Певзнер М.Е. Горная экология. – М., 2003. – 396 с

В книге изложены общие и специальные вопросы горной экологии — нового направления в горных науках. Рассмотрены основные процессы в биосфере и особенности техногенного воздействия на окружающую среду. Приведены сведения о правовых основах охраны окружающей среды и системе государственного управления природопользованием в России. Проанализированы виды воздействия горного производства на все элементы биосферы: воздушный водный бассейны, природный ландшафт и недра. Дана характеристика горно-экологического мониторинга окружающей среды и экологических аспектов горной экологии.

Книга предназначена для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности «Горное дело».

Задание 9. Заполните таблицу конструкциями, которые используются при создании аннотации.

СМЫСЛОВЫЕ БЛОКИ РЕЧЕВЫЕ КЛИШЕ
Общая характеристика книги (статьи, сборника) В книге изложены… … …
Описание композиционных особенностей Пособие делится на две части … … …
Краткая характеристика содержания В монографии рассматриваются вопросы … … …
Указание на читательский адрес Учебник предназначен для … … …
Стремление заинтересовать читателей Книга является первым руководством по … … …

Справка: кратко излагается история чего; приведены данные, наглядно показывающие что; автор дает обзор чего и приходит к выводу о чем; в статье на основе анализа чего показано что; работа завершается обзором чего; характеризуются предмет, задачи чего; освещаются теории чего; представлен анализ чего; главное внимание обращается на что; на большом фактическом материале показано что; в монографии дается характеристика чего; завершает книгу раздел о чем; большое место в работе занимает рассмотрение чего; книга представляет интерес для кого; монография может быть полезна при изучении чего.

Задание 10. Приведенные ниже фразы характеризуют различные жанры. Выпишите те из них, которые имеют отношение к реферату.

Из исходного текста выбирается информация, представляющая ценность только для автора реферата;

отбирается объективно ценная информация;

вступление и заключении не нужны, главное – наличие основной части;

структура общепринята: вступление, основная часть, заключение;

только сообщается о том, какие проблемы рассматриваются в исходном тексте;

не только перечисляются, но и подробно рассматриваются основные проблемы исходного текста;

автор может постоянно высказывать свое отношение к изложенному в исходном тексте;

свое отношение автор может изложить в заключении;

автор может пользоваться только ему понятными сокращениями, значками.

Задание 11. Определите последовательность действий референта при написании реферата:

- изложить основную часть;

- прочитать исходный текст;

- продумать и записать вступление, указав в нем тему или сформулировав основную проблему, рассматриваемую автором;

- осмыслить исходный текст;

- правильно указать библиографические данные;

- продумать, как можно изложить основной текст кратко, но с минимальными информационными потерями (что-то исключить, что-то обобщить);

- прочитать текст реферата, отредактировать его, внести необходимые поправки; проверить использование клишированных конструкций;

- продумать и записать заключение, выразив свое отношение в корректной форме;

- порекомендовать книгу (статью и т.п.) определенным категориям читателей.

Задание 12. Сравните аннотацию и реферат на одну и ту же статью. Обратите внимание, что в реферате – в отличие от аннотации:

1) более полно раскрываются проблемы и основные положения работы;

2) приводится аргументация этих положений;

3) указываются выводы, к которым пришел автор.

Проанализируйте выделенные конструкции в реферате.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: