Сфера услуг занимает все больший удельный вес в международной экономике. В настоящее время по оценкам Мирового банка услуги составляют около 68 % мирового ВВП.
В соответствии с определением Мирового банка услуга – это изменение в положении институциональной единицы, которое произошло в результате действий и на основе взаимного соглашения с другой институциональной единицей.
Под торговлей услугами понимается их поставка несколькими способами. Во-первых, трансграничная поставка, то есть поставка услуг с территории страны, где находится поставщик, на территорию страны, где находится потребитель, например дистанционное обучение. Во-вторых, это потребление за рубежом, предполагающее передвижение потребителя или перемещение его собственности в страну, где услуга оказывается (например, услуги, оказываемые местными гидами в зарубежной туристической поездке). В-третьих, коммерческое присутствие одной страны на территории другой, где и предоставляется услуга (деятельность иностранного банка). В-четвертых, это перемещение физических лиц, например, специалиста по управленческому консультированию или врача на территорию страны, где находятся потребители услуг.
|
|
Одним из основных актов, регулирующих международную торговлю услугами, является Генеральное соглашение по торговле услугами (ГАТС). Соглашение обеспечивает правовую базу для решения вопросов об устранении препятствий для торговли и инвестиций в сфере услуг.
Классификация услуг основана на Международной стандартизированной промышленной классификации, принятой Организацией Объединенных Наций. Большая часть из них производится и потребляется исключительно в национальных рамках, то есть является неторгуемой.
И торговля товарами, и торговля услугами входят в счет текущих операций платежного баланса любой страны. Но существуют и качественные различия между товарами и услугами:
Товары | Услуги |
осязаемы видимы поддаются хранению торговля товарами не связана с их производством экспорт товара означает вывоз с таможенной территории страны | неосязаемы невидимы не поддаются хранению торговля услугами связана с их производством экспорт услуги означает оказание услуги нерезиденту, даже если он находится на таможенной территории данной страны |
Однако существуют многочисленные исключения, например некоторые услуги, вполне осязаемы (компьютерная программа), вполне видимы (модельная стрижка), поддаются хранению (услуги телефонного автоответчика) и не всегда требуют прямого взаимодействия покупателя и продавца (выдача денег в банкомате).
|
|
В аналитических целях используются различные критерии для классификации услуг. В Мировом банке принят расширительный подход к услугам, в число которых включается и движение дохода. Услуги делятся на:
- факторные услуги – платежи, возникающие в связи с международным движением факторов производства (доходы на инвестиции, роялти и лицензионные платежи, зарплата, выплаченная нерезидентам);
- не факторные услуги – остальные виды услуг (транспорт, путешествия и прочие нефинансовые услуги).
Это деление важно для обсуждения проблем регулирования международной торговли услугами в рамках ГАТТ/ВТО, которые концентрируются преимущественно на не факторных услугах.
В соответствии со способами доставки услуг потребителю услуги делятся на:
- услуги, связанные с инвестициями – банковские, гостиничные и профессиональные услуги;
- услуги, связанные с торговлей – транспорт, страхование;
- услуги, связанные одновременно и с торговлей и с инвестициями – связь, строительство, компьютерные и информационные услуги, культурные услуги.
Международная торговля услугами развивается в последние годы высокими темпами, этому способствует НТП, в частности развитие информационных технологий, возрастание потребления услуг в большинстве стран мира, рост открытости национальных экономик. Производители услуг интегрируются в систему мирохозяйственных связей по многим направлениям: обеспечивают растущие транспортные, коммуникационные и культурные связи. Увеличение объемов других видов коммерческих услуг сопровождается изменением их функций: многие из них ранее опосредовали движение товаров, а сейчас реализуются на самостоятельной основе. С середины 70-х гг. XX в. объемы международной торговли услугами в мировом хозяйстве по темпам прироста опережают товарную массу. Доля услуг в общей стоимости экспорта товаров и услуг за 1980–2003 гг. возросла с 20 до 31 %. Особенно быстро развивается торговля высокотехнологичными и наукоемкими услугами – финансовыми, информационными, инженерно-строительными, консалтинговыми, аудиторскими, страхования. Их удельный вес в стоимости экспорта коммерческих услуг возрос с 16 % в 1980 г., до 42 % в 2003 г., при снижении доли туристических поездок и транспортных услуг. По данным ВТО (Всемирной торговой организации) в 2005 г. мировой экспорт коммерческих услуг составил 2414,7 млрд. долларов против 362 млрд. в 1980 г. Лидером в торговле услугами являются США, доля которых в мировом экспорте и импорте коммерческих услуг составила 14,6 и 12,2 % соответственно. В пятерку стран с наибольшими объемами экспорта и импорта услуг, кроме США, в 2005 г. входили Великобритания, Германия, Франция, Япония.
В Украине также растет удельный вес услуг в общем объеме внешнеторговых операций, так за 1 полугодие 2006 г. экспорт услуг увеличился на 22,6 % и составил 3522,9 млн. долларов США, импорт – на 20,8 % и составил 1588,6 млн. долларов США. Украина осуществляла внешнеторговые операции услугами с 197 странами. Наибольший удельный вес в экспорте занимают транспортные (74,6 %), профессиональные и технические (10,8 %) услуги, в импорте – транспортные (20,8 %), деловые, профессиональные, технические (18,1 %), государственные (17,4 %), финансовые (10,6 %) услуги.