Миграционная политика

Уже в конце ХVШ в. в Англии были приняты законы, запрещавшие промышленным рабочим эмигрировать за границу. Современная миграционная политика активно выполняет экономические функции, связанные с ресурсным обеспечением производства.

Главные барьеры, разделяющие страны сегодня, установлены не на путях движения товаров или капитала, а на путях движения рабочей силы. «Если бы творцы мировой политики были действительно заинтересованы в максимизации экономической эффективности в глобальном масштабе, они бы не тратили особых сил на новые раунды торговых переговоров или на создание новой международной валютно-финансовой системы. Они все были бы заняты либерализацией ограничений на миграцию», – считает американский экономист Д. Родрик.

В отношении миграции современный мир гораздо менее глобализирован, чем 100 лет назад. При этом транспортные издержки миграции сократились до минимума, а ставки заработной платы к началу XXI в. различались примерно в 100 раз (в 2000 г. – 32 доллара США в час в Германии и 0,25 доллара в час в Индии). Следовательно, стимулы к международной миграции возросли, а ее фактического увеличения не произошло из-за ужесточения западными странами миграционного контроля. Миграционная политика развитых стран формируется на основе сопоставления выгод, получаемых от иммиграции квалифицированных специалистов из развивающихся стран и потерь, возникающих из-за необходимости делиться с вновь прибывающими мигрантами общественными благами и социальными трансфертами.

Миграционное законодательство благоприятствует въезду высокообразованных специалистов, а также групп квалифицированных рабочих, пользующихся повышенным спросом, отдавая предпочтение их временной работе перед постоянным жительством. При этом оно оставляет ниши и для временных, в том числе сезонных, неквалифицированных работников. Поощряется приток коммерческих иммигрантов, обладающих капиталом и ориентированных на предпринимательство и инвестирование.

В США в 1990 г. квота ежегодно принимаемых на постоянное местожительство экономических мигрантов была повышена до 140 тыс. человек. При предоставлении неиммиграцпонных виз иностранцам, приглашающие их предприниматели должны не только спонсировать приезд, но и доказать, что среди граждан США или постоянных жителей нет подобных работников. Американские компании лоббируют увеличение количества виз для специалистов в области информационных технологий, нехватка которых, как они отмечают, замедляет экономический рост, и протестуют против законодательного ограничения въезда квалифицированных специалистов. За каждого приглашенного иностранного специалиста американские компании должны отчислять в госбюджет США 2 тыс. долл., а если доля иностранной рабочей силы в компании превысит 15 %, то – 3 тыс. долл. Эти средства должны идти на подготовку и переквалификацию самих американцев, которые смогут работать в данной сфере. Предприниматели, нелегально нанимающие иностранцев, подвергаются штрафу до 10 тыс. долл.

Происходящие в американской иммиграционной политике изменения означают постепенный отход от системы семейной иммиграции в пользу приема мигрантов на основе профессионально-квалифицикационных признаков, являющихся приоритетными в других традиционных странах иммиграции.

В Канаде прием иммигрантов осуществляется в зависимости от числа оценочных баллов за образование, возраст, знание английского языка и профессиональную квалификацию, набранных соискателем. Канадское правительство охотно выдает визы на постоянное местожительство квалифицированным специалистам, имеющим среднее специальное и высшее образование, а также ученые степени в различных областях математики, инженерных наук, вычислительной техники, естественных наук и обладающим опытом работы. В целях привлечения потенциальных предпринимателей, в канадское законодательство еще в 1977 г. была введена категория "коммерческий иммигрант". Это лица, обладающие возможностями и способностями (наличие имущества или средств в размере 300 тыс. канадских долларов, опыта предпринимательства или работы на руководящих должностях) основать, купить либо инвестировать в предприятие, которое позволит создать или сохранить рабочие места для одного или более постоянных жителей Канады, не считая самого предпринимателя и членов его семьи. В эту категорию включались также самостоятельно занятые: консультанты, художники, музыканты и др., намеревающиеся основать или купить в Канаде коммерческое предприятие, на котором сможет трудоустроиться сам владеющий им соискатель. С 1986 г. в канадском законодательстве введена новая категория бизнес-иммигрантов. Такой инвестор должен сделать безотзывные и не гарантируемые государством капиталовложения в одобренный правительством проект на сумму от 250 тыс. канадских долларов сроком минимум на 3 года. Соискателю необходимо представить документальные доказательства своих достижений в предпринимательской деятельности, иметь денежные средства на сумму более 500 тыс. канадских долларов, которые были заработаны собственными силами, а не получены, по наследству, необходимо доказать легальность этих доходов.

Американским законодательством предусмотрено ежегодное выделение 7 тыс. виз для лиц, инвестирующих от 1 млн. долл. в городских районах США и 3 тыс. виз – для инвестирующих более 500 тыс. долл. в сельской местности и создающих как минимум 10 рабочих мест для американских работников.

Большинство принимающих стран используют селективный подход при регулировании иммиграции: государство не препятствует въезду тех категорий работников, которые нужны в данной стране, ограничивая въезд всем остальным. В перечень желательных иммигрантов входят: работники, готовые за минимальную оплату выполнять тяжелую, неквалифицированную работу; специалисты для перспективных отраслей; специалисты с мировым именем; крупные бизнесмены, переносящие свою деятельность в принимающую страну, инвестирующие капитал и создающие новые рабочие места.

Нормативно-правовая база для иммиграции в большинстве принимающих стран представлена огромным количеством законов и подзаконных актов. Основные черты иммиграционного законодательства следующие: профессиональная квалификация, ограничения личного характера (возраст, здоровье), количественное квотирование.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: