Этапы | События в мире | Участие СССР |
1 этап: 01.09.1939-21.06.1941 | Начало мировой войны. «Странная война» на Западе. Разгром Франции и оккупация ряда стран Германией. | Раздел Польши с Германией. Советско-финская война. Включение в состав СССР Прибалтики, Бессарабии, Северной Буковины. |
2 этап: 22.06.1941-18.11.1942 | Нападение Германии и союзников на СССР. Нападение Японии на США, захват Японией ряда территорий. Выступление англо-американских войск против немецких в северной Африке. | Отражение агрессии Германии, крах стратегии «блицкриг». Московская битва. Оборонительный этап Сталинградской битвы. |
3 этап: 20.11.1942-кон.1943 | Высадка англо-американских войск в Италии, падение режима Муссолини. | Разгром немецко-фашистских войск под Сталинградом, Курском, Орлом и на Украине. |
4 этап: нач. 1944 – 9.05.1945 | Высадка союзников во Франции. Освобождение территорий, захваченных Германией и Японией. | Освобождение всей территории СССР и ряда европейских стран. Берлинская операция. |
5 этап: 10.05.1945-2.09.1945 | Атомная бомбардировка Хиросимы и Нагасаки. Оккупация Японии американскими войсками. | Вступление СССР в войну я Японией; Капитуляция Японии. |
Дополнительная литература
Араловец Н.А. Людские потери во Второй мировой войне // Отечественная история. 1996. № 3.
Барышников Н.И. Советско-финляндская война 1939-1940 // Новая и новейшая история. 1989. № 4.
Безымянский А.А. Советская разведка перед войной // Вопросы истории. 1996. № 9.
Бобылёв П.Н. Точку в дискуссии ставить рано. К вопросу о планировании в Генеральном штабе РККА возможной войны с Германией в 1940-1941 годах. // Отечественная история. 2000. №1.
Великая Отечественная война 1941-1945гг. Военно-исторические очерки. М.,1998.
Великая Отечественная война. Вопросы и ответы. М.. 1985.
Великий маршал Жуков. М., 1994.
Вторая мировая война. Актуальные проблемы. М.. 1995.
Бушуева О.Ю. Безвозвратные людские потери Куйбышевской области в годы Великой Отечественной войны (1941-1945гг.). Самара. 2012
Гинцберг Л.И. Советско-германский пакт: замысел и его реализация.// Отечественная история. 1996. № 3.
Гриф секретности снят: Потери Вооруженных Сил СССР в войнах, боевых действиях и военных конфликтах. М., 1992.
Горьков Ю.А. Готовил ли Сталин упреждающий удар против Гитлера в 1941 г. // Новая и новейшая история. 1993. № 3.
Канун и начало войны: Документы и материалы. Л., 1991.
Некрич А.М. 1941, 22 июня. М., 1995.
Новосёлов Б.Н. Второй фронт: политические заметки // Новая и новейшая история. 1989. № 6.
Первышин В.Т. Людские потери в Великой Отечественной войне.// Вопросы истории. 2000. № 7.
Сафронов В.Г. Антифашистская борьба в нацистских концлагерях и участие в ней советских людей // Новая и новейшая история. 1989. № 1.
Супрун М.Н. Продовольственные поставки в СССР по ленд-лизу в годы Второй Мировой войны.// Отечественная история. 1996. № 3.
Тема № 10: СССР и мир в послевоенный период (1945 – 1953 гг.).
Цель занятия: сформировать повышенный уровень овладения компетенциями ОК-1, ОК-4, ОК-5.
В результате студент должен знать:
- основные закономерности и тенденции развития мирового исторического процесса, место и роль России в истории человечества и в современном мире;
- основные понятия и закономерности исторической науки;
- важнейшие вехи исторического развития Отечества, основные современные концепции и направления;
- историю культуры Отечества и ее место в мировой цивилизации;
- принципы ведения исторических и политических дискуссий в условиях плюрализма мнений и основные способы разрешения конфликтов.
Уметь:
- анализировать и оценивать социальную ситуацию в России, а также за ее пределами;
- проводить поиск исторической информации в источниках разного типа;
- критически анализировать источник исторической информации;
- различать в исторической информации факты и мнения, исторически описания и исторические объяснения;
- устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, пространственные и временные рамки изучаемых исторических процессов и явлений;
- участвовать в дискуссиях по историческим проблемам, формулировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам, используя для аргументации исторические сведения;
- грамотно и самостоятельно оценивать исторические вехи, политическую ситуацию в России и за рубежом;
- всесторонне оценивать политику государства в области здравоохранения.
Владеть:
- навыками изложения самостоятельной точки зрения, анализа и логического мышления, публичной речи, морально-этической аргументации, ведения дискуссий и круглых столов;
- навыками исследовательской работы с первоисточниками, научной литературой.
Вопросы для самоподготовки
1. «Холодная война» как форма международного противостояния.
2. Восстановление экономики и советское общество в послевоенный период.
3. Тоталитарный режим в СССР во второй половине 40-х - начала 50-х годов.