Новая технология защищается одним или несколькими правовыми инструментами – патентами, лицензиями, копирайтом, товарным знаком.
Патент – свидетельство, выдаваемое правительственным органом изобретателю и удостоверяющее его монопольное право на использование этого изобретения. Патент дает владельцу право собственности на изобретение, которое подкрепляется регистрацией товарного знака и промышленного образца. Срок действия патента ограничивается 15–23 годами. По показателю патентной активности Украина занимала 4-е место в мире в 1986 г.
Лицензия – разрешение, выдаваемое владельцем технологии (лицензиаром), защищенной или не защищенной патентом, заинтересованной стороне (лицензиату) на использование этой технологии в течение определенного времени и за определенную плату.
Копирайт (право воспроизведения) – эксклюзивное право автора литературного, аудио- или видео-произведения на показ и воспроизведение своей работы.
Товарная марка – символ определенной организации, который используется для индивидуализации производителя товара и который не может быть использован другими организациями без официального разрешения владельца. Это обычно рисунок, графическое изображение, сочетание букв, имя основателя или владельца корпорации.
|
|
Мировой рынок продаж объектов интеллектуальной собственности один из самых динамичных, если среднегодовой прирост мирового ВВП – 2,5 %, то этот рынок растет с темпом 14 % в год.
Формы международной передачи технологий
Мировой опыт свидетельствует, что наиболее распространенными коммерческими формами трансферта технологий является патентно-лицензионная торговля правами на объекты промышленной собственности; создание совместных предприятий; ПИИ, сопровождающиеся получением новых оборудования и технологий; лизинг техники, содержащей новую технологию. При этом 80 % всех мировых сделок по коммерческой передаче технологий приходится на продажи лицензий "ноу-хау".