CoolReferat.com
План
- Классический этап в развитии социологии (ХIХ - начало ХХ вв.).
- Школы и направления западной социологии ХХ в.
- Проблемы развития и перспективы отечественной социологии.
1. Историю социологии принято начинать с момента введения в научный оборот самого понятия "социология". Поэтому всё, что происходило до О.Конта, считается предисторией социологии. Это очень длительный период в развитии обществознания. К началу ХIХ в. был накоплен богатый опыт в изучении общества, который привёл к осознанию необходимости создать отдельную и самостоятельную науку об обществе.
Первый шаг в создании новой науки об обществе сделал О.Конт (1798-1857). Историческая и научная роль О.Конта состоит прежде всего в том, что проблему изучения общества он поставил в рамки отдельной науки, которую и назвал социологией. Именно эта претензия поставить учение об обществе на научную основу и явилась тем отправным фактом, который привёл к формированию и развитию социологии. Однако О.Конт не смог достаточно чётко определить предмет новой науки и найти научный метод, позволяющий всесторонне изучать закономерности общественного развития.
Настоящее признание социология получила только тогда, когда были разработаны и сформулированы основные научные концепции и появилась возможность создания теоретических основ изучения социальных явлений. Для этого потребовалось почти сто лет. Период с 30-х гг. ХIХ в. до начала ХХ в. принято называть классическим этапом в развитии социологии. Это время теоретического развития социологии, формирования её исходных методологических принципов, разработки категорий, необходимых для описания и объяснения социальных явлений и процессов. Свой вклад в создание новой науки внесли многие учёные. Их социологические концепции иногда дополняли друг друга, а иногда были и диаметрально противоположны.
О.Конта можно рассматривать как одного из представителей эволюционно-органического направления в социологии. Социальная эволюция в школах органического направления рассматривается как продолжение или составная часть биологической эволюции.
Взгляды Конта развивал английский философ и социологи Герберт Спенсер (1820-1903). Концепция Г.Спенсера основана на идеях эволюционизма. Основной закон социального развития по Спенсеру - закон выживания наиболее приспособленных. Функции естественного отбора выполняет экономическая конкуренция. Всякое вмешательство в естественный ход событий, по мнению Спенсера, приводит к биологическому вырождению, поощрению худших за счёт лучших. Государство не должно вмешиваться в процесс естественного отбора, а от наименее приспособленных индивидов полезно избавляться. Такая позиция получила название " социального дарвинизма ".
Г.Спенсер уделил значительное внимание обоснованию самой возможности социологии как науки. Социология, по Спенсеру, возможна уже потому, что общество - часть природы и подчиняется закону "естественной причинности". Задача социологии, по Спенсеру, - изучение массовых типичных явлений, социальных фактов, раскрывающих действие всеобщих законов эволюции, процессов, совершающихся независимо от воли отдельных личностей, их индивидуальных свойств и субъективных намерений. Этим социология отличается от истории, которую интересуют конкретные факты.
В центре социологической концепции Г.Спенсера - теория социальных институтов. Из контекста его работ следует, что социальные институты - это механизмы самоорганизации совместной жизни людей. Г.Спенсер выделял несколько типов институтов: домашние (семья, брак, воспитание), обрядовые (обычаи, этикет и т.д.), политические (государство, армия, суд и т.д.), церковные (церковь), профессиональные и промышленные. Концепция социальных институтов воспроизводила образ общества по аналогии с биологическими организмами, а отдельные части общества (государство, церковь, образование) - с частями организма (сердцем, нервной системой и т.д.).
Огромное влияние на обществоведение ХIХ и ХХ вв. оказал марксизм. Его основоположниками были К.Маркс (1818-1883) и Ф.Энгельс (1820-1895). Марксистская социология предлагала материалистическое понимание истории, выработанное на основе исследования реального содержания исторического процесса, его объективных закономерностей. Согласно марсизму, процесс перемен в обществе представляется как противоборство между непримиримыми силами. К.Маркс рассматривал противоречия и борьбу между противоположными силами и тенденциями как источник и движущую силу развития. С К.Маркса начинается традиция исследования позитивных функций социального конфликта в социологии.
Источник перемен, по Марксу, находится в самом обществе, прежде всего, в противоречиях экономической системы. К.Маркс и Ф.Энгельс представляли развитие общества как поступательный процесс, характеризующийся последовательным переходом от низших общественно-экономических формаций к высшим: от первобытнообщинной к рабовладельческой, затем к феодальной, капиталистической и, наконец, коммунистической. Историческая смена формационных типов общества происходит, согласно Марксу, в результате разрешения противоречий между производительными силами и производственными отношениями. Противоречие между изменяющимися производительными силами и устаревшими производственными отношениями в конечном счёте приводит к социальным революциям. Однако политические пристрастия родоначальников марксизма привели их к недооценке многих аспектов классовых отношений и сведению их только к непримиримой борьбе.
В конце ХIХ в. органическая концепция общества, которая пыталась объяснить социальные явления исходя из биологических аналогий, стала терять свою популярность. Появляются более сложные теоретические системы, акцентирующие внимание на психосознательных факторах человеческого поведения. Так, на рубеже ХIХ и ХХ вв. в социологии сложилось психологическое направление, которое можно разделить на три течения: индивидуалистское, групповое, социетарное. Все они допускали возможность полного или частичного сведения социальных явлений к действию тех или иных психических факторов. Так, представители первого течения считали, что социальные явления обусловлены действием индивидуальных психических факторов и поэтому должны объясняться посредством анализа психики индивида. По мнению сторонников второго направления, аналогичные действия должны осуществляться с позиций психологии группы (рода, племени, коллектива). Представители третьего течения рассматривали психику индивида как продукт общества и предлагали подходить к социальным явлениям и процессам с позиций общественной психологии и социологии.
Наиболее известными представителями психологического направления в социологии классического периода являются Лестер Уорд (1841-1913) - американский исследователь, геолог и палеонтолог, первый президент Американской социологической ассоциации, Франклин Гиддингс (1855-1931) - американский социолог, основатель первой в США кафедры социологии (1894 г.) в Колумбийском университете, Уильям Мак-Дугалл (1871-1938) - социолог и психолог, выходец из Англии, с 1920 г. профессор американского университета в Гарварде, а затем в Дьюке, Габриэль Тард (1843-1904) - французский криминалист и социолог, профессор новой философии в Колеж де Франс, Гюстав Лебон (1841-1931) - французский социальный психолог, антрополог и археолог.
Л.Уорд развивал идею о том, что основополагающими общественными запросами являются увеличение наслаждения и уменьшение страдания, считал, что общественные силы есть силы психические и потому социология должна иметь психический базис.
По мнению Ф.Гиддингса, социология - это наука, изучающая психические явления в их более высокой сложности и противодействии. Его центральная теоретическая идея выражалась понятием "себеподобного сознания" ("сознания рода", "родового сознания") под которым подразумевалось чувство тождества, испытываемое одними людьми по отношению к другим.
У.Мак-Дугалл полагал, что основной движущей силой поведения человека являются инстинкты, которые он определял как наследственно определённые каналы разрядки нервной энергии. Во многом примитивизируя социальные процессы и явления, учёный сводил любые общественные изменения к действию одного или нескольких инстинктов.
Г.Тард считал, что основу общественного развития и всех социальных процессов составляют межиндивидуальные отношения людей, познание которых и является основной задачей социологии. Он психологизировал социологию и ориентировался на поиск научно значимых фактов в сфере индивидуальной психики и особенно межиндивидуального взаимодействия людей. Особое внимание Г.Тард уделял изучению различных социальных процессов, детерминирующих становление, развитие и функционирование общества. Основных социальных процесса, по его мнению, три: повторение (подражание), противоположение (оппозиция), приспособление (адаптация). При этом "универсальными" социологическими и психологическими законами, согласно общесоциологической теории Г.Тарда, являются " законы подражания ".
Главным направлением в социологии и психологии Г.Лебона можно считать его исследования в области психологии народов и масс. Г.Лебон полагал, что каждый народ обладает устойчивым душевным строем, от которого происходят его чувства, мысли, учреждения, верования, искусства. Важное место в работах учёного занимали проблемы "толпы" и "расы".
Против натурализма и психологизма в социологии выступил французский ученый Эмиль Дюркгейм ( 1858-1917). Он доказывал, что общество - это реальность особого рода, не сводимая ни к какой другой. Э.Дюрггейм стремился к автономии социологии, отделению её предмета от предмета других наук об обществе. Общество Э.Дюркгейм трактовал как надындивидуальное бытие, существование и закономерности развития которого не зависят от действий отдельных индивидов. Объединяясь в группы, люди сразу начинают подчиняться правилам и нормам, которые он назвал " коллективным сознанием ". Социология, по Дюркгейму, есть наука о социальных фактах - идеях, нормах, ценностях, вырабатываемых коллективным сознанием. Главными признаками социального факта являются его независимое, объективное существование и его принудительный характер (способность оказывать на индивида внешнее давление).
Центральной в творчестве Э.Дюркгеяма была идея социальной солидарности. Он стремился найти ответ на вопрос, какие связи объединяют людей в общество. Согласно Дюркгейму, силой, создающей общественное целое и способствующей его сохранению, является разделение труда, под которым он понимал профессиональную специализацию. В условиях увеличивающейся специализации труда индивиды вынуждены обмениваться своей деятельностью, выполнять взаимодополняющие функции, невольно составляя единое целое.
К классикам социологии следует отнести и итальянского учёного Вильфредо Парето (1848-1923). Он стремился положить конец метафизическим и спекулятивным рассуждениям об обществе и разработать такие принципы построения социологического знания, которые обеспечили бы его достоверность, надёжность и обоснованность. В.Парето придерживался позитивистской концепции науки об обществе и полагал, что социология является синтезом различных специальных общественных дисциплин - права, политэкономии, политической истории, истории религий и др.
В.Парето предложил логико-экспериментальный метод исследования. Социология должна стать такой же точной наукой как физика, химия и астрономия, пользоваться только эмпирически обоснованными описательными суждениями, строго соблюдать логические правила при переходе от наблюдений к обобщениям. Он считал, что полезность теории определяется результатами её применения. Если результаты будут полезны для общества, то полезна и теория.
Одной из центральных идей В.Парето было рассмотрение общества как системы, находящейся в состоянии постоянно нарушаемого и восстанавливаемого равновесия. Стремясь найти источник движения системы, В.Парето переходил на позиции биологизма и психологизма и искал источник социальной жизни в психических склонностях и предрасположенностях людей. Из основополагающей роли чувственных сфер человеческой психики он выводил свои теории идеологии, социальной стратификации и смены правящих элит. Теория элит стала наиболее влиятельной частью паретовской социологической системы и послужила отправным пунктом для многочисленных исследований механизмов власти с самых различных теоретических позиций.
Важную роль в становлении и развитии классической социологии сыграла так называемая формальная социология. К ней относились Вильгельм Дильтей (1833-1911), Георг Зиммель (1858-1918), Фердинанд Тённис (1855-1936) и Леопольд фон Визе (1876-1969). Формальная школа в социологии представляла собой антипозитивистское направление, которое в противовес естественнонаучному " объяснению " культурно-исторической реальности предложила " понимание " исторических явлений в обществе. По мнению этих исследователей, социология должна была занимать промежуточное место между естественными и гуманитарными науками. Как и науки о природе, социология должна сохранять приверженность к точным фактам и причинному объяснению социальных явлений. В то же время она не должна избегать и приёмов метода понимания. Например, по Дильтею, "понимание" основывается на изучении и постижении мотивов человеческой деятельности, обусловившей то или иное событие. Задача "понимания" в том, чтобы ощутить себя в "идеальной одновременности" с людьми давно ушедших эпох, пережить возможности их бытия как свои собственные и тем самым обнаружить нереализованные потенции собственного бытия.
Огромный вклад в развитие классической социологии внёс немецкий учёный, экономист, историк и социолог Макс Вебер (1864-1920). Для его творчестав характерны глубокое проникновение в предмет исследования, поиск исходных, базовых элементов, с помощью которых можно было бы прийти к пониманию закономерностей общественного развития. М.Вебер разработал собственную социологическую теорию, которая в настоящее время оказывает решающее воздействие на все научные социологические школы.
Основу социологической теории М.Вебера составляет концепция социального действия. По его мнению, социальным является только такое действие, осуществляемое индивидом, которое осмыслено и направлено на других людей. М.Вебер считал, что наиболее важным в социологии является логическое понимание социальных процессов и их научное осмысление. По Веберу, социология должна быть "понимающей", т.е. дать интерпретацию субъективных мотивов индивидуального действия, понять их и объяснить. Учёный предложил подход, с помощью которого можно объяснить социальное действие. Для этого необходимо понять значение, которое придаёт действующее лицо (актор) осуществляемому им акту.
Важной составляющей теории социального действия была веберовская концепция идеальных типов. Идеальный тип - это "интерес эпохи, выраженный в виде теоретической конструкции" ("ремесло", "капитализм", "церковь", "хозяйство"), идеальная (созданная в воображении человека) модель того, что отвечает интересам человека в современной ему эпохе. Ученый разделял исторический и социологический идеальный тип (генетический и чистый). Учение об идеальных типах может служить как методологической установкой социального познания, так и решения практических проблем.
В работах М.Вебера затрагивались различные аспекты жизнедеятельности общества. Учёный занимался исследованиями в области социологии власти и социологии права, социологии религии и социолгии хозяйственной жизни. Идеи М.Вебера до сих пор вдохновляют многих социологов на дальнейшие теоретические разработки. Он имеет много последователей, а его книги считаются классическими образцами научных изысканий.
К классикам мировой социологии несомненно следует отнести и Питирима Александровича Сорокина (1889-1968), хотя годы его жизни и творчества несколько выходят за рамки классического этапа в развитии социологии. П.А.Сорокина обычно называют русско-американским социологом. Начало его научной карьеры приходится ещё на дореволюционные годы. В 1919 г. П.А.Сорокину удалось организовать первую в России социологическую кафедру, а в 1920 г. он становится профессором по кафедре социологии. Однако уже в 1922 г. П.А.Сорокин вынужден был покинуть родину, а в 1923 г. по приглашению ряда американских социологов он навсегда перебирается в США.
Предметом социологии, с точки зрения П.А.Сорокина, должна стать общественная жизнь и её процессы, которые могут быть разложены на явления и процессы взаимодействия двух или большего числа индивидов. У П.А.Сорокина речь идёт о "психо-рефлекторном" взаимодействии индивидов, проявляющееся внешне в их деятельности. Взаимодействие двух индивидов - простейшее социальное явление ("социальная клеточка"), из которых образуются более сложные общественные явления.
П.А.Сорокин подразделял социологию на теоретическую и практическую. Теоретическая социология включает в себя социальную аналитику, которая изучает структуру социального явления и его основные формы, социальную механику (социальную физиологию), изучающую процессы взаимодействия людей (их поведение) и социальную генетику, задача которой изучать развитие социальной жизни, её отдельных сторон и институтов. Практическая социология - это прикладная дисциплина, опирающаяся на законы, формулируемые теоретической социологией.
Центральным понятием системы П.А.Сорокина является " ценность". Ценности он делил на классы: ценности, происходящие в результате познавательной деятельности (Истина), эстетического удовлетворения (Красота), социальной адаптации и морали (Добро) и конституирующая все остальные ценности в единое целое (Польза). Любую социально значимую человеческую активность можно объяснить посредством этих четырёх универсальных категорий.
Значительный вклад внёс П.А.Сорокин в разработку теории социальной стратификации и социальной мобильности. Она гласит, что общество делится на страты (слои), которые различаются между собой по уровню доходов, видам деятельности, политическим взглядам, культурным ориентациям и т.д. П.А.Сорокин выделял три формы социальной стратификации: экономическую, политическую, профессиональную. В этой связи, учёный считал, что социальная мобильность есть естественное состояние общества и включает в себя не только социальные перемещения индивидов или групп, но и социальных объектов (ценности), всего того, что создано или видоизменено человеком.
2. В течение ХХ в. западная социология претерпела значительную эволюцию и в настоящее время представляет собой сложную систему идей, концепций, теорий и методов. Наиболее значимыми социологическими концепциями ХХ в. могут быть названы эмпирическая социология, структурно-функциональный анализ, теория социального конфликта, социометрия (микросоциология), концепция социального обмена, теория символического интеракционизма, феноменологическая социология.
Становление эмпирической школы в социологии было связано с попытками преодоления избыточного териотизирования, характерного для социологии ХIХ в., а также с необходимостью решения практических задач по управлению общественными процессами. В рамках эмпирической социологии оформились два основных течения - академическое и прикладное. Задача первого - создание систем научного знания об отдельных областях и явлениях общественной жизни (социология города, социология труда, социология средств массовой коммуникации), которые используются как методологическая основа конкретных социологических исследований. Задача второго - организация таких исследований, направленных на решение чётко определённых практических задач.
С 1920 по 1950 г. эмпирические исследования становятся приоритетным направлением в американской социологии. Начало этому процессу положили представители чикагской школы Роберт Э. Парк (1864-1944), Эрнст Берджесс (1886-1966), Уильям А. Томас (1863-1947), Албион В. Смолл (1854-1926).
Первой заявкой на лидерство чикагской школы в области эмпирической социологии стала работа У.Томаса и Ф.Знанецкого "Польский крестьянин в Европе и Америке" (1918-1920). Исследование было необычно для того времени. Социологи использовали документы, переписку, автобиографии отдельных лиц, анкеты, широко применяли количественные методы оценки явлений, но не делали никаких рекомендаций или теоретических обобщений по изучаемым фактам.
Типичным примером эмпирической социологии может служить доктрина " человеческих отношений " и её современные модификации. Она развивалась в рамках американской индустриальной социологии, одним из основателей которой является американский социолог Элтон Мэйо (1880-1949). Социология, согласно Мэйо, должна практически содействовать установлению "мира в промышленности". Он выдвинул идею благоприятного социально-психологического климата с целью осуществления сотрудничества рабочих и предпринимателей. Теория базируется на Хоторнском эксперименте, ставшим классическим в социологии.
Во второй половине ХХ в. эмпирическая социология развивается как в США, так и в Западной Европе. Круг интересов представителей эмпирической школы достаточно разнообразен, однако для американской и западноевропейской эмпирической социологии остаются важными и требуют решения проблема теоретико-методологического обоснования социологических исследований и проблема связи и соотношения объёмов академического и прикладного направлений.
Одним из наиболее важных и сложных направлений современной социологической мысли является структурно-функциональная теория. Основоположниками её принято считать американских социологов Толкотта Парсонса (1902-1979) и Роберта Кинга Мертона (р.1910). Они предложили рассматривать общество как целостную систему, элементы которой находятся в функциональных связях и отношениях друг с другом. Такими элементами могут быть индивиды, группы, общности ит.д., внутри которых и между которыми устанавливаются структурные связи. Характер этих функциональных связей и отношений позволял построить более или менее полную картину общества.
Ключом к концепции Т.Парсонса является категория равновесия. Условиями выживания социальной системы (условиями равновесия общества в целом или отдельного индивида) являются адаптация (приспособление к окружающей среде), целеполагание (формулирование целей и мобилизация ресурсов для их достижения), интеграция (поддержание внутреннего единства и упорядоченности, пресечение возможных отклонений), латентность (обеспечение внутренней стабильности, самотождественности системы). На уровне общества эти функции осуществляют экономика (адаптация), политика (целеполагание), право и культура (интеграция), семья, школа, церковь и т.д. (латентность). Согласно Т.Парсонсу общество связывают общность ценностей людей и взаимное соблюдение правил социального поведения.
Р.Мертон, развивая теорию Т.Парсонса, сосредоточил внимание на теоретических и эмпирических возможностях функционального подхода к более тонкому объяснению социальных и социально-психологических явлений. Р.Мертон отмечал, что положение о полном функциональном единстве общества зачастую противоречит фактам. В одном и том же обществе социальные обычаи или чувства могут быть функциональными для одних групп и дисфункциональными для других. Р.Мертон предлагал реально учитывать совокупности социальных единиц, для которых данное социальное или культурное явление оказывается функциональным.
В конце 50-х - середине 60-х гг. развернулась критика функционального подхода. Она была направлена прежде всего против его ориентированности на стабильность, равновесие и интегрированное состояние общества, необходимости дать адекватное описание и анализ конфликтных ситуаций. Как реакция некоторой части западных социологов на широкое распространение структурно-функционального анализа возникла современная теория социального конфликта.
Основными аргументами против тезиса Т.Парсонса о стабильности как атрибуте общества выступали следующие: 1) распределением средств в жизни занимается группа людей. Она противостоит всему обществу, поэтому конфликт неизбежен; 2) политическая власть защищает существующий экономический порядок распределения общественного продукта. Она тоже противостоит обществу, поэтому конфликт между нею и народными массами объективно обусловлен; 3) во всяком обществе действует исходная цепочка: деньги - власть - ценности - ритуал. Всюду налицо столкновение интересов противоположных социальных групп, следовательно, конфликты порождаются всей системой общественных отношений; 4) в любом обществе имеет место принуждение одних людей другими, потому что лишь одни владеют средствами производства. Таким образом, социальный конфликт - это продукт экономических отношений.
Теорию социального конфликта развивали американские социологи Чарлз Райт Миллс (1916-1962) и Льюис Козер (р. 1913), немецкий социолог Ральф Дарендорф (р. 1929). Они видели в конфликте не дисфункцию социальной системы, а естественную и прогнозируемую составляющую социального организма. Основными функциями социального конфликта можно назвать интеграцию социальной структуры, сохранение солидарности внутри групп, укрепление межчеловеческих отношений, управление социальными изменениями.
В 30-е гг. ХХ в. в русле психологической традиции в социологии возникает социометрия или микросоциология. Под социометрией принято понимать теоретическое и прикладное направление социологии, изучающее социопсихологические взаимоотношения в малых группах. Возникновение социометрии связывается с использованием специфических приёмов изучения группового поведения людей, разработанных учеником З.Фрейда, эммигрировавшего из Румынии в США, психиатра и социолога Джекоба Морено (1892-1974).
Важным моментом теоретических построений Д.Морено было положение о том, что через раскрытие социально-психологических механизмов и психических структур сообществ социометрия получает возможность установления социального контроля над поведением личностей и социальных групп. Микросоциология уделяет большое внимание анализу количественной стороны психологических отношений людей, которые определяются в терминах безразличия, симпатии (притяжения) и антипатии (отталкивания).
В последующие годы комплекс социометрических идей и методов приобрёл широкую популярность. Внедрение количественных методов в социологию позволило осуществлять исследования с невиданной ранее точностью, сопоставимой с исследованиями в области естественных наук. Одним из наиболее существенных последствий создания социометрии стал рост интереса к возможностям социальных исследований в изучении разнообразных проблем человеческого существования с использованием количественных методов и современной компьютерной техники.
Теория социального обмена, создателями которой принято считать американских социологов Джорджа Хоманса (р. 1910) и Питера Блау (р. 1918), представляет собой синтез социологии с философией и психологией бихевиоризма. По Хомансу, социология явилась результатом процесса естественного развития психологии, поэтому возможно только психологическое объяснение эмпирических закономерностей. Центральной категорией социологии Д.Хоманса стала категория социального действия. Социальное действие при этом понимается как процесс обмена, который строится по принципу рациональности: участники стремятся получить максимальную выгоду при минимальных затратах.
Для объяснения социального действия Д.Хоманс выдвинул пять основных гипотез. Гипотеза успеха: действие, которое вознаграждается, имеет тенденцию к повторению, а если при повторении действие больше не вознаграждается, оно не воспроизводится. Гипотеза стимула: действие разворачивается в конкретной ситуации, характеристики которой называются стимулами; однажды усвоенное поведение применяется в сходных ситуациях. Гипотеза ценности: чем ценнее вознаграждение, тем выше вероятность повторения действия. Гипотеза голодания-насыщения: чем чаще получалось вознаграждение, тем быстрее развивается привыкание (насыщение). Гипотеза фрустрации-агрессии: не получив ожидаемую награду, личность возмущается; в состоянии негодования наибольшей ценностью для неё является само агрессивное поведение.
Развивая теорию социального обмена, П.Блау предложил свою оригинальную концепцию. Он ориентировался на изучение комплекса вопросов, связанных с причинами и механизмами возникновения, существования, изменения и распада различных типов социальных организаций. П.Блау определял обмен как специфический тип ассоциации, включающий "действия, которые зависят от получаемых от других лиц вознаграждений и которые прекращаются при прекращении ожидания вознаграждений".
Основоположником теории символического интеракционизма является американский философ и социолог, профессор философии Чикагского университета Джордж Мид (1863 - 1931). По Миду, человек отличается от животных отсутствием системы инстинктов как регуляторов поведения. Главная характеристика действий людей - использование символов. Символы выполняют координирующую функцию, если являются достоянием группы. Человек становится членом общества по мере того, как усваивает образцы и нормы группового действия.
Социальное действие имеет две ступени: общение при помощи жестов, прообраз языка; символически опосредованное общение с помощью языка. Возникновение символически опосредованного общения Д.Мид объяснял необходимостью координирования действий в обществе и способностью людей к созданию и использованию символов. Сиволически опосредованное общение (с помощью языка) характеризуется тем, что оно порождает одинаковые реакции при общении с любым индивидом, позволяет поставить себя на место другого индивида, позволяет видеть себя глазами другого человека.
Существенное значение для социологии и психологии имела разработанная Д.Мидом ролевая концепция личности, согласно которой многомерное поведение человека можно представить и проанализировать в виде определённого набора социально-типичных, устойчивых шаблонов его поведения - "ролей", которые человек играет в обществе. Роли устанавливают границы подобающего поведения индивида в определённой ситуации.
Таким образом, характерными чертами символического интеракционизма, отличающими его от большинства направлений в социологии и социальной психологии, стали стремление исходить при объяснении поведения не из индивидуальных влечений, потребностей, интересов, а из общества, понимаемого как совокупность межиндивидуальных взаимодействий и попытка рассматривать всё многообразие связей человека с вещами, природой, другими людьми, группами людей и обществом в целом как связи, опосредованные символами. При этом особое значение придавалось языковой символике.
Большое воздействие на развитие ряда разделов современной социологии Запада оказала так называемая феноменологическая социология. Это направление было разработано австрийским философом и социологом, с 1953 г. профессором социологии нью-йоркской школы социальных исследований Альфредом Шюцем (1899-1959). Феноменологическая социология исходит из положения, что восприятие действительности зависит от того, как человек её интерпретирует. Задача социологии, по мнению А.Шюца, - понять процесс становления объективности социальных явлений на основе субъективного опыта индивидов.
Социальный мир, согласно концепции А.Шюца, - это повседневный мир, переживаемый и интерпретируемый действующими в нём людьми как структурированный мир значений, выступающих в форме типических представлений об объектах этого мира. Эти типические представления приобретают форму обыденных интерпретаций, создающих наличное знание, которое вместе с личным опытом действующего индивида является принимаемой на веру совокупностью средств ориентации в этом мире. А.Шюц утверждал, что наиболее полно и последовательно человеческая субъективность реализуется в мире повседневности, отсюда обыденный, повседневный мир является "высшей реальностью", наиболее важной для человеческого познания.
Таким образом, названные варианты социологических теорий, выступая как парадигмальные альтернативы, одновременно представляют собой продукт оперативного взаимодействия как друг с другом, так и с различными пограничными обществоведческими и гуманитарными дисциплинами. Данная ситуация даёт определённые возможности для дальнейшего обогащения теоретического, методологического и мировоззренческого потенциала современной западной социологии.
3. Исходным хронологическим началом российской социологии считается конец 60-х гг. ХIХ в., а завершился процесс самоопределения отечественной социологии, как и на Западе, к началу 20-х гг. ХХ в. В контексте эволюции понимания предмета социологической науки чётко просматриваются три исторических этапа развития российской социологии.
Первый этап (конец 60-х - первая половина 80-х гг. ХIХ в.). Социология в России, как и на Западе, возникает в лоне позитивистской доктрины. С точки зрения позитивизма, социология рассматривается как естественная наука, использующая все прочие науки как "склад" фактов для разработки собственных законов социальной статики и динамики. В это время позитивистская социология развивалась одновременно в виде различных подходов: географическая школа (Л.И.Мечников), органицизм (П.Л.Лилиенфельд, А.И.Стронин), психологизм (субъективная школа: П.Л.Лавров, Н.К.Михайловский, Н.И.Кареев, С.Н.Южаков; социо-психизм: Е.В.Де Роберти).
Раньше всех сформировала свои принципы субъективная социология. Движущим мотивом создателей субъективной социологии П.Л.Лаврова (1823-1900) и Н.К.Михайловского (1842-1904) было стремление обосновать идеи русского социализма и народничества.
Идеи психологического направления разрабатывались в трудах Е.В.Де Роберти (1843-1915). Центральной в его концепции была идея о решаюшей роли культурных факторов как основных мотивах человеческого поведения.
Объективно-ориентированная социология получила наиболее полное воплощение в работах А.И.Стронина (1826-1889) и П.Л.Лилиенфельда (1829-1903). Последний, вслед за Г.Спенсером, был одним из основателей социологического органицизма как самостоятельного направления в социологии. И Стронин и Лилиенфельд свои представления об обществе строили на основании аналогии общества с биологическим организмом.
Второй этап (вторая половина 80-х - 90-е гг. ХIХ в.). В этот период складывается марксизм и антипозитивистские установки, резко критикуются натуралистические концепции. Позитивистскую методологию критикуют в своих работах Б.А.Кистяковский, П.И.Новгородцев, Л.И.Петражицкий, В.М.Хвостов. Известное влияние на развитие социологической мысли в России в это время оказал П.Б.Струве (1870-1944).
Важным моментом развития социологической мысли в России можно считать публикацию двухтомного труда М.М.Ковалевского (1851-1916) " Социология ". Понимая социологию как науку об организации и эволюции общества, М.М.Ковалевский подчёркивал, что она имеет дело со сложным переплетением экономических, психологических, географических факторов, ни один из которых не является определяющим. Свою задачу он видел в преодолении односторонности социологических школ, в необходимости интегрировать всё положительное в них на почве "теории социального прогресса". Эта тенденция синтеза позитивных сторон различных школ и направлений, проявившаяся у Ковалевского, стала характерной чертой отечественной социологии на рубеже веков.
Третий этап (первые два десятилетия ХХ в.). Ведущей школой в это время становится неопозитивизм (П.А.Сорокин, К.М.Тахтарев), трактовавший социологию как общую теорию социального. Одновременно оформляется своеобразная " христианская социология " в русле религиозной философии (Н.А.Бердяев, С.Н.Булгаков, С.Л.Франк), во многом близкая к отмеченной трактовке предмета социологии, но не приемлющая неопозитивизма и бихевиоризма. В рамках ортодоксального марксизма, с одной стороны, усиливается вульгаризация и политизация социальной теории (В.И.Ульянов-Ленин), с другой - выделяется направление, стремящееся соединить марксистские идеи с современной наукой (А.А.Богданов).
Первые два десятилетия ХХ в. - это ещё и время институциализации российской социологии. В 1912 г. открыта социологическая секция при историческом факультете Петербургского университета; в 1916 г. учреждено русское социологическое общество имени М.М.Ковалевского; в 1917 г. вводится научная степень по социологии, образуются кафедры социологии в Петроградском и Ярославском университетах; в 1920 г. в Петроградском университете открывается первый в России факультет общественных наук с социологическим отделением во главе с П.А.Сорокиным. Однако высылка в 1922 г. большой группы учёных из России сразу же сказалась на снижении уровня отечественной социологии. Немарксистская социология в России прекратила своё существование.
Марксистский вариант социологии просуществовал в Советском Союзе до середины 30-х гг. Однако к середине 30-х гг. полностью возобладала упрощённая точка зрения на исторический материализм как на конкретизацию положений материалистической диалектики, составную часть марксистской философии. Социология как самостоятельная наука об обществе стала ненужной, более того, она была объявлена буржуазной лженаукой, не только не совместимой с марксизмом, но и враждебной ему. На конкретное изучение процессов, явлений социальной жизни был наложен строжайший запрет.
Перерыв в развитии социологической мысли в СССР продолжался до начала 60-х гг. Возрождение социологических исследований началось с наступлением "хрущёвской оттепели". В то время ситуация в области социологии сложилась парадоксальная. Социологические исследования получили права гражданства, а социология как наука - нет. Поэтому во избежание бесчисленных споров и конфликтов, которые отвлекали специалистов от реального дела, было введено в научный оборот определение социологии как науки, занимающейся конкретными социологическими исследованиями. Однако и конкретные социологические исследования в 70-80-е гг. проводились под контролем власти и подвергались жёсткой цензуре.
С середины 80-х гг. вместе с реформами в СССР начинается и новый этап в развитии отечественной социологии. За последние полтора десятилетия произошли кардинальные изменения в состоянии социологической науки, как в Российской Федерации, так и в Республике Беларусь. Социология была не только признана самостоятельной наукой об обществе, но и стала широко популярна в наших странах. За этот период появилось множество исследований различных проблем общественной жизни, сложились свои социологические школы и направления. Однако достаточно актуальной до сих пор остаётся проблема усвоения отечественными социологами опыта зарубежной социологии