Школа «научного управления» (1885 – 1920)

Научное управление (1885—1920) наиболее тесно связано с работами Фредерика Уинслоу Тейлора, Генри Гантта, Френка и Лилии Гилбрет, Генри Форда. Эти создатели школы научного управления занимались изучением труда отдельного рабочего и пола­гали, что, используя наблюдения, замеры, логику и анализ, можно усовершенствовать многие операции ручного труда, добиваясь их более эффективного выполнения.

Проводя параллель, можно сказать, что как теория Адама Смита дала начало всем ветвям экономической теории, так и система Фредерика Тейлора – всему последующему менеджменту. Питер Друкер писал: «Тейлоризм – это скала, на которой мы воздвигаем нашу дисциплину». Он предположил, что проблема низкой производительности труда, которая сдерживала экономическое развитие, вызвана скорее плохой организацией труда, связанной с некомпетентным разделением, кооперацией, специализацией труда, отсутствием научно обоснованного нормирования, т.е. слабым менеджментом, чем «нерадивостью» рабочих. Тейлор настаивал на том, что сам менеджмент должен измениться и эти изменения следует осуществлять только на основе результатов научных исследований. Тейлор говорил, что решения должны приниматься исходя не из старых правил и традиций, а из точных предписаний, которые даются после тщательного изучения конкретных ситуаций.

Американский инженер-практик и менеджер Фредерик Уинслоу Тейлор (1856-1915):

- Создал первую системунаучного управления.

- Цель системы Тейлора — обеспечить максимальную прибыль владельцу предприятия, заставляя рабочего трудиться с максимальным напряжением сил.

Основные работы — «Управление предприятием» (1903), «Принципы научного управления» (1911).

Основные положения системы Тейлора:

• разложение трудового процесса на элементарные «частицы»;

• хронометраж трудовых операций;

• эргономические орудия труда;

• нормализация приемов и условий труда;

• ориентация на лучшего рабочего;

• сдельная форма оплаты труда;

• точные инструкции каждому работнику;

• выполнение каждым работником только той работы, на которую он наиболее способен;

• отбор работников на основе научно определенных признаков, их обучение и тренировка;

• учет и контроль всех видов работ;

• отделение административной работы от исполни­тельской, введение института мастеров, осущест­вляющих руководство рабочими;

• попытка объединить сотрудничество администра­ции и работников.

Как и всё принципиально новое, работы Тейлора были приняты в штыки:

- профсоюзы увидели в тейлоризме средство усиления эксплуатации трудящихся;

- не менее отрицательной была и реакция со стороны крупных предпринимателей, поскольку использование новой системы организации труда, предложенной Тейлором, требовало отказа от старых, традици­онных, привычных способов и технологий управления производством, пересмотра собственного поведения, значительных усилий по внедре­нию новой системы.

В развитие методов научного управления значительный вклад внесли последователи Тейлора:

- супруги Фрэнк и Лилия Гилбрет разработали метод анализа микродвижений рабочего, в основе которого - кинограммы движений рабочего с последующим определением их стандартных последовательностей и наборов. Ими было выделено 17 основных движений кисти руки, названных терблигами (Гилбрет в обратном прочтении);

- Лилия Гилбрет положила начало области управления, которая теперь называется «управление кадрами».Она исследовала такие вопросы, как подбор, расстановка и подготовка кадров;

- Г. Гантт ввел в практику управления линейный график, позволявший планировать и проверять выполнение достаточно сложных комплексов работ. График, или, как его иначе называют, диаграмма Гантта стал предшественником широко используемых сегодня в практике плани­рования сетевых графиков, являясь их составной частью. А диаграммы Гантта широко используются в современном календарном планиро­вании деятельности предприятий.

Сдельная и премиальная системы заработной платы:

Ф. Тейлор: рабочие должны получать заработную плату пропорционально своему вкладу, т.е. сдельную. Рабочие, которые производят больше установленной дневной нормы, должны получать большую оплату, т.е. дифференцированную сдельную оплату труда.

Г. Гантт: рабочему гарантирована недельная зара­ботная плата, но при перевыполнении нормы он зарабатывает премию плюс более высокую оплату единицы продукции.

Г. Форд, механик и предприниматель, организатор мас­сового производства автомобилей в США, явился про­должателем учения Тейлора и внедрял его теоретические положения на практике.

Принципы организации производства Г. Форда:

• замена ручной работы машинной;

• максимум разделения труда;

• специализация;

• расстановка оборудования по ходу технологического процесса;

• механизация транспортных работ;

• регламентированный ритм производства.

Критика школы научного управления:

механистический подход к управлению: преподавание менеджмента сводилось к преподаванию промыш­ленного инжиниринга (Тейлор был промышленным инженером, для него было естественным смотреть на рабочего и управление как на машину);

сведение мотивации труда к удовлетворению утили­тарных потребностей работников. Учение Тейлора основано на механистическом понимании человека: «рабочие по природе ленивы, поэтому необходимы только стимулирование и наказание», «думать должны только менеджеры», т.е. он игнорировал значение личностного творчества, человеческого фактора в производственном процессе.

Представители школы «научного управления» в основном посвящали свои работы управлению производством. Они занимались повышением эффективностина уровне ниже управленческого, так называемого внеменеджерском уровне. Идеи, заложенные школой были развиты и применены к управлению организацией в целом прежде всего представителями административной школы управления.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: