Типология государства и права

Для познания сущности государства важное значение имеет типология го­сударства. Практически все государствам одной и той же исторической эпохи свойственны общие сущностные черты.

Тип государства - это взятые в единстве наиболее общие черты различ­ных государств, система их важнейших свойств и сторон, порождаемых соответ­ствующей эпохой.

Первые попытки определить типы государств были предприняты еще в древние времена. Например, Аристотель выделял два критерия для разграничения государств: количество властвующих в государстве и осуществленная цель. По-либий считал, что государство в своем развитии проходит смену циклов: зарож­дение, становление, расцвет, упадок и исчезновение. Но все это идет по кругу. После исчезновения опять начинается зарождение и т.д.

Современная теория исходит из различных подходов к типологии госу­дарств. В основном, эти направления основываются на характере взаимоотноше­ний между властью и человеком.

Более широкое распространение получили формационный и цивилизаци-онный подходы к типологии государств.

Формационный подход. Это направление почти до наших дней было господствующим в советской юридической науке. В основе классификации типов государств лежит обществен­но-экономическая формация как исторический тип общества, основанный на оп­ределенном способе производства.

сущность государства оп­ределяется уровнем экономики и наличием тех или иных способов производства. Само государство является надстройкой над экономическим базисом. Любой тип государства обусловлен экономическим состоянием общества.

Каждой исторической эпохе соответствует определенный уровень произ­водственных отношений, что в свою очередь обуславливает различные типы го­сударств.

Опираясь на эти формации, исследователи выделяли четыре типа госу­дарств: рабовладельческое, феодальное, капиталистическое и социалистическое.

Рабовладельческое государство возникло в результате разложения перво­бытнообщинного строя и явилось господством класса рабовладельцев над рабами. Экономическую основу его составляли частная собственность рабовладельцев на средства и орудия производства, а также на людей, работающих на них.

Помимо рабов и рабовладельцев, в рабовладельческом обществе существо­вали социальные прослойки - ремесленники, мелкие землевладельцы, крестьяне. Они считались свободными, но экономически зависели от рабовладельцев.

Сущность рабовладельческого государства выражалась в его функциях.

К внутренним функциям относились: а) охрана частной собственности ра­бовладельцев; б) подавление сопротивления эксплуатируемых классов и поддер­жание порядка путем насилия. Общесоциальные функции практически не осуще­ствлялись.

К внешним функциям относились: 1) захватнические войны; 2) управление захваченными территориями; 3) установление дипломатических отношений меж­ду государствами; 4) международная торговля.

Феодальный тип государства исторически приходит на смену рабовла­дельческому типу. Он возникает двумя путями. Первый заключается в постепен­ном разложении рабовладельческого строя и появлении новых производственных отношений, на базе которых и формируется феодализм. Второй путь начинается с разложения первобытнообщинных отношений и появлением феодального строя.

Основу такого государства составляет собственность феодалов на землю как главное средство производства. Рабы получают новый статус - крепостные крестьяне. Они получают некоторые права: право иметь свое хозяйство, право личной собственности на некоторые орудия производства. Однако они остаются юридически зависимыми от феодалов.

Феодальное государство осуществляло функции, направленные на укреп­ление власти феодалов. Внутренние функции были направлены на охрану собст­венности феодалов на землю и другие средства производства, создание оптималь­ных условий для закрепощения зависимого населения. Внешние функции в ос­новном сводились к охране территорий феодалов (особенно в период феодального удельного княжения) и захвату новых земель.

Капиталистический тип государства приходит на смену феодальному строю. Суть этого типа государств в том, что оно представляет собой диктатуру буржуазии над рабочим классом и другими трудящимися. Сословное неравенство заменяется социальным. Экономической основой буржуазного государства явля­ется частная собственность на средства производства и орудия труда. Последним типом государства в рамках формационной теории является социалистическое.

Цивилизационный подход. Врамках цивилизационного подхода тип государства определяется не эко­номическими условиями, а духовно-нравственными, культурными факторами. Истории известно много цивилизаций, которые отличались друг от друга систе­мами ценностей, культурой, религией. Именно на основе цивилизаций складыва­ется определенный тип государства.

Основателем цивилизационного подхода считают английского историка Арнольда Тойнби. Он впервые дал понятие цивилизации и развил идею типоло­гии, основывающуюся на культурном элементе.

По мнению А.Тойнби, в истории человечества четко выделена двадцать одна цивилизация. Под понятием цивилизации он понимал относительно замкну­тое и локальное состояние общества, которое отличалось общностью культурных, экономических, географических, религиозных, психологических и других факто­ров.

Исходя из цивилизационного подхода, современные исследователи дают следующую типологию государств:

1. древние государства (древнегреческие, древневосточные, древнеримское);

2. средневековые государства (западноевропейские, восточноевропейские, азиатские);

3. современные государства (развитые – социальные, правовые, развивающиеся).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: