Практическое занятие 2. Мифология в первобытных и древневосточных обществах (2 ч.).
Вопросы для обсуждения
1. Понятие мифа и мифологии.
2. Виды мифов.
3. Мифы о происхождении мира, богов и человека:
1) Австралия;
2) Полинезия;
3) папуасы;
4) Египет;
5) Индия.
Сравните мифы о происхождении мира, богов, человека у разных народов.
4. Значение мифологии для древних обществ. Сравните отношение к мифологии в древности и в современном мире.
Литература
1. Мифологический словарь. – М., 1992; Смоленск, 2000 и др. издания.
2. Мифология: Большой энциклопедический словарь. – М., 1998.
3. Мифы народов мира: Энциклопедия. – В 2 т. – М., 1997 и др. издания.
4. Мифы и легенды Австралии. – М., 1976.
5. Мифы Древней Индии. – М., 1975.
6. Мифы и предания папуасов маринд-аним. – М., 1981.
7. Мифы, предания и сказки Западной Полинезии: острова Самоа, Тонга, Ниуэ и Ротума. – М., 1986.
8. Мифы и сказки Австралии. – М., 1965.
9. Мюллер М. Египетская мифология. – М., 2007. Гл. 4.
10. Немировский А.И. Мифы древности. Ближний Восток. – М., 2001.
|
|
11. Темкин Э.Н., Эрман В.Г. Мифы Древней Индии. – М., 1982.
Интернет-ресурсы
1. Мифологический словарь // http://myths.kulichki/ru/
2. Мифы и легенды народов мира // http://www.ckazka.com/myth/myth/html
3. Мифы народов мира: Энциклопедия / Под ред. С.А. Токарева. – М., 1980 // http://philologos.narod.ru/myth/mnmindex.htm
Практическое занятие 3. Историография первобытного общества (4 ч.).
Вопросы для обсуждения
1. Представления о первобытных народах с древних времен до эпохи Великих географических открытий.
2. Изучение первобытной истории в XVI–XVIII вв. (оформить таблицу 1). Использовать текст в учебнике по истории первобытности, с. 45-48, начать конспект на 1 абзац выше пункта «Первые обобщения».
3. Изучение первобытной истории в XIX в. (оформить таблицу 2):
а) на основе археологических источников;
б) на основе этнологических источников;
в) на основе достижений естествознания;
г) другие работы.
Таблица 1
Изучение первобытной истории в XVI–XVIII вв.
Страница/ы из учебника (номер). | Автор и время его жизни. | Название работы (или о чем работа). Источники, которые использовал автор. | Концепция автора; проблемы, которые он изучал; основные выводы. |
Таблица 2
Изучение первобытной истории в XIX в.
Страница/ы из учебника (номер). | Автор и время его жизни. | Название работы (или о чем работа). Источники, которые использовал автор. | Концепция автора; проблемы, которые он изучал; основные выводы. | ||
На основе археологических источников | |||||
На основе этнологических источников | |||||
На основе достижений естествознания | |||||
Другие работы | |||||
Учебная литература
|
|
Алексеев В.П., Першиц А.И. История первобытного общества. – Любое издание. – Глава 1.2. С. 39-62.
Задание для самостоятельной работы (проверяется в Рейтинге № 1 и на экзамене).
Тема: Изучение первобытной истории в XX в.
Задание: составить конспект по теме по аналогии с Вопросом 3 (Таблица 2). При составлении конспекта осветить изучение первобытной истории в XX в.: 1) на основе археологических источников; 2) на основе этнологических источников; 3) на основе достижений палеоантропологии; 4) другие работы.
Учебная литература
Алексеев В.П., Першиц А.И. История первобытного общества. – Любое издание. – Глава 1.2. С. 63-79.