Работа с информацией

Занятие 4

Информация. Её виды, свойства, получение, хранение, передача, источники. Книга как источник информации. Из чего состоит книга. Школьный учебник. Виды книг. Словарь. Справочник. Энциклопедия. Текст. Виды текстов. Выделение главного. Конспект. План исследования. Сбор материала. Структура и оформление исследовательской работы. Проект. Интернет и его возможности для получения информации.

Октябрь – этап сбора материалов, которые станут основой исследовательской работы. Это предполагает обращение к источникам и исследовательской литературе.

Источник – это рабочий материал, база исследователя для анализа, критики, сравнения.

Где искать источники и литературу?

В вашем распоряжении находятся научные библиотеки, архивы, интернет.

Виды источников:

& Учебник. На первой стадии работы может помочь учебник, как совокупность усредненного общепринятого и адаптированного к определенной возрастной категории знания.

& Справочно-библиографические издания (словари, справочники, энциклопедии и т.д.). они помогут овладеть понятийным аппаратом, расшифровать термины…

& Научная литература (научные публикации: тексты диссертаций, научные сборники, монографии, статьи научных журналов, курсовые работы, рефераты и т.п.) Только благодаря этому, у вас может сложиться адекватное представление об изучаемом объекте.

& Интернет-публикации. Необходимо доверять только источникам, где обозначены подробные данные автора (научные титулы, должности, звания), где указаны конкретные данные научной организации, в рамках которой выполнена работа (крупнейшие вузы, научно-исследовательские центры и т.п.)

& Дополнительные источники, зависящие от методов исследования и специфики сферы знания. У каждой отрасли научных знаний свои источники: государственные акты (законы, постановления, приказы, Положения…), памятники материальной и духовной культуры (летописи, данные государственных архивов…), данные социологических опросов и практических опытов, статистические данные, природные комплексы, данные наблюдений, литературные произведения и т.д. Поэтому очень важно понимать, методами какой науки вы будете пользоваться в своем исследовании.

& Учебник – совокупность усредненного общепринятого и адаптированного к определенной возрастной категории знания.

& Научная публикация - это основной результат работы ученого, возможность познакомить научную общественность с новыми результатами исследований, их анализом и выводами, а также обозначение приоритета автора в решении определенных научных задач (авторство).

&!!! Для исследования учебника не достаточно! Нам предстоит постигать достижения современной науки, а значит изучать научные труды.

Применение источников:

· Полученные теоретические знания вам необходимо применить к анализу конкретных объектов, явлений, процессов.

· Выводы становятся убедительными только в том случае, если вы опираетесь на достаточный круг источников.

· Работая с источниками и литературой, необходимо выбрать для себя способ фиксирования важного материала:

@ заметки на полях (если это ваш личный экземпляр);

@ закладки с пояснениями;

@ письменный конспект;

@ организация системы материалов в электронных документах.

Конспект – это не совокупность выписанных цитат из той или иной работы. Он обладает структурной и формальной организацией. Задача конспекта состоит не только в сохранении информации, но и в тщательном анализе того, что прочитано. Законспектированный материал может потребоваться через несколько недель или месяцев, поэтому записи должны быть четкими. Составление конспекта может осуществляться параллельно чтению текста или после него. Второй способ более продуктивен, поскольку позволяет представить весь ход рассуждений автора.

Компьютерный вариант конспекта может выглядеть следующим образом:

Выходные данные книги или статьи
Какие вопросы затрагивает автор? Что пишет автор? Номер стр. Место для заметок
Здесь выделить вопросы, проблемы, которые имеют непосредственное отношение к Вашей курсовой работе. Здесь должны быть цитаты из источника или Ваше изложение материала   Здесь должны быть Ваши комментарии (как данный материал соотносится с темой исследования? где в курсовой Вы можете использовать эту инфо? Достоверна ли она?)

Пример конспекта.

Тема: «Медвежий» текст Ярославля»[1]

Цель: обоснование и изучение важной составляющей ярославских культуры и жизни, воплощающей проявления Медведя - одного из ключевых символов Ярославля.

Источник: Мейерович, М.Г. Так начинался Ярославль. – Ярославль: Верхне-Волжское издательство, 1988.
Какие вопросы затрагивает автор? Что пишет автор? Номер стр. Место для заметок
Версии о встрече Ярослава с медведем 1) М. А. Ленивцев описывает, как Ярослав охотился в устье Которосли и «встретился с превеликою медведицей, с которой вступя в бой, убил её сам один» 2) … наиболее устоявшаяся версия, вообще не называет зверя точно, в ней неопределенно говорится о некоем лютом звере, выпущенном из клети. «Лютый зверь» может быть опознан, исходя из названия селения «Медвежий угол», из специфики культа Велеса, чьим священным зверем бы медведь/медведица С. 27   С. 27-30 версия «медведь»     та же версия, что у П.Ю. Львова

Чтение научной литературы дает возможность не просто получить новые знания, но и овладеть понятийным аппаратом – основными категориями, которые образуют смысловое пространство темы, содержат в себе главные, узловые моменты. Со временем появляется привычка к специфическому стилю изложения материала. Научный стиль – это четкое, логичное и обоснованное движение мысли автора. Неуместными в научно-исследовательской работе являются агитация, лирические отступления, рассуждения, основанные на эмоциях, и т.п.

Необходимо фиксировать все выходные данные книг, статей, документов, которые вы читаете и изучаете в процессе подготовки работы. В тексте работы делаются ссылки на использованную литературу, поэтому надо четко фиксировать номера страниц, содержащих важные мысли, определения или формулы.

Работая с литературой, обращайте внимание на библиографический список, приводимый автором. Он может содержать как названия источников, так и исследовательских трудов, к которым вы еще не обращались.

Список литературы и источников

Список использованных источников и литературы – обязательная часть ИР. Он оформляется в конце работы: все источники д.б. пронумерованы и располагаться в алфавитном порядке. Информация по каждому изданию заносится в строго-определенном порядке. Образцы оформления находятся в Методичке в Приложении 3 (обратите внимание на разновидности изданий: авторская книга, сборник, статья из сборника или периодического издания, интернет-публикация).

Пример


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: