Международная торговля услугами

Сфера услуг занимает все больший удельный вес в международной экономике. В настоящее время по оценкам Мирового банка услуги составляют около 68 % мирового ВВП.

В соответствии с определением Мирового банка услуга – это изменение в положении институциональной единицы, которое произошло в результате действий и на основе взаимного соглашения с другой институциональной единицей.

Под торговлей услугами понимается их поставка несколькими способами. Во-первых, трансграничная поставка, то есть поставка услуг с территории страны, где находится поставщик, на территорию страны, где находится потребитель, например дистанционное обучение. Во-вторых, это потребление за рубежом, предполагающее передвижение потребителя или перемещение его собственности в страну, где услуга оказывается (например, услуги, оказываемые местными гидами в зарубежной туристической поездке). В-третьих, коммерческое присутствие одной страны на территории другой, где и предоставляется услуга (деятельность иностранного банка). В-четвертых, это перемещение физических лиц, например, специалиста по управленческому консультированию или врача на территорию страны, где находятся потребители услуг.

Одним из основных актов, регулирующих международную торговлю услугами, является Генеральное соглашение по торговле услугами (ГАТС). Соглашение обеспечивает правовую базу для решения вопросов об устранении препятствий для торговли и инвестиций в сфере услуг.

Классификация услуг основана на Международной стандартизированной промышленной классификации, принятой Организацией Объединенных Наций. Большая часть из них производится и потребляется исключительно в национальных рамках, то есть является неторгуемой.

И торговля товарами, и торговля услугами входят в счет текущих операций платежного баланса любой страны. Но существуют и качественные различия между товарами и услугами:

Товары Услуги
осязаемы видимы поддаются хранению торговля товарами не связана с их производством экспорт товара означает вывоз с таможенной территории страны неосязаемы невидимы не поддаются хранению торговля услугами связана с их производством экспорт услуги означает оказание услуги нерезиденту, даже если он находится на таможенной территории данной страны

Однако существуют многочисленные исключения, например некоторые услуги, вполне осязаемы (компьютерная программа), вполне видимы (модельная стрижка), поддаются хранению (услуги телефонного автоответчика) и не всегда требуют прямого взаимодействия покупателя и продавца (выдача денег в банкомате).

В аналитических целях используются различные критерии для классификации услуг. В Мировом банке принят расширительный подход к услугам, в число которых включается и движение дохода. Услуги делятся на:

- факторные услуги – платежи, возникающие в связи с международным движением факторов производства (доходы на инвестиции, роялти и лицензионные платежи, зарплата, выплаченная нерезидентам);

- не факторные услуги – остальные виды услуг (транспорт, путешествия и прочие нефинансовые услуги).

Это деление важно для обсуждения проблем регулирования международной торговли услугами в рамках ГАТТ/ВТО, которые концентрируются преимущественно на не факторных услугах.

В соответствии со способами доставки услуг потребителю услуги делятся на:

- услуги, связанные с инвестициями – банковские, гостиничные и профессиональные услуги;

- услуги, связанные с торговлей – транспорт, страхование;

- услуги, связанные одновременно и с торговлей и с инвестициями – связь, строительство, компьютерные и информационные услуги, культурные услуги.

Международная торговля услугами развивается в последние годы высокими темпами, этому способствует НТП, в частности развитие информационных технологий, возрастание потребления услуг в большинстве стран мира, рост открытости национальных экономик. Производители услуг интегрируются в систему мирохозяйственных связей по многим направлениям: обеспечивают растущие транспортные, коммуникационные и культурные связи. Увеличение объемов других видов коммерческих услуг сопровождается изменением их функций: многие из них ранее опосредовали движение товаров, а сейчас реализуются на самостоятельной основе. С середины 70-х гг. XX в. объемы международной торговли услугами в мировом хозяйстве по темпам прироста опережают товарную массу. Доля услуг в общей стоимости экспорта товаров и услуг за 1980–2003 гг. возросла с 20 до 31 %. Особенно быстро развивается торговля высокотехнологичными и наукоемкими услугами – финансовыми, информационными, инженерно-строительными, консалтинговыми, аудиторскими, страхования. Их удельный вес в стоимости экспорта коммерческих услуг возрос с 16 % в 1980 г., до 42 % в 2003 г., при снижении доли туристических поездок и транспортных услуг. По данным ВТО (Всемирной торговой организации) в 2005 г. мировой экспорт коммерческих услуг составил 2414,7 млрд. долларов против 362 млрд. в 1980 г. Лидером в торговле услугами являются США, доля которых в мировом экспорте и импорте коммерческих услуг составила 14,6 и 12,2 % соответственно. В пятерку стран с наибольшими объемами экспорта и импорта услуг, кроме США, в 2005 г. входили Великобритания, Германия, Франция, Япония.

В Украине также растет удельный вес услуг в общем объеме внешнеторговых операций, так за 1 полугодие 2006 г. экспорт услуг увеличился на 22,6 % и составил 3522,9 млн. долларов США, импорт – на 20,8 % и составил 1588,6 млн. долларов США. Украина осуществляла внешнеторговые операции услугами с 197 странами. Наибольший удельный вес в экспорте занимают транспортные (74,6 %), профессиональные и технические (10,8 %) услуги, в импорте – транспортные (20,8 %), деловые, профессиональные, технические (18,1 %), государственные (17,4 %), финансовые (10,6 %) услуги.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: