Для познания сущности государства важное значение имеет типология государства. Практически все государствам одной и той же исторической эпохи свойственны общие сущностные черты.
Тип государства - это взятые в единстве наиболее общие черты различных государств, система их важнейших свойств и сторон, порождаемых соответствующей эпохой.
Первые попытки определить типы государств были предприняты еще в древние времена. Например, Аристотель выделял два критерия для разграничения государств: количество властвующих в государстве и осуществленная цель. По-либий считал, что государство в своем развитии проходит смену циклов: зарождение, становление, расцвет, упадок и исчезновение. Но все это идет по кругу. После исчезновения опять начинается зарождение и т.д.
Современная теория исходит из различных подходов к типологии государств. В основном, эти направления основываются на характере взаимоотношений между властью и человеком.
Более широкое распространение получили формационный и цивилизаци-онный подходы к типологии государств.
|
|
Формационный подход. Это направление почти до наших дней было господствующим в советской юридической науке. В основе классификации типов государств лежит общественно-экономическая формация как исторический тип общества, основанный на определенном способе производства.
сущность государства определяется уровнем экономики и наличием тех или иных способов производства. Само государство является надстройкой над экономическим базисом. Любой тип государства обусловлен экономическим состоянием общества.
Каждой исторической эпохе соответствует определенный уровень производственных отношений, что в свою очередь обуславливает различные типы государств.
Опираясь на эти формации, исследователи выделяли четыре типа государств: рабовладельческое, феодальное, капиталистическое и социалистическое.
Рабовладельческое государство возникло в результате разложения первобытнообщинного строя и явилось господством класса рабовладельцев над рабами. Экономическую основу его составляли частная собственность рабовладельцев на средства и орудия производства, а также на людей, работающих на них.
Помимо рабов и рабовладельцев, в рабовладельческом обществе существовали социальные прослойки - ремесленники, мелкие землевладельцы, крестьяне. Они считались свободными, но экономически зависели от рабовладельцев.
Сущность рабовладельческого государства выражалась в его функциях.
К внутренним функциям относились: а) охрана частной собственности рабовладельцев; б) подавление сопротивления эксплуатируемых классов и поддержание порядка путем насилия. Общесоциальные функции практически не осуществлялись.
|
|
К внешним функциям относились: 1) захватнические войны; 2) управление захваченными территориями; 3) установление дипломатических отношений между государствами; 4) международная торговля.
Феодальный тип государства исторически приходит на смену рабовладельческому типу. Он возникает двумя путями. Первый заключается в постепенном разложении рабовладельческого строя и появлении новых производственных отношений, на базе которых и формируется феодализм. Второй путь начинается с разложения первобытнообщинных отношений и появлением феодального строя.
Основу такого государства составляет собственность феодалов на землю как главное средство производства. Рабы получают новый статус - крепостные крестьяне. Они получают некоторые права: право иметь свое хозяйство, право личной собственности на некоторые орудия производства. Однако они остаются юридически зависимыми от феодалов.
Феодальное государство осуществляло функции, направленные на укрепление власти феодалов. Внутренние функции были направлены на охрану собственности феодалов на землю и другие средства производства, создание оптимальных условий для закрепощения зависимого населения. Внешние функции в основном сводились к охране территорий феодалов (особенно в период феодального удельного княжения) и захвату новых земель.
Капиталистический тип государства приходит на смену феодальному строю. Суть этого типа государств в том, что оно представляет собой диктатуру буржуазии над рабочим классом и другими трудящимися. Сословное неравенство заменяется социальным. Экономической основой буржуазного государства является частная собственность на средства производства и орудия труда. Последним типом государства в рамках формационной теории является социалистическое.
Цивилизационный подход. Врамках цивилизационного подхода тип государства определяется не экономическими условиями, а духовно-нравственными, культурными факторами. Истории известно много цивилизаций, которые отличались друг от друга системами ценностей, культурой, религией. Именно на основе цивилизаций складывается определенный тип государства.
Основателем цивилизационного подхода считают английского историка Арнольда Тойнби. Он впервые дал понятие цивилизации и развил идею типологии, основывающуюся на культурном элементе.
По мнению А.Тойнби, в истории человечества четко выделена двадцать одна цивилизация. Под понятием цивилизации он понимал относительно замкнутое и локальное состояние общества, которое отличалось общностью культурных, экономических, географических, религиозных, психологических и других факторов.
Исходя из цивилизационного подхода, современные исследователи дают следующую типологию государств:
1. древние государства (древнегреческие, древневосточные, древнеримское);
2. средневековые государства (западноевропейские, восточноевропейские, азиатские);
3. современные государства (развитые – социальные, правовые, развивающиеся).