли идеи просветительства с национально-освободительными устремлениями.
Уния – 1) объединение, союз государств; 2) объединение православной и католической церквей под верховной властью Папы Римского.
Особенности философского мышления
1. Постижение человека через призму гуманистических идей.
2. Философский скептицизм в отношении библейских догм.
3. Интерес к философско-правовым вопросам.
4. Усвоение идей европейского Просвещения.
5. Обоснование революционно-демократических идей через призму национальных задач (вторая половина XIX – начало XX в.).