Процесс диссертационного исследования включает несколько этапов.
I Подготовительный этап:
- постановка проблемы;
- выбор темы и обоснование ее актуальности;
- определение объекта и предмета исследования;
- постановка цели и конкретных задач, разработка гипотезы исследования;
- выбор методов и методик проведения исследования;
- формирование плана работы.
II Основной этап:
- сбор, обработка, анализ и обобщение теоретических и практических материалов;
- апробация и изложение результатов исследования.
III Заключительный этап:
- формулирование выводов;
- оценка полученных результатов.
Постановка проблемы. Проблема возникает, когда старое знание уже обнаружило свою несостоятельность, а новое еще не приняло развитой формы. Таким образом, проблема в науке – это противоречивая ситуация, требующая своего разрешения. Такая ситуация чаще всего возникает в результате появления новых знаний или возникновения противоречий между теорией и практикой, которые не может объяснить ни одна из существующих теорий. Правильная постановка и ясная формулировка новых проблем если не целиком, то в очень большой степени определяют стратегию исследования и направление научного поиска. Сформулировать научную проблему – значит показать умение отделить главное от второстепенного, выяснить то, что уже известно и что пока неизвестно науке в выбранной диссертантом области исследования.
|
|
Выбор темы и обоснование ее актуальности. Диссертация, как уже указывалось, является квалификационной работой, и то, как ее автор умеет выбрать тему и насколько правильно он ее понимает и оценивает с точки зрения своевременности и социальной значимости, характеризует его научную зрелость и профессиональную компетентность. Аргументация актуальности не
должна быть многословной. Достаточно в пределах 0,5–1,0 страницы показать главное – суть проблемной ситуации, из чего и будет видна актуальность темы.
Объект и предмет исследования как категории научного процесса соотносятся между собой как общее и частное. В объекте выделяется та часть, которая служит предметом исследования. Именно на него и направлено основное внимание студента. Предмет исследования значительно уже и конкретнее объекта, он и определяет тему диссертационной работы, которая обозначается на титульном листе как ее заглавие.
От определения объекта и предмета исследования логично перейти к формулировке его цели, а также указать на конкретные задачи, которые предстоит решать в соответствии с этой целью.
Цель исследования формулируется в соответствии с темой диссертационной работы.
|
|
Гипотеза исследования – научное предположение, выдвигаемое в соответствии с проблемой, целью, объектом и предметом исследования для объяснения изучаемых явлений. Гипотеза (от греч. hypothts is 'основание, предположение'), то есть предположительное суждение о закономерной (причинной) связи явлений, уточняющее путь достижения цели. Гипотеза указывает, как исходный факт следует преобразовать в такое состояние, которое требуется. Истинность предположений, составляющих гипотезу, подлежит проверке, поскольку они могут быть как истинными, так и ложными,
ошибочными. Поэтому дальнейшее исследование выстраивается так, чтобы проверить и подтвердить истинность каждого положения гипотезы. Гипотеза должна быть достаточно простой и проверяемой. По логической структуре она может иметь линейный (выдвигается и проверяется одно предположение) или разветвлённый (состоит из нескольких предположений) характер. Верификация гипотезы осуществляется в процессе научного исследования, степень ее обоснованности определяется его результатами.
Задачи исследования устанавливаются в форме перечисления (охарактеризовать…, установить..., выяснить..., определить…, разработать…, выделить… и т.п.). Задачи – это последовательные шаги, которые обеспечивают достижение поставленной цели и конкретизируют её. Задачи должны быть взаимосвязаны и отражать общий путь достижения цели и решения проблемы. Единых требований и алгоритмов для формулировки задач исследования не существует.
Формулировка задач отличается четкостью и точностью, поскольку описание их решения должно составить содержание разделов диссертационной работы. Это важно также и потому, что заголовки таких разделов отражают именно задачи магистерской диссертации.
Очень важным этапом научного исследования выступает выбор методов, как способов решения исследовательской задачи, изученияявления, получения необходимой информации. Метод – этосвоеобразный инструмент научного исследования, позволяющийизучить предмет глубоко и всесторонне, проникнуть в сутьрешаемого противоречия. Он является своеобразным связующимзвеном между теорией и практикой, т.е. между поставленнымизадачами и процессом их решения. Успех решения находится впрямой зависимости от методов: результаты тем достовернее, чембогаче арсенал используемых методов. Методы должнысогласовываться с изучаемым явлением, соответствовать ему.
Сбор, обработка, анализ и обобщение теоретических и практических материалов – один из основных этапов процессаисследования. Его значимость заключается в том, что собственныемысли автора, возникшие в ходе знакомства с научными работами,фактическими и статистическими данными, послужат основой дляполучения нового знания.
Апробация результатов исследования может осуществляться в процессе их использования в практической деятельности субъектов педагогического процесса, в преподавании учебных дисциплин, в научных докладах на конференциях различного уровня, в публикациях научного и методического содержания.
Изложение результатов исследования – важная часть диссертационной работы, в которой освещаются положения работы с использованием логических законов и правил.
Очень важный этап научного исследования – обсуждение его результатов, которое ведется на заседании межвузовской кафедры общей и вузовской педагогики профилирующих кафедр, где даются предварительная оценка теоретической и практической ценности диссертации.
Заключительным этапом научного исследования являются выводы и рекомендации, которые содержат то новое и существенное, что составляет научные и практические результаты проведенной диссертационной работы.