Значение контроля
В последнем разделе плана маркетинга намечаются мероприятия по контролю выполнения плана. Он обеспечивает учет обратных связей в текущей маркетинговой деятельности. Контроль маркетинга – создание постоянной систематической и объективной характеристик состояния данного вида деятельности организации. Целью контроля маркетинга является адаптация запланированных инструментов маркетинга к изменениям факторов окружающей среды.
Задачи контроля:
· установить степень достижения цели (анализ отклонений);
· выяснить возможности улучшения (обратная связь);
· проверить, насколько приспособляемость предприятия к изменениям условий окружающей среды соответствует требуемой.
Благодаря контролю результаты внедрения маркетинговых мероприятий отражаются в планах маркетинга и организации в целом. Поэтому уже на стадии планирования необходимо предусматривать возможные мероприятия по контролю маркетинга.
Процесс контроля маркетинга включает следующие стадии:
|
|
· установление плановых величин и стандартов (цели и нормы);
· выяснение реальных значений показателей;
· сравнение плановых и фактических показателей результатов деятельности;
· анализ результатов сравнения;
· разработка корректирующих действий.
По сути, контроль означает сравнение норм и реального положения. Значение контроля маркетинга растет с увеличением динамичности среды, величины организации, уровня разделения труда.
Существуют две основные формы контроля: контроль результатов и стратегический контроль.
В процессе осуществления контроля, проведения аналитической работы и прогнозирования показателей могут использоваться методы стратегического и оперативного анализа: маркетинговый аудит, АВС-анализ; SWOT-анализ; портфель-анализ; GAP-анализ; маржинальный анализ и другие методы.