Участие Украины в интеграционных процессах

В условиях ускорения НТП, формирования глобального разделения и кооперации труда Украина также в той или иной форме принимает участие в интеграционных процессах. Существуют два интеграционных объединения, с которыми стремится взаимодействовать экономика Украины – ЕС и ЕЭП (Единое экономическое пространство, договор о создании которого подписали Россия, Беларусь, Казахстан, Украина). Экономический потенциал ЕС, как по количественным, так и по качественным показателям превосходит соответствующие показатели ЕЭП, но существующие в ЕС экономические, политические, технологические и др. препятствия удерживают его хозяйственные связи с Украиной на доинтеграционном уровне. Главным нормативным документом, составляющим основу современного сотрудничества Украины с ЕС, является Соглашение о партнерстве и сотрудничестве. Другим важным документом в системе Украина – ЕС является Декларация Еврокомиссии «Ширша Європа – сусідство: нові рамки відносин із східними та південними сусідами” (2003 г.). Конкретизация положений этих документов осуществлена в Плане действий системы Украина – ЕС, принятом на ближайшие три года. Следующим этапом такого сотрудничества должны стать подготовка соглашения о свободной торговле и предоставление Украине статуса Ассоциированного члена ЕС.

В сентябре 2003 г. было объявлено о создании нового регионального интеграционного объединения – Единого экономического пространства. Цель ЕЭП – согласование экономической политики по ряду направлений, гармонизация соответствующего законодательства, образование в перспективе единой регулирующей межгосударственной комиссии по торговле и тарифам, обладающей наднациональными полномочиями. Под ЕЭП государства-участники понимают экономическое пространство, объединяющее их таможенные территории. Функционирующие в его рамках механизмы регулирования экономик должны быть основаны на единых принципах, способствующих свободному перемещению товаров, услуг, капитала, рабочей силы. При этом необходимо проводить единую внешнеторговую и согласованную в целях обеспечения равноправной конкуренции и поддержания макроэкономической стабильности денежно-кредитную, налоговую, валютно-финансовую политику. Соглашение о формирование ЕЭП носит рамочный характер, по оценкам экспертов, для его реализации только на первоначальном этапе требуется разработать и принять более 50 документов.

ЕЭП рассматривается Украиной как инструмент решения экономических задач, устранения противоречий между странами и стимулирования дальнейшего развития национальных экономик. В рамках ЕЭП Украина предполагает создать зону свободной торговли без изъятий и ограничений, что сняло бы препятствия на пути украинской продукции в Россию, расширило бы возможности продвижения капиталов, услуг, рабочей силы. Украина четко сформулировала свои внешнеэкономические приоритеты – интеграция в европейские экономические структуры. Об этом свидетельствует и оговорка Украины применительно к Соглашению, что она «будет принимать участие в формировании и функционировании ЕЭП в пределах, соответствующих Конституции Украины». Вместе с тем, несмотря на объявленный Украиной курс на интеграцию с Евросоюзом для нее необходимы развитие торговли и продвижение своих товаров на рынки стран ЕЭП. Экономической интеграции России и Украины способствуют исторические и культурные связи, отсутствие значительных языковых барьеров. При оценке возможностей экономической интеграции государств важную роль играют показатели образовательного и интеллектуального потенциала населения. По данным ЮНЕСКО по интеллекту нации Украина и Россия занимают соответственно 23 и 27 места в мире. По ряду причин (общность технологического уровня, качество изделий) экономики Украины и России являются взаимодополняемыми. Вместе с тем, многие хозяйственные связи, сформировавшиеся в СССР воспроизводить в новых условиях невозможно или экономически нецелесообразно. Их эффективность до недавнего времени была обусловлена низким уровнем цен на сырье и материалы. Изменение в соотношении цен на сырье и энергоносители, возросшие транспортные тарифы выявили неэффективность многих хозяйственных связей.

Таким образом, то обстоятельство, что экономики Украины и России были некогда частями единого народнохозяйственного комплекса, не означает легкости и высоких темпов интеграционных процессов. Реальная интеграция возможна и необходима для государств, имеющих высокоразвитый экономический потенциал. Динамика процессов экономической интеграции зависит от степени реализации рыночных реформ. Реформирование экономических отношений в России и Украине осуществляется на основе различных подходов к выбору приоритетов, этапов и сроков их достижения. Это обусловлено объективными различиями в социально-экономическом положении, соотношении общественно-политических сил. Следовательно, в течение какого-то периода времени после распада СССР реальная экономическая интеграция между Украиной и Россией усложняется по ряду объективных экономических причин. Тем не менее, необходимо помнить, что в соответствии с теорией «второго лучшего» хотя интеграция и не является лучшим вариантом торговой политики, в большинстве случаев положительные эффекты интеграции преобладают над отрицательными.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: