Тема 12. Белорусская философская

И ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ

Ключевые понятия

Белорусское Возрождение – период XVI–XVII вв., ха­рактеризующийся на белорусских землях ренессансным гу­манизмом и соответствующей ему культурой.

Белорусское книгопечатание – начало положено дея­тель­ностью Ф.Скорины, издавшего в 1517–1519 гг. в Праге 23 книги Ветхого Завета. После переезда в Вильно им были изданы “Малая подорожная книжица” (около 1522) и “Апос­тол” (1525).

Патриотизм (от греч. patris – отечество) – моральный и политический принцип, основным содержанием которого выступает любовь человека ко всему, что связано с его оте­че­ством: место рождения, язык, культура, народ, государ­ство.

Реформация (от лат. reformatio – преобразование) – широкое социально-политическое и идеологическое движе­ние в Европе, направленное против католической церкви и ее роли в политической системе общества.

В Беларуси Реформация была обусловлена глубокими со­циально-историческими причинами и серьезно повлияла на все стороны народной жизни. С ней связаны формирование белорусской народности, становление национального само­сознания, расширение книгопечатания, развитие литерату­ры, искусств, просветительской деятельности.

Духовная традиция – кристаллизация наиважнейших при­об­ретений культуры, сохраняющаяся во времени и пере­даю­щая результаты духовных усилий народа, его лучших пред­ставителей последующим поколениям.

Иезуиты (Общество Иисуса) – католический монаше­ский орден, основанный в 1537 г. Игнатием Лойолой для борьбы с Реформацией. Учрежден Папой Павлом III в 1540 г.

Толерантность – терпимость к чужим мнениям, веро­ваниям, поведению.

Филоматы и филареты – тайные организации студен­тов Виленского университета в 1817–1823 гг. Соединяли идеи просветительства с национально-освободительными устрем­ления­ми.

Уния – 1) объединение, союз государств; 2) объединение православной и католической церквей под верховной влас­тью Папы Римского.

Особенности философского мышления

1. Постижение человека через призму гуманистических идей.

2. Философский скептицизм в отношении библейских догм.

3. Интерес к философско-правовым вопросам.

4. Усвоение идей европейского Просвещения.

5. Обоснование революционно-демократических идей че­рез призму национальных задач (вторая половина XIX – начало XX в.).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: