Теория систем – основа системного подхода

Теоретической базой системного подхода является об­щая теория систем.

Теория систем была разработана Людвигом фон Берталанфи в 1930-е годы XX века. Теория систем впервые была применена в точных на­уках и в технике.

Применение теории систем в управлении в конце 50-х годов явилось важнейшим вкладом в теорию управления и во многом связано с именем одного из выдающихся теоретиков в области управ­ления, профессора Нью-Йоркского университета Питера Друкера. Системный подход — это не набор каких-то руко­водств или принципов для менеджеров, это способ мышле­ния по отношению к организации и управлению.

Рис. 24. Схема и признаки классификации систем

Теория систем в менеджменте соприкасается с анали­зом, проектированием и функционированием самостоятельных хозяйственных подразделений.

Система — это некоторая целостность, состоящая из взаимосвязанных частей, каждая из которых вносит свой вклад в характеристики целого.

Все организации являются системами. Поскольку люди тоже являются компонентами организаций (социальные компоненты) наряду с техникой, все организации являются социотехническими системами.

Существуют два основных типа систем: открытые и закрытые.

Закрытая система:

• имеет жесткие фиксированные границы;

• ее действия относительно независимы от окружа­ющей среды.

Открытая система:

• характеризуется взаимодействием с внешней средой;

• не является самообеспечивающейся, зависит от ресурсов, поступающих извне;

• границы системы проницаемы, идет постоянный обмен с внешней средой;

• имеет способность приспосабливаться к изменениям во внешней среде.

Крупные составляющие сложных систем, таких как организация, называются подсистемами. В организации подсистемами могут быть цехи, отделы, уровни управле­ния т.д.

Социально-экономические системы классифицируются по ряду признаков.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: