Точка | Координаты | |
x | y | |
Пункт 1 | 500,00 | 500,00 |
Пункт 2 | 432,52 | 477,23 |
ПК0 | 477,00 | 435,60 |
Уг1 | 478,80 | 474,20 |
Уг2 | 465,90 | 514,20 |
Уг3 | 425,40 | 547,10 |
Уг4 | 380,30 | 565,20 |
Результаты вычислений приведены в табл. 3.2, где в графах 2 – 7 представлены координаты точек и приращения координат. В графах 8 – 10 записаны результаты вычислений тангенсов румбов и румбы направлений, образованных точками планового обоснования, которые закреплены на местности, и углами поворота трассы. Например, тангенс направления линии пункт 2 – ПК0 (см. рис. 3.2) равен
.
Знаки приращений координат определяют название румбов. По величине и названию румба определяют соответствующий дирекционный угол линии. Горизонтальный угол, который необходимо отложить на местности теодолитом от линии 2 – 1 по направлению 2 – ПК0, вычисляют из разности дирекционных углов этих линий. Если величина дирекционного угла для правой линии окажется меньше, чем для левой, то к ней добавляют 360°:
.
Вычисление длин линий от точек планового обоснования до углов поворота производят по формуле
.
Приближенным контролем является сравнение полученных измерений в результате вычислений углов и линий с измеренными значениями на плане.
При вычислении получены лишь горизонтальные проложения линий. В натуре откладывают линии с учетом угла наклона. Для этого определяют поправку за наклон линии, которая равна , где – превышение, определяемое разностью отметок концов линии. Тогда откладываемое на местности расстояние .
Если вдоль линии имеются участки с переменными уклонами, например, линия пункт 2 – Уг4, то поправки вводятся отдельно для каждого участка. При уклонах менее 0,02 – 0,03 ввиду малости поправки не вводят. Пример вычисления приведен в табл. 3.3.