Финансовые особенности дочерних и независимых обществ

Финансовые особенности филиала и представительства

Финансовые особенности филиала определяются тем, что он является обособленным подразделением АО, располагается вне общества и осуществляет все функции общества или их часть. Финансовая особенность представительства определяется также тем, что оно является обособленным вне общества и представляющий интересы общества, кроме того, представительство защищает интересы общества. И филиал, и представительство не являются юридическими лицами. Они функционируют на основании положения, которое утверждает АО. И филиал, и представительство наделяются имуществом создавшего их АО, которое учитыватся на отдельных балансах и балансах АО. Руководитель филиала и руководитель представительства назначаются АО и действуют на основании выданной обществом доверенности. Филиал и представительство осуществляют предпринимательскую деятельность от имени АО, ответственность за их финансово-хозяйственную деятельность несет также АО.

Дочерние и независимые общества имеют свои финансовые особенности. Общество признается дочерним, если другое основное хозяйственное товарищество или общество в силу преобладающего участия в его уставном капитале, либо в соответствии с заключенным между ними договором имеет возможность определять решения, принимаемые таким обществом. Дочерние общества не отвечают по долгам АО.

Основное общество, если оно имеет право давать дочернему обществу обязательные для него указания, отвечает солидарно с дочерним обществом по сделкам заключенным в соответствии с этими указаниями.

Открытое акционерное общество – это общество, участники которого могут продавать принадлежащие им акции без согласия других акционеров. ОАО могут проводить открытую подписку на выпускаемые им акции и осуществлять их свободную продажу. Минимальный размер уставного капитала ОАО, в соответствии с действующем законодательством, установлен в размере 1000 МРОТ на день регистрации и при утверждении АО все его акции должны быть распределены среди участников. В случае если стоимость чистых активов станет меньше установленной законом минимальной величины уставного капитала, то общество обязано объявить и зарегистрировать в установленном порядке такое уменьшение. Если стоимость чистых активов станет меньше установленной законом минимальной величины уставного капитала, то общество должно быть ликвидировано. Увеличение уставного капитала может быть проведено следующими двумя способами:

- посредством увеличения номинала уже имеющихся акций;

- путем дополнительного выпуска (дополнительной эмиссии) акций.

Однако такое решение может быть принято лишь после полной оплаты уставного капитала. При изменении количества или цены акции общества для увеличения капитала, возникает объект обложения налогом на операции с ценными бумагами. Объектом налогообложения в данном случае является заявленная эмитентом номинальная сумма выпуска ценных бумаг, эмиссия которых требует государственной регистрации[ii]. При выпуске дополнительного количества акций налог на операции с ценными бумагами рассчитывается по ставке 0,8% от номинала вновь выпускаемых акций.

При увеличении уставного капитала путем увеличения номинальной стоимости акций, налогообложению по ставке 0,8% подлежит разница между заявленной эмитентом суммой выпуска акций нового номинала и величиной уставного капитала до его увеличения. Уставный капитал ОАО направляется на формирование производственных фондов и кроме того, АО имеет право размещать среди потенциальных инвесторов облигации, которые в отличие от акций выпускаются на определенный срок, их стоимость должна быть погашена и проценты по ним выплачены. Облигации являются, как правило, заемными средствами (т.к. облигация – долговая ценная бумага) и в большей степени используются на пополнение оборотного капитала.

Прибыль ОАО определяется и облагается налогом на прибыль в таком же порядке, как и у ООО, но в дальнейшем распределение имеет свои особенности. В законодательном порядке рассматривается формирование резервного фонда, величина которого не может быть менее 10% и более 25% от величины оплаченного уставного капитала. Отчисления производятся в размере не менее 5% от чистой прибыли, до тех пор, пока величина резервного фонда не достигнет зафиксированной в уставе.

Финансовый резерв (фонд) предназначен для покрытия убытков ОАО, а также может быть использован на выплату дивидендов, если прибыли отчетного года для этого недостаточно. Кроме того, из прибыли остающейся в распоряжении общества могут быть сформированы и другие фонды, аналогичные резервному. Например, выкупной фонд, который создается в размерах необходимых для погашения выпущенных и размещенных облигаций, если после этого прибыль остается, то она направляется на развитие социальной сферы общества, на его производственное развитие, на выплату дивидендов и процентов по облигациям. На ряду с традиционными затратами, связанными с развитием производства, финансируемые за счет прибыли к их числу относятся и затраты, связанные с эмиссией и размещением ценных бумаг. Решение о выплате дивидендов по простым акциям зависит от результатов финансовой деятельности общества. Оно, утверждается общим собранием акционеров, может принять решение о капитализации дивидендов и это позволяет АО сократить расходы на выпуск и размещение акций и получить дополнительные финансовые ресурсы.

Закрытое акционерное общество – это хозяйственное общество, акции которого распространяются только среди его учредителей или иного заранее определенного круга лиц. Оно не вправе проводить открытую подписку на выпускаемые им акции.

граждане юридические лица

договор о социальном АО

ОАО ОАО

учредители

устав

ОАО, ЗАО

участники акционеры

имущество (собственность общества)

предпринимательская деятельность

эмиссионная деятельность

Акционеры ЗАО обладают преимущественным правом в приобретении акций продаваемых другими акционерами. Порядок и сроки осуществления преимущественного права устанавливаются уставом общества и определен срок не менее 30, не более 60 дней с момента предложения акций на продажу. Уставный капитал ЗАО установлен в размере не менее 100 МРОТ на день регистрации общества. Число участников ЗАО не может быть более 50, а в случае превышения этой численности общество должно преобразовываться в ОАО в течение 1 года, а по истечении этого срока должно быть ликвидировано, если число участников не было сокращено.

Производственный кооператив – это добровольное объединение граждан на основе членства для совместной производственной или иной деятельности основанное на личном, трудовом или ином участии и объединении имущественных паевых взносов. Эта форма предпринимательской деятельности характерна для производства, переработки, сбыта промышленной, сельскохозяйственной продукции, торговли, бытового обслуживания, оказания работ и услуг. Члены производственного кооператива несут субсидиарную ответственность по обязательствам кооператива. Число членов производственного кооператива не может быть менее 5. Имущество кооператива делится на паи, причем они оговариваются в уставе. Производственный кооператив может создавать неделимые фонды за счет определенной части имущества, если это оговорено в уставе. К моменту регистрации кооператива каждый его член должен оплатить не менее 50% своего взноса, а остальная часть в течение года. Прибыль производственного кооператива распределяется между его членами, согласно их трудовому участию.

Унитарное предприятие – это коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество. Унитарными предприятиями могут быть только государственные и муниципальные предприятия. Имущество унитарного предприятия является неделимым.

Унитарное предприятие отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом, но не несет ответственности по обязательствам собственника.

Различают следующие виды унитарных предприятий:

- на праве хозяйственного ведения;

- на праве оперативного управления.

Унитарные предприятия на праве хозяйственного ведения создается по решению уполномоченного государственного или муниципального органа. Имущество находится в государственной или муниципальной собственности. Управляет унитарным предприятием руководитель, назначенный уполномоченным органом или собственником. Собственник имущества унитарного предприятия не отвечает по обязательствам предприятия.

Размер уставного фонда определяется законом «О муниципальных и государственных предприятиях» и к моменту регистрации он должен быть полностью оплачен.

Если по результатам финансово-хозяйственной деятельности стоимость чистых активов предприятия станет меньше величины уставного фонда, то последний должен быть соответственно уменьшен. Если размер уставного фонда станет меньше предусмотренного законом, то предприятие может быть ликвидировано по решению суда.

Формирование и распределение прибыли, взаимоотношения с бюджетом осуществляется в общем установленном порядке.

Унитарное предприятие на праве оперативного управления (федеральное казенное предприятие) – создается по решению Правительства РФ.

Правительство РФ

 
 


Устав

Унитарное предприятие на праве оперативного управления (федеральное казенное предприятие)

Имущество – федеральная собственность

Предпринимательская деятельность

Его имущество находится в государственной собственности. Предприятие отвечает по всем своим обязательствам всем своим имуществом. Правительство РФ несет субсидиарную ответственность по обязательствам предприятия. Предприятие вправе распорядится своим имуществом лишь с согласия собственника.

Производственная и финансово-хозяйственная деятельность казенного предприятия осуществляется в соответствии с планом-заказом и планом развития завода.

Уполномоченный орган ежегодно на основании, выявленной им потребности продукции, в работах и услугах, производимых заводом в целях обеспечения поставок для государственных нужд, выполнения государственного заказа и заключенных договоров доводит до завода за три месяца до начала планируемого периода обязательный для исполнения и согласованный с Минфином и МЭРТ план-заказ с учетом плана развития.

Продукция, работы, услуги, произведенные согласно плана-заказа, по которому в соответствии с действующим законодательством не применяется государственное регулирование цен и тарифов, реализуется по ценам и тарифам установленным уполномоченным органом.

Принцип и порядок формирования цен, определяемых в плане-заказе, условия и периодичность их корректировки устанавливают Минфин и Минэкономразвития с участием уполномоченного органа.

Продукция, работы и услуги, произведенные в плане самостоятельной хозяйственной деятельности реализуется по ценам и тарифам, установленным заводом самостоятельно или по договорным ценам, а в случае, предусмотренном законодательством – по государственным ценам.

Прибыль от реализации продукции, работ и услуг, произведенных в соответствии с планом-заказом и в результате разрешенной ему самостоятельной деятельности направляется на финансирование предприятий, обеспечивающих выполнение плана-заказа и плана развития, а также на социальное развитие. Свободный остаток прибыли после использования на указанные нужды подлежит изъятию в доход федерального бюджета.

Ежегодно казенный завод отчитывается перед уполномоченными органами о целевом использовании бюджетных средств, а также об амортизационных отчислениях. Казенный завод может получать кредиты на выполнение уставных целей под гарантии правительства РФ.

Самостоятельное использование полученных доходов, допускается в объеме и порядке согласованных с уполномоченным органом исполнительной власти.

Предпринимательские риски казенного завода минимизированы благодаря непосредственному участию государства в решении многих финансовых вопросов.

ТЕМА 4: ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ФИНАНСОВ МАЛОГО БИЗНЕСА

В последние годы в нашей стране развитие малого бизнеса провозглашается как одно из важнейших направлений государственного регулирования. Государственная поддержка малого предпринимательства осуществляется по следующим направлениям:

1) формирование инфраструктуры поддержки и развития малого предпринимательства;

2) создание льготных условий, использование государственных, финансовых, материальных, информационных и технических ресурсов, а также научно-технических разработок;

3) установление упрощенной системы порядка регистрации, лицензирования деятельности малого предприятия, сертификации продукции, предоставление государственной, статистической и бухгалтерской отчетностей;

4) поддержка внешнеэкономической деятельности предприятия.

К субъектам малого предприятия относятся коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия РФ, субъектов РФ общественных и религиозных организаций, фондов не превышает 25% и доля принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам не превышает 25%.

К субъектам малого предпринимательства относятся также физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица.

Малые предприятия, занимающиеся многопрофильными видами деятельности, относятся по критериям того вида деятельности, доля которого является наибольшей в годовом объеме оборота или прибыли.

Предприятие, созданное в соответствии с законодательством РФ в уставном капитале которых доля одного или нескольких иностранных лиц превышает 25%, а также иностранные юридические лица, осуществляющие деятельность в РФ через иностранные представительства не могут быть отнесены к субъектам малого предпринимательства.

Предприятия, созданные по закону РФ и отвечающие критериям отнесения к субъектам малого бизнеса, учредителями которых являются иностранные граждане, рассматриваются как малые предприятия.

Для субъектов малого предпринимательства принимается упрощенная система налогообложения учета и отчетности. Право выбора системы налогообложения учета и отчетности, предоставляется субъектам малого предпринимательства на добровольной основе.

Применение упрощенной системы учета и отчетности предоставляется субъектам малого предпринимательства на добровольной основе.

Для предприятий, применяющих упрощенную систему, сохранен действующий порядок уплаты таможенных платежей, государственных пошлин, лицензионных сборов, налога на приобретение автотранспортных средств, отчисления в социальные внебюджетные фонды.

Действие упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности распространяется на индивидуальных предпринимателей и организации с предельной численностью работающих до 15 человек, независимо от вида деятельности.

Под действие упрощенной системы налогообложения учета и отчетности не попадают организации занятые производством подакцизной продукции, кредитные организации, страховщики, профессиональные участники игорного бизнеса и инвестиционные фонды.

Общее законодательство по налогу на прибыль устанавливало определенные льготы для малых предприятий. Также льготы получают предприятия, зарегистрированы до 2002 года.

Первые два года работы не уплачивают налог на прибыль малые предприятия, осуществляющие производство и переработку сельскохозяйственной продукции, производство продовольственных товаров и товаров народного потребления, строительных материалов, медицинской техники, строительные и ремонтные работы в жилищной сфере, объектов производственного, социального, природоохранного назначения при условии, если выручка от указанных видов деятельности превышает 70% общей суммы.

Третий и четвертые годы работы малые предприятия уплачивают налог на прибыль в размере соответственно 25% и 50%, установленной ставки налога на прибыль, если выручка от указанных видов деятельности составляет более 90% от общей суммы выручки.

Малые предприятия могут получать кредиты на льготных условиях (12 –15% годовых). Разницу ставки кредитования компенсируют фонды поддержки малого предпринимательства.

Малые предприятия могут создавать общества взаимного кредитования; страхование объектов малого предпринимательства, также осуществляется на льготных условиях.

Фонды поддержки малого предпринимательства могут компенсировать разницу в недополученных расходах страховых компаний.

ТЕМА 5: ФИНАНСОВО-ПРОМЫШЛЕННЫЕ ГРУППЫ (ФПГ)

ФПГ является результатом концентрации ресурсов и капиталов осуществляемых в целях расширения масштаба задач (реализация инвестиционных проектов, развитие производства, расширение рынка сбыта, создание новых рабочих мест, повышение эффективности производства).

Участниками ФПГ являются юридические лица, подписавшие договор о ее создании и учрежденная ими центральная компания, либо основные ее дочерние общества, образующие ФПГ.

В состав ФПГ могут входить: коммерческие и некоммерческие организации, в том числе и иностранные, кроме общественных и религиозных объединений.

Участие организации в нескольких ФПГ не разрешается. Среди участников ФПГ обязательно наличие организаций действующих в сфере производства товаров и услуг, а также кредитных учреждений. Государственные и муниципальные предприятия могут быть участниками ФПГ на условиях и в порядке определяемых собственником имущества.

ФПГ формирует организационный пакет, то есть пакет документов, предоставляемых центральной компанией в полномочный государственный орган. Высшим органом ФПГ является совет управляющих, включающий представителей всех участников группы. Участник ФПГ направляет представителя в состав совета управляющих на основании решения своего органа управления.

Центральная компания ФПГ является юридическим лицом, учрежденным всеми участниками договора о создании ФПГ и представляет собой инвестиционный институт, но допускается создание центральной компании также в форме хозяйственного общества, ассоциации, союза.

Центральная компания выполняет следующие функции:

1) выступает от имени участников ФПГ в вопросах связанных с созданием и деятельностью ФПГ;

2) ведет сводный учет отчетности и баланса (консолидированная отчетность) и готовит ежегодный отчет о деятельности ФПГ;

3) выполняет в интересах участников отдельные банковские операции.

Деятельность ФПГ осуществляется в соответствии с договором о создании группы и ее организационным проектом при использовании обособленных активов.

Участники ФПГ занятые в сфере производства товара могут быть признаны консолидированной группой налогоплательщика, а также могут вести сводный учет, отчетность и баланс. По обязательствам центральной компании, возникающим в процессе деятельности ФПГ, участники несут солидарную ответственность.

Государство поддерживает создание и развитие ФПГ. Мерами государственной поддержки является:

1) предоставление участникам ФПГ право самостоятельно определить срок амортизации оборудования и накопления амортизационных отчислений, и направление использования полученных средств;

2) передача в доверительное управление центральной компании временно закрепленных за государством пакетов акций участников этой ФПГ;

3) предоставление государственных гарантий для привлечения инвестиций;

4) привлечение инвестиционных кредитов;

5) другие льготы.

ФПГ классифицируют по следующим признакам:

I. по формам производственной интеграции:

1) вертикальные;

2) горизонтальные;

II. по формам отраслевой принадлежности:

1) межотраслевые;

2) отраслевые;

III. по масштабам деятельности:

1) международные;

2) республиканские;

3) региональные;

IV. по степени диверсификации:

1) монопрофильные;

2) многопрофильные.

ТЕМА 6: КЛАССИФИКАЦИЯ ФИНАНСОВ ПРЕДПРИЯТИЯ


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: