double arrow

Воображение

Воображение,как и мышление, принадлежит к числу высших познавательных процессов, в которых отчетливо обнаруживается специфически человеческий характер деятельности людей. Не вообразив себе готовый результат труда, нельзя приниматься за работу. В представлении ожидаемого результата с помощью фантазии — главное отличие человеческого труда от инстинктивной деятельности животных. Любой трудовой процесс с необходимостью включает в себя воображение. Воображение выступает как необходимая сторона художественной, конструкторской, научной, литературной, музыкальной, вообще любой творческой деятельности. Воображение — это необходимый элемент творческой деятельнос­ти человека, выражающийся в построении образа конечного и промежуточных продуктов труда, стимулирующего их предметное воплощение, а также обеспечивающий создание программы поведения в тех случаях, когда проблемная ситуация характеризуется неопределенностью; вместе с тем воображение может выступать как средство создания образов не программирующих активную деятельность, а заменяющих ее.

Воображение тесно связано с мышлением.Подобно мышлению, оно позволяет предвидеть будущее. В чем же заключается общее между мышлением и воображением, и к чему сводятся различия между ними? Так же, как и мышление, воображение возникает в проблемной ситуации, т.е. в тех случаях, когда необходимо отыскать новые решения, так же, как и мышление, оно мотивируется потребностями личности. Реальному процессу удовлетворения потребностей может предшествовать иллюзорное, в воображении, удовлетворение потребности, т.е. живое яркое представление той ситуации, при которой эти потребности могут быть удовлетворены. Опережающее отражение действительности, осуществляемое в процессах фантазии, происходит в конкретно-образной форме, в виде ярких представлений, в то время как опережающее отражение в процессах мышления происходит путем оперирования с понятиями, позволяющими обобщенно и опосредованно познавать мир.




Таким образом, в проблемной ситуации, с которой начинается деятельность, существуют две системы опережения сознанием результатов этой деятельности: организованная система образов (представлений) и организованная система понятий. Возможность выбора образа лежит в основе воображения, возможность новой комбинации понятий лежит в основе мышления. Часто такая работа идет в «двух этажах», так как системы образов и понятий тесно связаны — выбор, например, способа действия осуществляется путем логических рассуждений, с которыми органически слиты яркие представления того, как будет осуществляться действие.



Виды воображения. Непроизвольное и произвольное воображение. Наиболее простая форма воображения — это те образы, которые возникают без специального намерения и усилий с нашей стороны. Глядя на причудливые облака, плывущие в небе, мы иногда непроизвольно видим в них лицо человека или очертания животного, студент читает интересную книгу, он живет жизнью ее героев, сочувствует их радости и горю и т.д. Интересная, увлекательная книга вызывает у него яркие образы непроизвольного воображения.

Произвольное воображение проявляется в случаях, когда новые образы или идеи возникают в результате специального намерения человека вообразить что-то определенное, конкретное. Инженер рассматривает сложный чертеж новой машины. Он старается представить себе ее внешний вид, принцип ее работы, делает для этого определенные умственные усилия. Ученик, изучая ботанику, старается представить себе вид того или иного растения, изучая историю — представить себе образ исторического деятеля, героя, полководца и т.д.

Воссоздающее и творческое воображение. По степени самостоятельности воображения и оригинальности его результатов различают два вида воображения — воссоздающее и творческое. Воссоздающее воображение — это представление новых для человека объектов в соответствии с их описанием, чертежом, схемой. Этот вид воображения используется в самых различных видах деятельности. В обучении он играет особо важную роль. В отличие от воссоздающего воображения творческое воображение есть самостоятельное создание новых образов в процессе творческой деятельности. Творческая деятельность — это деятельность, которая дает новые, впервые создаваемые, оригинальные продукты, имеющие большое значение: открытие новых закономерностей в науке, изобретение новых машин, отыскание способов выведения новых сортов растений или пород животных, создание произведений искусства, литературы и т.п.

Речь

Речь является основным средством человеческого общения. Без нее человек не смог бы получать и передавать большое количество информации которая, несет смысловую нагрузку или фиксирует в себе то, что невозможно воспринять с помощью органов чувств. Без письменной речи человек был бы лишен возможности узнать, как жили предыдущие поколения или передать другим свои мысли и чувства. Благодаря речи как средству общения индивидуальное сознание человека, не ограничивается личным опытом, а обогащается опытом других людей, причем гораздо в большей степени, чем это может позволить наблюдение и другие процессы неречевого, непосредственного познания, осуществляемыечерез органы чувств.

Речь –этосистема используемых человеком звуковых сигналов, письменных знаков и символов для передачи информации. Речьэто процесс использования языка в целях общения людей. Язык и речь неразрывно связаны между собой, и эта связь выражается в том, что язык как орудие общения существует до тех пор, пока люди говорят на нем. Как только люди перестают говорить, язык становится мертвым. Примером могут служить латинский и старославянский языки.

Формирование высших психических функций и чувств (моральные, эстетические, интеллектуальные) у человека осуществляется только благодаря речи. Если речь у человека не развивается, то ни моральные, ни эстетические, ни интеллектуальные чувства даже в самом примитивном виде не формируются.

В психологии различают два основных вида речи: внешнюю и внутреннюю. Внешняя речь включает устную(диалогическую и мо­нологическую) и письменную.Диалог — это непосредственное об­щение двух или нескольких человек. Диалогическая речь— это речь поддерживаемая. Разновидностью диалогического общения является беседа,при которой диалог имеет тематическую направленность. Монологическая речь— длительное, последовательное, связное изложение системы мыслей, знаний одним лицом. Письменная речьпредставляет собой разновидность монологической речи. Она более развернута, чем устная монологическая речь.

Внутренняя речь— это особый вид речевой деятельности. Она выступает как фаза планирования в практической и теоретической деятельности. Перевод внешней речи во внутреннюю (интериоризация) сопровождается редуцированием (сокращением) структуры внешней речи, а переход от внутренней речи к внешней (экстериоризация) требует, наоборот, развертывания структуры внутренней речи, построения ее в соответствии не только с логическими правилами, но и с грамматическими.

Речь выполняет ряд функций: сигнификативную, коммуникативную и функцию обобщения.

Сигнификативная (функция обозначения, названия) отличает речь человека от коммуникации животных. У человека со словом связано представление опредмете или явлении. Взаимопонимание в процессе общения основано, таким образом, на единстве обозначения предметов и явлений воспринимающим и говорящим.

Функция обобщениясвязана с тем, что слово обозначает не только отдельный, данный предмет, но целую группу сходных предметов и всегда является носителем их существенных признаков.

Коммуникативная функция связана с передачей информации. В коммуникативной функции речи принято выделять три стороны: информационную, выразительную и волеизъявительную. Информационная сторонапроявляется в передаче знаний и тесно связана с функциями обозначения и обобщения. Выразительная сторонаречи помогает передать чувства и отношения говорящего к предмету сообщения. Волеизъявительная сторонанаправлена на то, чтобы подчинить слушателя замыслу говорящего.






Сейчас читают про: