Выбор темы для магистерской диссертации имеет исключительно большое значение. Под темой диссертации принято понимать то главное, о чем в ней говорится. Это предмет изучения, отраженный в определенном аспекте и являющийся содержанием диссертационной работы.
Темы магистерских диссертаций определяются высшим учебным заведением (выпускающей кафедрой) в соответствии с направлениями научных исследований данной кафедры (списком рекомендованных тем) и должны закрепляться в начале магистерской подготовки.
Студенту-магистранту предоставляется право выбора темы диссертации вплоть до предложения своей тематики с необходимым обоснованием целесообразности ее разработки. При выборе темы целесообразно брать задачу сравнительно узкого плана с тем, чтобы можно было ее глубоко проработать.
Выбрать тему диссертации магистранту могут помочь следующие приемы:
– просмотр каталогов защищенных диссертаций и ознакомление с уже выполненными на кафедре диссертационными работами;
|
|
– ознакомление с новыми результатами исследований в смежных, пограничных областях педагогической науки, т. к. «на стыке» чаще всего можно найти новые и порой неожиданные решения;
– оценка состояния разработки методов исследования, принципов и приемов применительно к педагогической теории и практике. При этом следует обращать внимание на возможность применения «чужих» методов, используемых в смежных областях, применительно к изучению «своей» области знания;
– пересмотр известных научных решений при помощи новых методов с новых теоретических позиций с привлечением новых существенных фактов, выявленных магистрантом. Выбор темы диссертации по принципу основательного пересмотра уже известных науке теоретических положений с новых позиций, под новым углом зрения, на более высоком техническом уровне широко применяется в практике научной работы.
Существенную помощь в выборе темы оказывают ознакомление с аналитическими обзорами и статьями в специальной периодике, а также беседы и консультации со специалистами-практиками, в процессе которых можно выявить важные вопросы, еще мало изученные в науке. Выбрав тему, магистрант должен уяснить, в чем заключаются цель, конкретные задачи и аспект ее разработки. Для этого надо определить сущность предлагаемой идеи, новизну и актуальность темы, ее теоретическую новизну и практическую ценность. Это значительно облегчит оценку и окончательное решение выбора
именно данной темы.
Выбранная тема и научный руководитель магистранта утверждаются на заседании кафедры.
Научный руководитель направляет работу магистранта, помогая ему оценить возможные варианты решений, но выбор решений – это задача самого магистранта. Он как автор выполняемой работы отвечает за принятые решения, правильность полученных результатов и их фактическую точность.
|
|
5.2 Составление плана магистерской диссертации
Любая научная работа предполагает наличие плана ее осуществления. С учетом специфики творческого процесса такой план должен предусматривать все, что можно заранее предвидеть. Большое значение имеет планирование творческого процесса студента-магистранта, впервые приступающего к написанию серьезного научного сочинения, каковым является магистерская диссертация.
Планирование его работы начинается с составления плана диссертации, представляющего собой своеобразную наглядную схему предпринимаемого исследования. Такой план позволяет представить исследуемую проблему в различных вариантах, что существенно облегчает научному руководителю оценку общей композиции и рубрикации будущей диссертации.
Первоначально план только в основных чертах дает характеристику предмета исследования, однако в дальнейшем такой план может и должен уточняться, но цель работы должна оставаться неизменной.
Научный руководитель консультирует магистранта при разработке рабочего плана будущей диссертации. Кроме того, научный руководитель:
– обсуждает и рекомендует необходимую литературу, справочные, статистические материалы и другие источники по теме, представленные магистрантом;
– проводит систематические, предусмотренные расписанием беседы и консультации;
– оценивает содержание выполненной диссертации (по частям и в целом), дает согласие на представление диссертации к защите.
Таким образом, научный руководитель оказывает научную и методическую помощь, систематически контролирует выполнение работы, вносит определенные коррективы, дает рекомендации о целесообразности принятия того или иного решения, а также заключение о готовности работы в целом.