А.С. Пушкин

Задание 1. Найдите третье слово, которое А) объединяло бы по смыслу два других как их общий синоним; Б) было бы общим устойчивым определением к обоим существительным. В чём различие между группами?

А) заголовок – звание, супружество – изъян, скамья – магазин, гримаса – снаряд,

Б) змея – ртуть, близнецы – кошка, вес – князь, отличник – сирота, час – омут, вздох – уважение.

Задание 2. Выберите слова, в которых начальный а- играет роль отрицания.

Аморальный, аванс, аморфный, амурный, анекдот, атрофия, альянс, анахронизм, аналог, аномалия, антагонизм, антипатия, апатия, ассоциативный, асоциальный, асимметрия, анекдот.

Задание 3. Расставьте по порядку возрастания общие словообразовательные элементы, будьте внимательны: некоторые из слов их не содержат.

Бинарный, моногидрат, монитор, тетралогия, Пентагон, пентаметр, декан, биатлон, бинокль, третировать, трилогия, монотонный, декада, нонсенс, нонет, пентаграмм, септический, септет, униформа, декальцинация, секстет, октава, октябрь, ноябрь, декабрь, декаданс, декларация, бисквит, унификация, диплом, тетрадь.

Задание 4. Из предложенного списка выберите слова, восходящие к именам собственным:

Кольт, комбинатор, рентген, хулиган, алгоритм, колония, гастарбайтер, гафний, детектор, иезуит, бостон, панама, уотергейт, унисон, тюфяк, сэндвич, садизм, маньяк, рецепт, мансарда, лямблия, бойкот, бойфренд, бикини, блокбастер, бедлам, батист, батик, эрудит, эскалоп, винчестер, дизель, силуэт, каприз.

Задание 5. Определите значения морфем греческого и латинского происхождения:

Телефон, телевизор, телекинез, телепатия, телеграф.

Полимер, поливитамины, поликлиника, полисемия, полиглот.

Морфология, аморфный, метаморфоза, антропоморфный.

Ген, гомогенный, генезис, генеративный, дегенерат.

Синоним, синхрония, синтез, симбиоз, симпатия, симфония, симпозиум, симметрия.

Реформа, ревизия, реанимация, регресс, реставрация, реабилитация.

Трансконтинентальный, трансляция, трансплантация, трансураны.

Демобилизация, дегазация, депортация, дешифровать, децентрализация.

Задание 6. Определите, из каких языков попалив русский язык эти слова:

А) барабан, башлык, сундук, каракуль, кабала, арбуз, базар, кавардак;

Б) аванс, вуаль, жакет, маникюр, табло, конферансье, сезон, сенсация, кафе, фельетон;

В) галстук, фартук, слесарь, гастроль, курорт, дрель, циферблат, концерн;

Г) сейф, лидер, футбол, регби, аут, джемпер, коктейль, митинг, джаз;

Д) ария, спагетти, газета, сонет, солдат, тенор, бюллетень, адажио.

Задание 7. Известно, что не только у терминов, но и у обычных слов есть «изобретатели»: так, Н.М. Карамзин – автор слова “промышленность”, И. Северянин ввёл в обиход слово “бездарь”. Попробуйте найти авторов следующих слов.

1. Нигилизм.

2. Нимфетка.

3. Отсебятина.

4. Стушеваться.

5. Лицедей.

6. Маятник, насос, притяжение, созвездие, рудник, чертеж.

7. Образованщина.

8. Влюбленность, рассеянность, трогательный, общественность, будущность, человечность, общеполезный, достижимый, усовершенствовать.

Справка: М.В. Ломоносов, К. Брюллов, Н.М. Карамзин, А.С. Шишков, И.С. Тургенев, Ф.М. Достоевский, В.В. Набоков, А.И. Солженицын.

Задание 8. Фобии – это страхи. Попробуйте соотнести научное название страхов и обыденное.

Базофобия, аблютофобия, эргофобия, прософобия, гедонофобия, клаустрофобия, верминофобия, метрофобия, ритинофобия, обезофобия, эпистемофобия, айхмофобия, гобофобия, лалиофобия, паралипофобия, пентерафобия.

1) Страх замкнутого пространства.

2) Боязнь ошибочных действий.

3) Страх знания.

4) Боязнь острых предметов.

5) Боязнь нищих и попрошаек.

6) Страх воды.

7) Страх ходьбы.

8) Страх микробов.

9) Страх поэзии.

10)Страх работы.

11)Страх прогресса.

12)Страх перед морщинами.

13)Страх растолстеть.

14)Страх наслаждения.

15)Боязнь говорить.

16)Боязнь тещи или свекрови.

Задание 9. Определите при помощи словаря, какие слова пишутся слитно, какие – раздельно, а какие через дефис?

(Де)факто, (де)юре, (де)по, (де)кольте, (ва)банк, (ви)за(ви), (тет)а(тет), (персона)грата, (далай)лама, (форс)мажор, (ком)ильфо, (де)жа(вю), (дон)жуан, (метр)дотель, (карт)бланш, (альма)матер, (аль)пари, (ленд)лиз, (киш)миш, (прайм)тайм, (секонд)хэнд, (ноу)хау, (цейт)нот.

Задание 10. Б.Ю. Норман дает следующее определение: "Языковая игра – это нетрадиционное, неканоническое использование языка, это творчество в языке, ориентация на скрытые эстетические возможности языкового знака". Поскольку в языковой игре нарушаются существующие языковые нормы, то факты словосочинительства могут рассматриваться как ошибки и как факты речетворчества. Поэтому необходимо различать лексические ошибки, которые в основе своей представляют употребление слов в ненормативных значениях, и языковую игру, которая используется в речи, когда нам не хватает слов, чтобы выразить свою мысль, чтобы отличиться от окружающих, шутки ради.

Определите, за счёт чего создается юмористический эффект высказываний (нарушение норм, обыгрывание звукового облика слова, его значений, мена синтаксических позиций, расстановка вариативных знаков препинания, изменение фразеологизма, искажение цитаты).

1) Требуется человек, хорошо владеющий языком, для наклеивания почтовых марок.

2) Женщины подобны диссертациям: всю жизнь их защищаешь.

3) У нас сегодня утренняя вспашка квартиры.

4) Мы так накислородились на даче, на весь год хватит (из детской речи).

5) Хухры-мухры – это вам не хала-бала![1]

6) Наше население – самое законоослушное в мире.

7) Сколько смыслов у фразы «В музей поступил эскиз руки Рафаэля, принадлежащий неизвестному художнику»?

8) Хорошо живут, мерзавцы! (речь об американцах). Хорошо живут мерзавцы! (о наших).

9) Выбирай: либо «Любовь к трём апельсинам», либо – к трём «лимонам».

10) Булыжник – оружие пролетариата. Очки – орудие интеллигенции. Победа по очкам – всегда за булыжником.

11) Рост числа респираторных заболеваний неслучаен: ведь всем на всё начхать!

12) Вор за словом в карман не полезет.

13) Отправился в места, не столь отдалённые, как нам хотелось бы.

14) Прожёг жизнь в нескольких злачных местах.

15) И как это хватает одного дурака на всех, кто его валяет?

16) Он раскрыл рот и произвёл очередной акт словесной дефекации.

17) Дело об исчезновении поезда прекращено за отсутствием состава.

18) Достигнут полный нонсенсус.

19) Преступник возбуждён как уголовное дело.

20) Надпись на бирке: «Стопроцентный cotton, ручная wash».

21) Папа приходит к обеду. Мама приходит – это к обеду.

Задание 11. В сети Интернет встречается немало «опусов» народного творчества. Замените в тексте нелитературные слова (жаргонизмы, сленг, американизмы) на литературные:

Жил-был олигарх. И было у него три сына: двое крутых, а третий – Иван-лох. И захотел олигарх внуков, чтоб было кому общак передать, и решил он сыновей женить. Наехал на них и учинил крутую разборку: "Вот вам стрелы, куда стрела попадет, там и жену ищите". Старший сын попал в классную сингершу. Средний – в крутую топ-модель. А младший, Иван, – в мокрую зеленую жабу.

Однако в соответствии с традициями русского фольклорного happy-end'а бизнес-леди оказались полными отморозками, а лягушка – прекрасной царевной. Уложила она Ивана спать, а на утро глядит он: вместо старой избы – вилла с бассейном, а вместо лягушки – Клаудиа Шиффер.

Мораль той сказки такова: будь лохом, целься в жабу и ложись спать: "Утро вечера мудренее".


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: